13.2. Сцепление - общее описание и проверка исправности функционирования

На всех автомобилях, оборудованных РКПП, установлено однодисковое сцепление сухого типа с диафрагменной пружиной. Диск сцепления (ведомый) оборудован шлицованной ступицей, обеспечивающей свободное его скольжение вдоль шлицов первичного вала коробки передач. Ведомый и нажимной диски удерживаются прижатыми друг к другу за счет усилия, развиваемого диафрагменной пружиной нажимного диска.

Ведомый диск и корзина сцепления (с нажимным диском).

Система выключения сцепления функционирует за счет гидравлического давления. Гидравлическая система выключения сцепления состоит из педали сцепления, главного цилиндра с резервуаром гидравлической жидкости, гидравлических линий, исполнительного цилиндра и рычага выключения сцепления, который находится внутри корпуса сцепления.

При выжимании педали сцепления гидравлическое давление прикладывается к выжимному подшипнику через рычаг выключения сцепления. Подшипник прижимается к лепесткам диафрагменной пружины нажимного диска в сборке корзины, который, в свою очередь, отпускает ведомый диск.

При обсуждении процедур, связанных с обслуживанием узлов сцепления могут возникнуть проблемы, связанные с терминологией, так как общеупотребительные названия многих компонентов отличаются от принятых изготовителями. Например, ведомый диск может называться также диском сцепления или просто диском, выжимной подшипник иногда называют сквозным или подшипником выключения сцепления, цилиндр выключения сцепления чаще упоминается как исполнительный или рабочий.

Кроме смены очевидно поврежденных компонентов следует регулярно производить профилактические проверки состояния сцепления с целью диагностики его неисправностей.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Первой всегда производится проверка уровня жидкости в главном цилиндре сцепления. Если уровень недостаточен, следует произвести долив и тщательно исследовать всю гидравлическую систему на наличие следов утечек. Если резервуар главного цилиндра оказывается пуст, система должна быть прокачана с последующей проверкой функционирования сцепления.
  2. Для проверки качества выключения сцепления запустите двигатель и оставьте его работающим на оборотах нормального холостого хода при установленной на нейтральную передачу РКПП (сцепление включено - педаль отпущена). Выключите сцепление (выжмите педаль), обождите несколько секунд и переведите коробку в положение задней передачи. При этом не должно возникать никакого скрежета и прочих посторонних шумов. Наличие таковых с большой долей вероятности указывает на неисправность нажимного или ведомого диска сцепления (при условии, что РКПП в порядке).
  3. Для проверки полноты выключения сцепления запустите двигатель (стояночный тормоз взведите с целью предотвращения страгивания автомобиля) и удерживайте педаль сцепления приблизительно в 13 мм над полом. Несколько раз переключите коробку, переводя ее из положения первой передачи в положение задней и обратно. Если плавность в переключения коробки отсутствует, имеет место неисправность компонентов сцепления. Проверьте ход толкателя исполнительного цилиндра. При полностью выжатой педали толкатель исполнительного цилиндра должен заметно выступать. Если это не так, проверьте уровень жидкости в главном цилиндре.
  4. Произведите визуальную проверку состояния осевой втулки в верхней части педали сцепления. Удостоверьтесь в отсутствии признаков ее закусывания или чрезмерного люфта.


 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2