13.4. Снятие, проверка состояния и установка компонентов сцепления

Пыль, вырабатываемая в процессе функционирования сцепления и скапливающаяся на поверхности его компонентов может содержать вредный для здоровья асбест. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не сдувайте пыль с компонентов сцепления сжатым воздухом и не вдыхайте ее. НЕ пользуйтесь для удаления пыли растворителями на нефтяной основе или бензином. Для смывания пыли в приготовленную емкость следует пользоваться составами, предназначенными для чистки тормозных механизмов. После завершения чистки и протирки компонентов сцепления слейте использованный очиститель и сложите грязную ветошь в промаркированную соответствующим образом тару.

Снятие

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Для обеспечения доступа к компонентам сцепления достаточно снять коробку передач (РКПП), оставив двигатель в автомобиле. Если двигатель снят для проведения капитального ремонта, осмотр и замена изношенных компонентов сцепления должны производиться в обязательном порядке. Относительно небольшая стоимость компонентов сцепления по сравнению с затратами времени и сил на обеспечение доступа к ним делает разумным произведение замены компонентов каждый раз при их снятии, если конечно они не являются абсолютно новыми и находятся в отличном состоянии. Описание предлагаемых ниже процедур составлено исходя из предположения о том, что двигатель с автомобиля не снят.
  2. Отсоедините исполнительный цилиндр от корпуса сцепления (Раздел Снятие и установка компонентов гидравлической системы выключения сцепления).

Не отсоединяйте гидравлическую линию от исполнительного цилиндра - система не подлежит прокачке в случае попадания в нее воздуха!

  1. Снимите с автомобиля РКПП (Глава Ручная коробка переключения передач). Двигатель оставьте подпертым. Предпочтительно даже вывесить его на лебедке. Если двигатель подпирается домкратом, не забудьте проложить для распределения нагрузки между головкой домкрата и поддоном картера деревянный брусок.

Маслозаборник масляного насоса расположен очень близко к дну поддона картера. Если поддон будет погнут, это может привести к нарушению функционирования смазочной системы.

  1. Для поддерживания ведомого диска в процессе снятия установите на ступицу диска инструмент для его центровки.
  2. Тщательно проверьте корзину сцепления и маховик на наличие идентификационных меток. Обычно это метки в виде литер Х или О, или просто мазки, нанесенные белой краской. Если метки отыскать не удается, проставьте их собственноручно таким образом, чтобы при сборке относительное положение маховика и корзины оказалось сохранено.
  1. Промаркируйте положение корзины сцепления относительно маховика (стрелка) (в случае конечно, если не собираетесь менять корзину).
  1. Поворачивая каждый из болтов крепления корзины к маховику понемногу за один подход, ослабьте их. Действуйте в диагональном порядке, добиваясь полного снятия нагрузки, создаваемой лепестками диафрагменной пружины. Затем, крепко удерживая корзину, окончательно снимите болты ее крепления. Снимите корзину и ведомый диск.

Проверка состояния

Обычно отказы и неисправности сцепления связаны с износом его ведомого диска. Однако, следует проверить состояние всех компонентов сборки.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проверьте маховик на наличие трещин, борозд, признаков перегрева и других очевидных дефектов. Если дефекты незначительны, поверхность маховика может быть восстановлена путем станочной обработки, которую составители данного руководства рекомендуют произвести вне зависимости от внешнего состояния поверхности маховика. Процедуры снятия и установки маховика рассмотрены в Главе Рядный шестицилиндровый двигатель.
  1. Проверьте поверхность маховика на наличие трещин, признаков перегрева (участки с измененной окраской) и других очевидных дефектов; механическая обработка маховика в мастерской автосервиса поможет избавиться от всех незначительных дефектов - поверхность показанного на снимке маховика находится практически в идеальном состоянии; однако, составители данного Руководства рекомендуют произвести станочную обработку маховика вне зависимости от его внешнего состояния.
  1. Проверьте состояние фрикционной накладки ведомого диска. Накладка должна возвышаться над головками заклепок минимум на 1,6 мм. Проверьте диск на ослабление заклепок, наличие деформаций, трещин, сломанных пружин и других повреждений. Как уже упоминалось выше, диск следует заменить при наличии малейших сомнений в определении его состояния.

Ведомый диск

1 — Фрикционная накладка - Подлежат износу в процессе функционирования сцепления
2 — Заклепки - Служат для крепления накладки и, при контакте с поверхностями маховика или нажимного диска вызывают их повреждение
3 — Метки - «FLYWHEEL SIDE», или что-нибудь в этом роде

  1. Проверьте состояние обработанных поверхностей и лепестков диафрагменной пружины сборки корзины сцепления с нажимным диском. Если поверхность покрыта бороздами или иным образом повреждена, замените сборку. Также проверьте корзину на наличие признаков очевидных повреждений, деформаций и трещин. Легкая полировка нажимного диска может быть устранена при помощи наждачной бумаги. Для замены сборки используйте новые или фабрично восстановленные блоки.
  1. В случае обнаружения признаков чрезмерного износа замените корзину сцепления с нажимным диском.
  1. Проверьте состояние выжимного подшипника (Раздел Снятие, проверка состояния и установка выжимного подшипника сцепления).
  2. Осмотрите направляющий подшипник (Раздел Проверка состояния и замена направляющего подшипника).

Установка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Перед установкой протрите обработанные поверхности маховика и корзины сцепления смоченной в ацетоне ветошью. Важно, чтобы на эти поверхности или на накладки ведомого диска не попали масло или смазка. Прикасайтесь к компонентам только чистыми руками.
  2. Приложите ведомый диск и корзину сцепления к маховику и прижмите их при помощи центровочного инструмента. Удостоверьтесь в правильности установки компонентов (большинство сменных дисков сцепления (ведомых) оснащены маркировкой «FLYWHEEL SIDE» (сторона, обращенная к маховику) или другой того же смысла - если маркировка отсутствует, устанавливайте диск демпферными пружинами коробке передач).
  1. Перед тем как затягивать крепежные болты отцентруйте ведомый диск в корзине сцепления при помощи специального инструмента - центровочный инструмент может быть приобретен в любом магазине автомобильных аксессуаров и его применение позволяет существенно сократить время на центровку сцепления и полностью устранить всякие сомнения в ее правильности.
  1. Двигаясь по периметру корзины, от руки затяните болты ее крепления к маховику.
  2. Продев удлинитель центровочного инструмента сквозь оборудованную шлицами ступицу в направляющий подшипник коленчатого вала, отцентруйте ведомый диск. Для полной посадки инструмента в направляющий подшипник покачайте его вверх-вниз или из стороны в сторону. Во избежание деформации корзины, действуя в диагональном порядке и понемногу за каждый подход, затяните болты крепления корзины к маховику с требуемым усилием. Снимите центровочный инструмент.
  3. Высокотемпературной смазкой смажьте внутреннюю канавку выжимного подшипника (Раздел Снятие, проверка состояния и установка выжимного подшипника сцепления). Также смажьте контактные поверхности рычага выключения сцепления и держатель подшипника первичного вала коробки передач.
  4. Установите на место выжимной подшипник (Раздел Снятие, проверка состояния и установка выжимного подшипника сцепления).
  5. Установите на место коробку передач (Глава Ручная коробка переключения передач).
  6. Установите исполнительный цилиндр (Раздел Снятие и установка компонентов гидравлической системы выключения сцепления).
  7. Уберите домкраты и опустите автомобиль на землю.
  8. Проведите ходовые испытания, проверив исправность функционирования коробки передач и сцепления.


 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2