3.11. Снятие, проверка состояния и установка распределительного вала, подшипников и гидравлических толкателей
Измерение высоты рабочих выступов (подъема) кулачков распределительного вала
Проверка высоты рабочих выступов кулачков производится с целью оценки степени износа вала и выполняется перед снятием вала с двигателя. Снимите крышку головки цилиндров (Раздел
Снятие и установка крышки головки цилиндров).
|
- Приведите поршень первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия (Раздел
Приведение в положение ВМТ такта сжатия поршня первого цилиндра).
- Начиная с первого цилиндра, закрепите циферблатный измеритель на двигателе таким образом, чтобы его плунжер оказался соосен штанге толкателя и упирался в коромысло первого поршня.
|
- Для проверки высоты подъема кулачка циферблатный измеритель должен быть закреплен непосредственно над штангой толкателя, а его плунжер - соосен штанге.
|
- Обнулите измеритель и начинайте очень медленно проворачивать распределительный вал в нормальном направлении до тех пор, пока стрелка прибора не замрет на максимальном показании и не начнет опускаться обратно. Максимальное показание измерителя соответствует высоте подъема кулачка.
- Запишите показание, затем верните поршень в положение ВМТ такта сжатия.
- Установите измеритель над коромыслом второго клапана первого цилиндра и повторите процедуру. Аккуратно записывайте результаты всех измерений.
- Повторите проверку для клапанов оставшихся цилиндров. Так как каждый их поршней в ходе проверки должен находиться в положении ВМТ такта сжатия, переходить от одного из них к другому проще всего в порядке зажигания (см.
Спецификации).
- По завершении измерений сравните все результаты с требованиями
Спецификации. Если подъем кулачка оказывается меньше допустимого значения, кулачок изношен и распределительный вал подлежит замене.
|
|
Снятие распределительного вала
|
Данные модели автомобилей оборудованы подушками безопасности. Подушка постоянно находится в готовности и может сработать (надуться) в любой момент при подключенной батарее. Во избежание случайного срабатывания системы (и получения в результате травмы) каждый раз при работе с компонентами подушки безопасности (включая датчики удара, которые могут быть расположены вблизи передней решетки/бампера) отсоединяйте от батареи отрицательный провод. После отключения батареи перед тем как приступать к работе следует выждать не менее 2 минут (система оборудована конденсатором задержки, который должен полностью разрядиться). Подробнее см. Главу
Система бортового электрооборудования.
|
|
Система кондиционирования воздуха постоянно находится под давлением. Не ослабляйте штуцерные соединения линий и не отсоединяйте никакие из компонентов системы до проведения ее разрядки. Хладагент должен быть выкачан из системы в особый компенсационно-восстановительный ЕРА-блок на станции дилерского отделения или в специализированной мастерской автосервиса. При рассоединении линий системы обязательно надевайте защитные очки!
|
|
- Если автомобиль оборудован системой кондиционирования воздуха, произведите ее разрядку на станции дилерского отделения или в специализированной мастерской автосервиса. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
- Опорожните систему охлаждения, снимите радиатор, вентилятор и его кожух (Глава Системы охлаждения, отопления и кондиционирования воздуха).
- Снимите переднюю (радиаторную) решетку (Глава Кузов).
- На моделях, оборудованных кондиционером воздуха снимите конденсатор системы (Глава Системы охлаждения, отопления и кондиционирования воздуха).
- Промаркируйте и отсоедините от свечей зажигания свечные провода.
- Снимите распределитель (Глава
Система электрооборудования двигателя).
- Снимите головку цилиндров (Раздел
Снятие и установка головки цилиндров).
- Снимите гидравлические толкатели и сложите их в организованном порядке таким образом, чтобы при сборке они могли быть установлены на свои прежние места.
|
- При помощи магнитного инструмента (как показано на снимке) или специального съемника извлеките толкатели.
|
- Снимите распределительную цепь со звездочками (Раздел
Проверка состояния, снятие и установка крышки распределительной цепи, цепи и ее звездочек).
- Осторожно извлеките распределительный вал. В качестве рукоятке в его торец временно может быть ввинчен длинный болт. Во избежание повреждения подшипников при продевании сквозь них кулачков вала, поддерживайте вал второй рукой.
|
- Медленно извлекая, поддерживайте распределительный вал второй рукой как можно ближе к стенке блока - для удобства в торец вала может ввинчен длинный болт.
|
|
|
Проверка состояния
|
- После того, как распределительный вал будет извлечен из двигателя, его необходимо промыть в растворителе и высушить, затем проверить шейки подшипников на наличие каверн, следов заклинивания и неравномерного износа. Если шейки повреждены, возможно повреждены окажутся и вкладыши соответствующих подшипников в блоке. Замене в этом случае подлежат как вал, так и вкладыши.
- Если шейки найдены в удовлетворительном состоянии, измерьте микрометром их диаметры. Запишите результаты измерений. Измерение диаметра должно производиться в нескольких точках каждой шейки (как по длине шейки, так и по ее образующей поверхности) - это поможет выявить ее овальность и конусность.
- Измерьте внутренний диаметр каждого из подшипников при помощи телескопического нутромера и микрометра. Вычтите из диаметров подшипников диаметры соответствующих шеек. Результат будет соответствовать величине зазоров в подшипниках.
- Сравните результаты вычислений с требованиями
Спецификаций. Если зазор любого из подшипников превышает допустимое значение, следует обратиться в мастерскую автосервиса для замены подшипников.
- Осмотрите приводную шестерню распределителя на наличие признаков износа. В случае обнаружения таковых замените распределительный вал.
- Проверьте кулачки вала на наличие следов перегрева (участки с изменившейся окраской), задиров, сколов, каверн и следов неравномерного износа. Если кулачки найдены в удовлетворительном состоянии, и результаты измерений высоты их рабочих выступов удовлетворяют требованиям
Спецификаций, распределительный вал подлежит дальнейшему использованию.
- Проведение замены подшипников распределительного вала требует использования специальных инструментов и наличия определенного опыта, поэтом лежит вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя. Снимите двигатель и доставьте блок для качественного выполнения процедуры в мастерскую автосервиса.
|
Если имеются признаки сильного трения распределительного вала о крышку распределительной цепи, в первую очередь проверьте состояние его упорного пальца с пружиной, затем проверьте проходимость отверстий сброса давления масла в задней шейке вала.
|
|
|
Установка
|
- Смажьте шейки и кулачки и шейки вала сборочной двигательной смазкой.
- Вставьте вал в двигатель. Старайтесь надежно поддерживать вал в процессе установки во избежание повреждения подшипников при продевании сквозь них кулачков.
- Установку оставшихся компонентов производите в порядке, обратном порядку их снятия.
|
Распределительный вал и гидравлические толкатели должны соответствовать друг другу по характеру износа, поэтому в случае замены вала, в обязательном следует заменять и толкатели.
|
- Перед запуском двигателя замените двигательное масло и масляный фильтр (Глава
Настройки и текущее обслуживание).
- Если в ходе ремонта были установлены новые распределительный вал и гидравлические толкатели, двигатель должен быть разогрет до нормальной рабочей температуры и оставлен работающим в течение некоторого времени (15 - 20 минут) на оборотах быстрого холостого хода для приработки компонентов. После этого следует вновь сменить масло и масляный фильтр.
|
|