2.6. Проверка и обслуживание аккумуляторной батареи
Аккумуляторная батарея предназначена для пуска двигателя и питания потребителей при неработающем двигателе, когда генератор не вырабатывает электроэнергию.
Для обслуживания аккумуляторной батареи необходимы средства защиты глаз и рук, сода, технический вазелин, съемник провода с клеммы аккумуляторной батареи и инструмент для очистки проводов и клемм. Если батарея имеет пробки в банках, для измерения плотности электролита потребуется ареометр.
На автомобиле может быть установлена необслуживаемая аккумуляторная батарея, обслуживание которой сводится к поддержанию в чистоте корпуса и клемм. В таких батареях отсутствует сурьма, оказывающая вредное воздействие на пластины, а в крышке корпуса установлен сепаратор, впитывающий пары электролита и затем возвращающий его в банки батареи, в результате чего исключается испарение воды, приводящее к уменьшению уровня электролита. Вследствие поддержания стабильного уровня электролита срок эксплуатации аккумуляторной батареи существенно увеличивается.
В случае использования необслуживаемой аккумуляторной батареи состояние батареи можно проверить только вольтметром.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Со стороны боковых вентиляционных отверстий необслуживаемой батареи в незначительных количествах выделяется водород, поэтому нельзя держать батарею вблизи источников открытого огня, искр, запрещается курить.
|
Необходимо периодически проверять состояние корпуса или крышки аккумуляторной батареи на отсутствие повреждений.
Проверьте надежность крепления зажимов проводов, подсоединенных к клеммам аккумуляторной батареи, чтобы обеспечить хорошие контакты, а также проверьте все провода на отсутствие трещин и потертостей.
Если имеются очевидные следы коррозии в виде белых отложений, то нужно снять зажимы проводов с клемм, почистить их вместе с клеммами батареи и установить на место. Коррозию можно свести к минимуму путем нанесения слоя густого масла или смазочного материала на зажимы проводов и клеммы после их установки.
Проверьте, чтобы не был поврежден защитный резиновый колпачок положительной клеммы (если он есть). Колпачок должен полностью закрывать клемму.
Убедитесь, что держатель аккумуляторной батареи в хорошем состоянии и зажимные болты надежно затянуты. Если аккумуляторная батарея снята с держателя, при его установке убедитесь, что на основании держателя не лежат посторонние предметы. При затяжке зажимных болтов не перетягивайте их.
Места коррозии держателя, корпуса аккумуляторной батареи и окружающих поверхностей необходимо обработать водным раствором соды, но соблюдайте осторожность – раствор не должен попасть в глаза, на кожу или одежду. Обязательно используйте защитные перчатки. Промойте все обработанные участки чистой водой.
Все металлические поверхности автомобиля, поврежденные коррозией, должны быть покрыты грунтом на основе цинка, а затем окрашены.
Необходимо периодически проверять плотность электролита в аккумуляторной батарее, чтобы определить нагрузочную способность батареи. Выверните пробки из банок аккумуляторной батареи. Наберите в ареометр такое количество электролита, чтобы измерительный поплавок свободно плавал в ней. По шкале на поплавке определите плотность. Цифры на шкале означают следующее: 1,260 г/см3 – аккумуляторная батарея полностью заряжена; 1,160 г/см3 – аккумуляторная батарея заряжена наполовину; 1,060 г/см3 – аккумуляторная батарея разряжена.
При одинаково низкой плотности электролита во всех банках аккумуляторной батареи зарядите батарею. Если разряжена только одна банка аккумуляторной батареи, значит, аккумуляторная батарея неисправна – проверьте ее в мастерской.