1.10. Подготовка автомобиля к техосмотру
Вступление
Настоящий раздел задуман, как инструкция по подготовке Вашего автомобиля к прохождению технического осмотра. Ниже перечислены все основные, подлежащие проверке элементы автомобиля, описано, каким образом произвести самостоятельную их проверку и приводятся возможные способы определения причин неисправности. Очевидно, что невозможно произвести проверку элементов автомобиля, на том же уровне, на каком они проводятся профессионалами при техосмотре, которые обладают богатым опытом такой работы и имеют в своем распоряжении необходимое оборудование. Однако, следуя приведенным ниже рекомендациям Вы сможете уверенно определить техническое состояние Вашего автомобиля, выявить и устранить возможные неисправности, не дающие возможности пройти техосмотр. При обнаружении в ходе проверок компонентов, нуждающихся в ремонте или замене, необходимо обратиться к соответствующей Главе Руководства, где будет дана более подробная информация.Все нижеследующие проверки подразделены на 4 категории:
а) Проверки, проводимые с водительского места.
b) Проверки, производимые на автомобиле, стоящем на земле.
с) Проверки, производимые на автомобиле приподнятым над землей, со свободно вращающимися колесами.
d) Проверки состава выхлопных газов.
В большинстве случаев для более успешного проведения проверок потребуется помощь ассистента.
Проверки, производимые с водительского места
Ручной тормоз (Глава Тормозная система)
Проверьте работу ручного тормоза, потянув рычаг в нормальное, полностью взведенное положение. Удостоверьтесь, что ход рычага (количество щелчков храповика) не является чрезмерным для достижения полного сопротивления тормозного механизма. Если ход велик, то это указывает на неправильную регулировку задних тормозов или неправильно отрегулированный тросик ручного тормоза.При полностью взведенном ручном тормозе постучите по рычагу в боковых направлениях и удостоверьтесь, что он при этом не соскакивает. Соскакивание рычага указывает на износ храповика и собачки. Отпустите рычаг ручного тормоза и подвигайте его вправо влево для проверки чрезмерного износа осевого подшипника. Проверьте надежность крепления опор рычага и удостоверьтесь, что металл кузова не имеет следов чрезмерной коррозии в пределах 30 см вокруг опоры рычага. Если опоры рычага не могут быть должным образом осмотрены изнутри автомобиля, оставьте эту проверку на следующий этап работы под автомобилем.
Ножной тормоз (Глава Тормозная система)
Удостоверьтесь, что тормозная педаль находится в хорошем состоянии без видимых дефектов таких, как чрезмерный износ осевой втулки, повреждение или поломка корпуса педали. Осмотрите также, не имеется ли следов утечки тормозной жидкости на педали, полу или ковриках, которые указывали бы на повреждения прокладок на главном тормозном цилиндре.Выжмите тормозную педаль сперва медленно, а затем быстро, пока не будет удерживаться устойчивое давление. Увеличьте усилие, а затем удостоверьтесь, что педаль не ползет вниз в пол, что опять-таки будет указывать на проблемы с главным тормозным цилиндром. Отпустите педаль, подождите несколько секунд и вновь выжмите ее до появления ощущения твердого сопротивления. Удостоверьтесь, что сопротивление появилось в начале хода педали. В случае, если давление появляется почти при полном выжимании педали, это указывает на неправильную регулировку тормозов и является результатом недостаточного свободного хода педали тормоза. Твердого сопротивления не будет ощущаться в том случае, если педаль движется с ощущением мягкости, это будет указывать на наличие воздуха в гидравлической системе и необходимость полной ее прокачки.
Для проверки функционирования вакуумного усилителя тормозов несколько раз выжмите тормозную педаль для снятия вакуума. Оставьте педаль выжатой и запустите двигатель. Сразу после запуска двигателя педаль слегка уйдет к полу. Если этого не происходит, то возможно наличие утечек в вакуумных шлангах усилителя тормозов или неисправность самого блока вакуумного усилителя.
Рулевое колесо и рулевая колонка (Глава Подвеска и рулевое управление)
Осмотрите рулевое колесо на наличие поломки или слабину ступицы, спиц или обода. Подвигайте рулевое колесо вправо, влево, вверх и вниз по отношению к рулевой колонке. Удостоверьтесь, что рулевое колесо не болтается на колонке, наличие люфта указывает на износ шлицев колонки или ослабление крепежной гайки рулевого колеса. Продолжайте двигать рулевое колесо в том же порядке, поворачивая его слегка вправо-влево. Удостоверьтесь в отсутствии ненормального движения рулевого колеса, указывающего на чрезмерный износ верхнего упорного подшипника рулевой колонки, универсального шарнира (шарниров) или гибкой муфты.Ветровое стекло и зеркала (Глава Кузовные работы)
На ветровом стекле не должно иметься трещин или других повреждений, которые сильно перекрывают обзор водителю или мешают нормальной работе стеклоочистителя. Допустимы лишь незначительные выщерблины от ударов гравия. Любые брелки, сувениры и прочие украшения не должны закрывать обзор водителю.Зеркало заднего обзора должно быть надежно закреплено, не повреждено и поддаваться регулировке. Боковое зеркало на двери пассажира не подлежит проверке за исключением случаев, когда внутреннее зеркало заднего обзора не может быть использовано, например, в микроавтобусах с глухими задними стенками.
Сиденья и ремни безопасности (Глава Кузовные работы)
Следующие проверки применимы ко всем ремням безопасности передним и задним. Передние ремни безопасности обычно удерживают только верхнюю часть туловища, коленные ремни не применяются. На задних сиденьях могут применяться ремни безопасности различного вида. |
Проверьте надежность всех креплений ремней безопасности |
Тщательно осмотрите материал ремня безопасности на предмет обнаружения порезов и следов серьезных потертостей или износа. В случае, если ремень инерционного типа, полностью вытяните ремень из барабана и осмотрите состояние материала ремня по всей его длине.
Застегните и расстегните ремень, удостоверившись, что механизм замка надежно удерживает ремень и при необходимости легко его отпускает. В случае, если ремень инерционного типа, удостоверьтесь, что возвратный механизм надежно втаскивает ремень на место при его отпускании.
Произведите проверку надежности всех креплений ремней, доступ к которым возможен без снятия декоративной обшивки или других компонентов внутри салона автомобиля. Появление следов сильной коррозии или деформация корпуса автомобиля в радиусе 30 см от любой точки крепления ремня может явиться причиной забраковки автомобиля при техническом осмотре. Доступ, и даже визуальный осмотр некоторых креплений ремней, не может быть осуществлен изнутри автомобиля. В этом случае дальнейшая проверка должна производиться под автомобилем. Если какие либо элементы механизма ремней безопасности закреплены на переднем сиденьи, то опоры сиденья должны рассматриваться, как крепление для ремня безопасности и подлежать тем же проверкам при осмотре.
Сами передние сиденья должны быть надежно закреплены таким образом, чтобы не могло произойти неожиданного их передвижения, а спинки должны блокироваться в вертикальном положении.
Двери (Глава Кузовные работы)
Все двери должны легко открываться и закрываться, как изнутри, так и снаружи автомобиля и надежно блокироваться при запирании.Электрооборудование (Глава Система электрооборудования)
Включите зажигание и нажмите клаксон. Клаксон должен издавать чистый, громкий звук, хорошо слышимый другими участниками дорожного движения. Применение гонгов, сирен и двухтоновых сигналов, установленных не фабрично, недопустимо.Проверьте работу стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла. Стеклоомыватели должны производить ровную струю жидкости под достаточным давлением, а сопла должны быть настроены таким образом, чтобы струи жидкости попадали в верхнюю часть стекла.
Задействуйте одновременно стеклоомыватели и стеклоочистители и удостоверьтесь, что щетки стеклоочистителей очищают стекло без размазывания по нему грязи. Щетки должны эффективно протирать стекло таким образом, чтобы водителю открывался достаточный обзор, как вперед по дороге, так и по сторонам вокруг автомобиля. Если стекло остается загрязненным или не очищается должным образом, то перед тем, как предоставить автомобиль к техническому осмотру, необходимо заменить щетки стеклоочистителей.
Выжмите ножной тормоз (при включенном зажигании там, где это необходимо) и, воспользовавшись помощью ассистента, удостоверьтесь, что горят задние стоп-сигналы. При отпускании ножного тормоза стоп-сигналы должны погаснуть. При отказе одного из стоп-сигналов следует проверить, не перегорела ли лампа и достаточно ли надежен электрический контакт на патроне лампы или возле него. Если не работают оба стоп-сигнала, то причиной неисправности может оказаться перегоревший предохранитель, неисправный или неправильно отрегулированный переключатель стоп-сигналов, а также вполне возможное перегорание обеих ламп. Если стоп-сигналы не гаснут при отпускании педали, то причина скорее всего заключается в неисправности выключателя.
Проверки, производимые на стоящем на земле автомобиле
Идентификационные номера автомобиля
Передний и задний номерные знаки автомобиля должны быть в хорошем состоянии, надежно закреплены и легко читаемы. Буквы и цифры должны быть правильно размещены на площади номерного знака, причем между группами цифр и группами номеров должен быть, по крайней мере, вдвое больший промежуток, чем между состоящими в группах буквами или цифрами.Идентификационный номер автомобиля на шильдике, находящемся под капотом, должен быть хорошо различим. Идентификационные номера проверяются во время осмотра.
Электрооборудование (Глава Система электрооборудования)
Включите габаритные огни и удостоверьтесь, что зажглись как оба передних, так и оба задних габаритных огня, а также подсветка номерного знака. Проверьте, надежно ли закреплены линзы и рефлекторы и нет ли на них повреждений. Это особенно важно для задних габаритных огней, где трещина или повреждения линзы может привести к пробиванию белого цвета, что недопустимо. Линзы не должны быть чрезмерно загрязнены, как снаружи, так и изнутри, так как это является причиной понижения интенсивности свечения и может создавать помеху при оценке дорожной ситуации другими водителями.Включите фары и проведите проверку функционирования, как ближнего, так и дальнего света. Интенсивность того и другого должна быть одинаковой. Тусклое свечение какой либо из фар может быть следствием плохого заземления или сильной коррозии внутреннего рефлектора. Осмотрите линзы фар на предмет обнаружения трещин или повреждения от ударов камней. Любые повреждения линз фар могут создавать помеху при движении автомобиля. Помните, что любое освещение должно включаться при первом же включении выключателя. Постукивание и потряхивание фары или огня для его включения недопустимо.
Фары должны быть отрегулированы таким образом, чтобы при включении ближнего света не только не ослеплять других участников дорожного движения, но и должным образом освещать дорогу водителю. Регулировка фар может быть проверена только с использованием специального оптического оборудования, таким образом, если у Вас есть сомнение в правильности регулировки фар, то желательно произвести профессиональную проверку и при необходимости регулировку перед тем, как предоставить автомобиль на технический осмотр.
Включите зажигание и задействуйте указатели поворотов. Указатели поворотов должны излучать желтый свет, хорошо видимый, как спереди, так и сзади автомобиля, и должны производить одну-две вспышки в секунду. При работе указателей поворотов одновременно должен функционировать повторитель на приборной панели. Включение габаритов или стоп-сигналов не должно влиять на работу указателей поворотов. Если такое влияние имеется, то причина обычно лежит в плохом заземлении в блоках задних фонарей. Аналогичным образом произведите проверку функционирования аварийных сигналов, которые должны работать, как при включенном, так и при выключенном зажигании. Осмотрите линзы на предмет обнаружения трещин и повреждений, как было описано выше.
Проверьте работу задних туманных фонарей. Официальные требования предъявляются только к работе туманного фонаря, установленного со стороны водителя. Туманный фонарь должен быть надежно закреплен и излучать устойчивый ровный красный свет. Также должна работать контрольная лампа на приборной панели или выключателе аварийного сигнала.
Ножной тормоз (Глава Тормозная система)
Проверяйте механизм ручного томоза на предмет обнаружения потертости или изломов тросика, а также надежности крепления тяг |
Внутри двигательного отсека осмотрите тормозные трубки на предмет обнаружения утечек, коррозии, непрочности крепления, порезов, протертостей или других повреждений. Проверьте главный тормозной цилиндр и блок вакуумного усилителя тормозов на утечки, надежность крепления их опор и появление чрезмерной коррозии в окрестности опор. Резервуар главного тормозного цилиндра должен быть надежно закреплен и, если он изготовлен из полупрозрачного материала, то жидкость внутри него должна находиться между верхней и нижней метками уровня.
Поверните рулевое колесо, если это необходимо, таким образом, чтобы обеспечить осмотр правого переднего гибкого тормозного шланга.
Проврьте гибкие тормозные шланги на предмет обнаружения трещин или повреждений материала шланга |
Внимательно осмотрите шланг на предмет обнаружения трещин или появления признаков порчи резинового материала, из которого изготовлен шланг. Нарушение структуры материала шланга особенно хорошо заметно при легком сгибании шланга, особенно тщательно следует осматривать места, где шланг одевается на металлический штуцер. Поверните рулевое колесо до упора влево и затем обратно до упора направо, при этом удостоверьтесь, что шланг не соприкасается с диском, шиной или какой либо из деталей рулевого управления или механизма подвески. При нажатии помощником на педаль тормоза осмотрите шланг на предмет вспучивания и утечек тормозной жидкости под давлением. Теперь повторите проверки с левым передним тормозным шлангом. При обнаружении любых признаков повреждения шлангов шланг должен быть немедленно заменен.
Рулевой механизм и подвеска (Глава Подвеска и рулевое управление)
Пусть Ваш помощник поворачивает рулевое колесо вправо и влево в таких пределах, чтобы рулевой механизм только начинал передавать движение рулевого колеса к передним колесам автомобиля. При этом чрезмерный люфт указывает на износ шарниров рулевой колонки, износ или слабое крепление муфты присоединения рулевой колонки к рулевому механизму, или ненадежность крепления, неправильную регулировку или износ самого рулевого механизма. Вообще говоря, допустимый люфт для автомобилей с рулевым управлением реечного типа является люфт величиной 1.3 см, а для автомобилей с червячным рулевым механизмом - 7.6 см.
Для определения величины люфта, колесных подшипников и компонентов подвески сильно покачайте колесо |
Пусть Ваш ассистент повращает рулевое колесо несколько сильнее так, чтобы передние колеса автомобиля только начали свой поворот. При этом произведите полный осмотр всех соединений, шарниров, тяг, креплений и сочленений рулевого механизма. Любые компоненты с признаками износа, повреждения, изгиба или ненадежного крепления должны быть заменены или должным образом подрегулированы. На автомобилях, оснащенных системой гидроусиления руля необходимо также произвести проверку надежности крепления насоса системы гидроусиления, состояния и регулировки натяжения приводного ремня насоса, состояния соединительных шлангов на предмет обнаружения утечек или повреждений, и правильности функционирования системы. Дополнительные проверки могут быть произведены позже на поддомкраченном автомобиле, когда будет обеспечено достаточное пространство для работы под автомобилем.
Удостоверьтесь, что автомобиль стоит ровно и имеет правильный дорожный просвет (клиренс). Удостоверьтесь, что зазор между компонентами подвески и буферными ограничителями удара обеспечивает полный ход подвески при ударах.
Амортизаторы (Глава Подвеска и рулевое управление)
Нажмите на угол автомобиля и затем отпустите его. Если амортизатор находится в нормальном состоянии, то угол автомобиля поднимется и затем установится в нормальное положение. Если амортизатор не обеспечивает заметного демпфирующего эффекта и автомобиль продолжает качаться, то это указывает на дефект амортизатора и не готовность автомобиля к прохождению технического осмотра. Повторите процедуру проверки для каждого угла автомобиля. Заклиненный амортизатор также является причиной неготовности автомобиля к прохождению техосмотра.Выхлопная система (Глава Топливная и выхлопная системы)
Проверяйте состояние выхлопной системы, особое внимание уделяя опорам (указано стрелкой) |
Запустите двигатель и в то время, как Ваш помощник заткнет отверстие выхлопной трубы, проверьте всю систему на предмет обнаружения утечек, признаками которых являются появление ритмичного, шипящего звука в районе источника утечки. Удостоверьтесь в эффективности работы глушителя, сравнив звук, издаваемый Вашим автомобилем, со звуком другого автомобиля такого же типа. При обнаружении повреждения или неисправности элементов выхлопной системы следует произвести ее ремонт с использованием запатентованного набора для ремонта выхлопных систем или каким-либо аналогичным методом.
Проверки, производимые на автомобиле, приподнятом над землей со свободно вращающимися колесами
Взведите ручной тормоз, затем поддомкратьте переднюю и заднюю части автомобиля и прочно подоприте их с помощью осевых подпорок, установленных в соответствующие точки нижней части автомобиля. Подпорки устанавливайте так, чтобы они не входили в соприкосновение с элементами подвески. Удостоверьтесь, что колеса не касаются земли, а рулевое колесо может быть повернуто вправо и влево до упора.Рулевой механизм (Глава Подвеска и рулевое управление)
Осмотрите манжеты шарниров равных угловых скоростей на предмет обнаружения повреждений |
Осмотрите резиновые манжеты рулевой рейки на предмет обнаружения порезов, утечек смазки или ослабление крепежных зажимов. Если автомобиль оснащен системой гидроусиления руля, проверьте жидкостные шланги, трубки и соединения на предмет обнаружения повреждений, протертостей и утечек. Так же проверьте рулевую систему для обнаружения заклинивания, тугого хода, потери шплинтов или блокировочных приспособлений, а также признаков чрезмерной коррозии на корпусе в радиусе 30 см от любой точки присоединения компонентов рулевой системы.
Пусть Ваш ассистент повернет рулевое колесо налево до упора, затем направо до упора. Удостоверьтесь, что рулевое управление поворачивается мягко без усилия и без рывков, и что детали рулевого механизма, включая диски и шины колес не соприкасаются при повороте с гибкими или жесткими шлангами или трубками тормозной системы или другими элементами кузова автомобиля.
На автомобиле с рулевым управлением всех четырех колес аналогичной проверке подвергаются компоненты рулевого управления задних колес. Однако допустимым является выключение управления задними колесами с блокировкой их положения прямо вперед при условии, что надежно функционирует система управления передними колесами.
Передняя и задняя подвески и колесные подшипники (Глава Подвеска и рулевое управление)
Начиная с правого переднего колеса, возьмитесь за колесо в точках на 3 и на 9 часов и сильно покачайте колесо. При этом обращайте внимание на люфт в колесных подшипниках, шаровых шарнирах и опорах и соединениях подвески. Обращайте также внимание на серьезные повреждения резиновых или металлических кожухов всех опорных втулок, а также на изгиб, деформацию или чрезмерную коррозию любых компонентов подвески. Удостоверьтесь в наличии всех шплинтов, стопорных шайб или других блокировочных приспособлений всех опор и соединений подвески, а также удостоверьтесь в отсутствии сильной коррозии кузова автомобиля в радиусе 30 см от точек присоединения любых компонентов подвески.Если появилось подозрение на наличие чрезмерного люфта в осевых точках компонентов, подозрение может быть подтверждено путем введения большой отвертки или другого подходящего инструмента между опорой и подсоединением компонента и подрычаживание компонента этим инструментом. Наличие чрезмерного люфта указывает на износ осевой втулки, ее крепежного болта или самой опоры.
Теперь обхватите колесо в точках 12 и 6 часов и повторите описанную выше проверку. Повращайте колесо, любые рывки и заклинивание при его вращении указывают на имеющуюся или приближающуюся неисправность подшипника.
Повторите выше описанные проверки со вторым передним колесом и затем с обоими задними.
Пружины и амортизаторы (Глава Подвеска и рулевое управление)
На автомобилях с подвесками типа Макферсон осмотрите сборку стойки на предмет обнаружения серьезных утечек, коррозии или сильной точечной коррозии штока поршня или повреждений на кожухе. Проверьте также надежность крепления опорных точек.Если установлены винтовые пружины, удостоверьтесь, что концы пружин правильно входят в пружинные седла, что на поверхности пружин не имеется сильной коррозии, нет трещин, разломов и других повреждений.
Если автомобиль оборудован листовыми рессорами, удостоверьтесь, что все листы рессоры являются неповрежденными, что ось надежно подсоединена к каждой рессоре, и что нет износа или повреждений гнездовых рессорных опор, втулок и рессорных серег.
В общих чертах, описанные выше проверки, применимы к подвескам других типов таким, как подвески с торсионными штангами и т.д. Во всех случаях удостоверьтесь в надежности крепления всех опор и соединений, в отсутствии признаков чрезмерного износа, коррозии, трещин, деформации или других повреждений любых компонентов или втулок, а также в отсутствии жидкостных утечек и повреждений шлангов или трубок (для подвески гидравлического типа).
Осмотрите амортизаторы на предмет обнаружения серьезных утечек жидкости.
(Для некоторых типов амортизаторов небольшое выделение жидкости является нормальным явлением и не должно вызывать серьезного беспокойства). Осмотрите крепежные втулки или соединения на предмет обнаружения чрезмерного износа, а также проверьте, нет ли повреждений корпуса блока.
Приводные валы (Глава Приводные валы)
При максимальном угле поворота управляющих колес повращайте каждое переднее колесо по очереди и осмотрите манжеты шарниров равных угловых скоростей на предмет обнаружения трещин или повреждений. Удостоверьтесь также, что манжеты надежно закреплены зажимами или крепежом другого типа.Продолжая вращать колесо, убедитесь что приводной вал прямой и без признаков повреждений. Аналогичным образом производится проверка приводного вала второго колеса.
Тормозная система (Глава Тормозная система)
Если это возможно произвести без разборки, проверьте тормозные колодки на предмет износа, а также состояние тормозных дисков. Удостоверьтесь, что материал фрикционных накладок не изношен чрезмерно, на дисках не имеется следов изломов, коррозии, царапин или чрезмерного износа.Тщательно осмотрите все жесткие тормозные трубки под автомобилем и гибкие шланги в задней части автомобиля. Осмотр производите на предмет чрезмерной коррозии, протертости и надежности крепления трубок, а также на следы вспучивания под давлением, протертости, трещины или повреждения гибких шлангов.
Осмотрите тормозные суппорты или щиты тормозных барабанов на предмет обнаружения утечек тормозной жидкости, указывающих на неисправность уплотнительных прокладок соответствующих компонентов.
Медленно вращайте каждое колесо, в то время, как помощник выжимает и затем вновь отпускает педаль ножного тормоза. При нажатой педали колесо не должно вращаться, а при отпущенной педали вращение должно быть свободным. Проверку эффективности тормозов возможно произвести без специального оборудования, однако (если позволяют дорожные и местные условия) может быть произведен дорожный тест, показывающий, не уводит ли автомобиль при торможении в сторону.
Осмотрите механизм ручного тормоза на предмет обнаружения протертости или обрыва тросика, чрезмерной коррозии и износа или ненадежности крепления тяг. В то время как Ваш помощник взводит и отпускает ручной тормоз, удостоверьтесь, что механизм работает, осуществляя торможение каждого требуемого колеса и отпускается полностью, без заклинивания.
Топливная и выхлопная системы (Глава Топливная и выхлопная системы)
Произведите осмотр топливного бака, топливных трубок, шлангов и соединительных штуцеров (включая штуцеры на насосе, фильтре и топливной распределительной магистрали). Все компоненты должны быть надежно подсоединены и не должны иметь утечек. Крышка горловины залива топлива должна быть соответствующего типа и плотно закрывать горловину.По всей длине произведите осмотр выхлопной системы на предмет обнаружения повреждений, изломов или отсутствие подвесных элементов, надежности трубных соединительных хомутов. Удостоверьтесь в отсутствии сильной коррозии и ржавчины по всей длине выхлопной системы.
Колеса и шины (Глава Подвеска и рулевое управление)
Тщательно, по очереди осмотрите внутреннюю и наружную стенку каждой шины, а также всю поверхность протектора. На поверхности шин не должно быть порезов, разрывов, шишек, вздутий, отделения протектора, а также расслоения и обнажения корда из-за других повреждений. Удостоверьтесь, что борт шины правильно садится в обод колеса и что ниппель находится в хорошем состоянии и правильно установлен в диске. Повращайте колесо и удостоверьтесь, что на нем нет чрезмерных изгибов или повреждений, особенно в области кромки обода.Удостоверьтесь, что на автомобиль установлены шины, требуемого типоразмера и что на каждой оси установлены шины одного типа и одного размера.
(Недопустимым является использование запасной шины “space saver”). Шины должны быть накачаны с требуемым давлением.
С помощью подходящего приспособления измерьте глубину протектора шины. По государственным требованиям рисунок протектора должен быть отчетливо различим по всей поверхности протектора и иметь глубину минимум 1.6 мм, по крайней мере, на 3/4 ширины протектора. Допускается определенный износ по внутренней или внешней стороне шины, однако этот износ должен быть в виде ровного кольца и рисунок протектора должен просматриваться. Любой чрезмерный износ указывает на неправильную регулировку передних колес, которая должна быть произведена до того, как шины окончательно износятся. Дальнейшую информацию о характерном износе шин и регулировке передних колес см. в соответствующих главах.
Коррозия кузова (Глава Кузовные работы)
Произведите проверку состояния всего корпуса автомобиля на предмет обнаружения коррозии в областях всех нагруженных сочленений. Согласно техническим требованиям, этими областями являются все секции коробок шасси, пороги, поперечные балки, стойки, подвеска, рулевая и тормозная системы, а также опоры крепления ремней безопасности. Любая коррозия, которая серьезно уменьшает толщину металла этих областей, приводит их к ослаблению, и при прохождении техосмотра считается недопустимой. При обнаружении такой коррозии потребуется профессиональный ремонт автомобиля.Коррозия или повреждение кузова, в результате которой на поверхности автомобиля образуются острые углы или закраины, также является недопустимой.
Проверка состава выхлопных газов
Разогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и удостоверьтесь, что все предварительные условия для проведения измерения оборотов холостого хода и состава смеси (система зажигания находится в хорошем состоянии, элемент воздушного фильтра является чистым и т. п.) выполнены.Перед тем, как приступать к каким либо измерениям, увеличьте обороты двигателя до 2500 об/мин и удерживайте их в течении 20 секунд. Вновь уменьшите обороты до оборотов холостого хода и визуально осмотрите выходящий из выхлопной трубы дым. Если обороты холостого хода очевидно чрезмерны и если из выхлопной трубы выходит густо-голубой или отчетливо видимый черный дым в течение более 5 секунд, автомобиль считается неисправным. На глазок можно сказать, что появление голубого дыма указывает на сгорание масла (износ прокладок штоков клапанов, направляющих втулок клапанов, поршневых колец или гильз цилиндров), черный дым указывает на неполное сгорание топлива (загрязнен элемент воздушного фильтра, слишком богатая смесь, или другие повреждения топливной системы).
Если обороты холостого хода и выхлопной дым находятся в допустимых пределах, то для проведения дальнейшей проверки потребуется анализатор выхлопных газов, измеряющий состав СО и HC. В следующем параграфе утверждается, что такой инструмент может быть взят на прокат или одолжен - домашнему механику не следует тратить деньги на приобретение такого инструмента. Однако в случае его отсутствия соответствующую проверку могут провести в любой мастерской или гараже.
Содержание СО (смесь)
В соответствии с действующим законодательством максимальный уровень СО при оборотах холостого хода для автомобилей эксплуатируемых с августа 1983 года составляет 4.5%. Требования по содержанию СО выхлопных газов, предъявляемые изготовителями автомобилей, лежат в тех же пределах.Если уровень СО не может быть снижен до допустимого уровня (при условии того, что система зажигания и система подачи топлива находятся в хорошем состоянии) причина возможно лежит в неисправности системы впрыска топлива.
Может оказаться, что уровень СО лежит в допустимых при прохождении технического осмотра пределах, однако выше допустимого по Спецификациям изготовителя автомобиля.
Содержание HC
Если содержание СО лежит в допустимых пределах, то содержание HC не должно превышать 1200 частиц на миллион. Если автомобиль не проходит данную проверку на оборотах холостого хода, то проверка может быть повторена при 2000 об/мин; если в данном случае уровень НС лежит в пределах 1200 частиц на 1000000 или ниже, то проверка считается пройденной.Чрезмерное содержание НС может являться следствием сгорания масла или, что более вероятно, не полного сгорания топлива. Возможные неисправности, приводящие к чрезмерной эмиссии НС, включают в себя следующие:
а) Неправильно отрегулирован свечной зазор или плохое состояние свечей зажигания.
b) Неправильно уставлен угол опережения зажигания или впрыска топлива (где необходимо).
с) Низкая компрессия в двигателе.
Обратите внимание, что чрезмерный уровень НС в выхлопных газах, может являться следствием неисправности каталитического преобразователя (если установлен).