2.1.8. Проверка и обслуживание батареи (каждые 4800 км (3000 миль) пробега или раз в 3 месяца)

При проверке и обслуживании батареи следует соблюдать специальные меры предосторожности. В банках батареи всегда присутствует в высшей мере огнеопасный водород, поэтому недопустимым является приближение к месту проведения работ с зажженной сигаретой, и любыми источниками открытого огня. Работайте только неискрообразующим инструментом. Электролит батареи представляет собой раствор серной кислоты и попадание его в глаза и на открытые участки тела чревато серьезными травмами. Кроме того, электролит легко разрушает ткань одежды и краску панелей кузова автомобиля. При отсоединении от батареи проводов всегда начинайте с отрицательного. Подсоединять же его следует, наоборот, последним.

Обслуживание

Добросовестный подход к уходу за батареей с соблюдением интервалов текущего обслуживания является единственным залогом безотказного запуска автомобиля. Перед тем как приступить к работе, удостоверьтесь в наличии под рукой необходимого оборудования, обеспечивающего гарантию безопасного выполнения процедур обслуживания батареи.

Инструменты и материалы, необходимые для обслуживания батареи.

1 — Лицевой экран/защитные очки - При удалении коррозии с клемм батареи при помощи щетки частицы кристаллизовавшейся кислоты легко могут попасть в глаза
2 — Пищевая сода - Раствор пищевой соды в воде применяется для нейтрализации коррозии
3 — Бескислотный вазелин - Нанесение слоя такого вазелина на каждую из клемм батареи также поможет предотвратить развитие коррозии
4 — Приспособление для чистки клемм батареи/наконечников проводов - Такого типа проволочная щетка отлично удаляет с клемм батареи/наконечников проводов любые следы коррозии
5 — Пропитанные войлочные шайбы - Надевание таких шайб клеммы батареи непосредственно под наконечники проводов поможет предотвратить развитие коррозии (проследите за тем, чтобы были подобраны шайбы требуемого типа в случае бокового расположения клемм)
6 — Съемник - Иногда клеммные зажимы с трудом поддаются снятию с клемм батареи даже после полного отдавания стяжного болта/гайки. Такого рода съемник поможет без повреждений снять зажимы с клемм в строго вертикальном направлении
7 — Приспособление для зачистки клемм батареи/наконечников проводов - Другой тип зачищающего инструмента, слегка отличающийся по конструкции и принципу действия от упомянутого в пункте 4, однако, предназначенный для той же цели
8 — Резиновые перчатки - Являются другим средством личной защиты при работе с батареей; помните, что внутри батареи содержится кислота!

При выполнении процедур обслуживания батареи необходимо соблюдать некоторые особые меры предосторожности. Всегда предварительно отключайте все электрооборудование и отсоединяйте от батареи отрицательный провод.

В банках батареи непрерывно выделяется водород, одновременно огне- и взрывоопасный. Ни в коем случае не допускайте случайного искрообразования, а также не приближайтесь к месту проведения работ с зажженной сигаретой или другим видом открытого огня. Зарядку батареи производите в хорошо вентилируемом помещении.

Электролит содержит токсичную и в высшей степени агрессивную серную кислоту. Не допускайте попадания электролита в глаза, на открытые участки тела, одежду и окрашенные поверхности автомобиля. Попадание внутрь организма даже незначительного количества электролита чрезвычайно опасно! В ходе обслуживания батареи обязательно надевайте защитные перчатки и очки. Не разрешайте детям приближаться к батарее.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проверьте внешнее состояние батареи. Если положительная клемма батареи и ее клеммный зажим на Вашем автомобиле оборудованы резиновым протектором, проверьте его на наличие порезов и других повреждений. Протектор должен полностью накрывать клемму вместе с зажимом. Проверьте зажимы на надежность крепления на клеммах и наличие признаков коррозии. Корпус и крышка батареи не должны иметь трещин. Батарея должна надежно крепиться на поддоне прижимными планками. Проверьте оба провода батареи по всей их длине на наличие трещин и протертостей изоляции.
  2. Если в ходе внешнего осмотра батареи обнаружены следы коррозии (в особенности в районе расположения клемм), которые представляют собой хрупкую белого цвета корку, батарея должна быть снята для проведения чистки. Ключом ослабьте болты клеммных зажимов - помните, что первым должен отсоединяться отрицательный провод - и снимите зажимы с клемм. Затем отдайте крепеж (болт с гайкой) прижимной планки, снимите планку и извлеките батарею из двигательного отсека.
  3. Тщательно зачистите клеммные зажимы проводов одним из специальных приспособлений (см. иллюстрацию) и протрите их раствором пищевой соды. Тем же раствором промойте клеммы в верхней части кожуха батареи, однако, следите, чтобы раствор не попал внутрь батареи. Чистку проводите в защитных очках и резиновых перчатках во избежание попадания брызг раствора в глаза и на открытые участки рук. Одежду следует одевать такую, чтобы после не жалко было ее выбросить - брызги смешанного с кислотой раствора приведут к образованию в ткани дыр. Если степень коррозии клемм слишком велика, предварительно зачистите клеммы специальным приспособлением (см. пункт 7 на иллюстрации). Тщательно ополосните все зачищенные поверхности чистой пресной водой.

При зачистке клеммных зажимов наконечников проводов батареи с них должны быть удалены все следы коррозии (отверстия в зажимах имеют конусовидную форму, отвечающую форме клемм, поэтому не следует чрезмерно усердствовать, снимая слишком много материала со стенок отверстий).

Вне зависимости от типа инструмента, применяемого для зачистки клемм батареи, последние должны в результате оказаться совершенно чистыми и блестящими.
  1. Проверьте состояние поддона батареи и болтов прижимных планок. Если батарея снята с поддона, проследите, чтобы на его дне не были забыты никакие инструменты и другие посторонние предметы. При креплении батареи на поддоне не затягивайте прижимные болты планок слишком туго.
  2. Все поврежденные коррозией металлические поверхности автомобиля должны быть обработаны и покрыты грунтовкой на цинковой основе, затем окрашены.
  3. Информацию по снятию и установке батареи можно найти в Главе Система электрооборудования двигателя. Порядок проведения запуска автомобиля от вспомогательного источника питания описан в начале данного Руководства.

Зарядка

В ходе зарядки в батарее происходит генерация крайне взрывоопасного водорода. Не курите и не подходите к месту установки заряжаемой или недавно заряженной батареи с открытым огнем. Приближаясь к заряжаемой батарее, надевайте защитные очки. Подключайте батарею к зарядному устройству и отключайте ее от него только после выключения устройства из сети.


Изготовители рекомендуют снимать батарею с автомобиля для проведения ее зарядки, так как выделяющийся в ходе процедуры газ может повредить окрашенные поверхности или элементы отделки (в зависимости от оборудования) автомобиля. Проведение ускоренной зарядки батареи при подсоединенных к ней проводах может привести к выходу из строя электрооборудования.

Наилучшей с точки зрения полноты восстановления первоначальных характеристик является зарядка разряженной до состояния, когда не обеспечивается запуск автомобиля батареи с медленной скоростью. Хорошо показывает себя такой способ зарядки и при восстановлении уровня заряда батареи автомобиля, эксплуатируемого в режиме коротких маршрутов с длительными стоянками при заглушенном двигателе. Особое значение необходимость поддерживания уровня заряда батареи приобретает в зимнее время года, когда запуск двигателя особенно затруднен, а электрооборудование функционирует с максимальной нагрузкой.

Лучше всего пользоваться 1 - 2 амперным зарядным устройством. Такие источники питания обеспечивают наиболее безопасный режим зарядки с минимальными нагрузками на батарею. Кроме того, что также немаловажно, они являются наименее дорогостоящими. Для быстрой зарядки можно воспользоваться высокоамперным источником питания, однако не следует применять превышающие по производительности 1/10 номинальной ампер-часовой характеристики батареи. Режим зарядки, восстанавливающий характеристики батареи за 1 - 2 часа является наиболее напряженным по отношению к батарее и легко может привести к выходу последней из строя, если она находится не в лучшем состоянии. Такого типа зарядные устройства следует применять лишь в экстремальных ситуациях.

Среднее время восстановления заряда батареи приведено в технических характеристиках зарядного устройства, прилагаемых к инструкции по его эксплуатации. Обычно оно составляет для 1 - 2 амперных зарядных устройств от 12 до 16 часов.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимите крышки банок батареи (если таковые предусмотрены) и заткните отверстия чистой ветошью во избежание разбрызгивания электролита. Отсоедините отрицательный провод от батареи от батареи и подсоедините к ее клеммам провода от зарядного устройства (с соблюдением полярности - плюс - к плюсу, минус - к минусу), затем включите зарядное устройство в сеть. Проследите, чтобы рукоятка селектора устройства была установлена в положение 12 В.
  2. Если Вы пользуетесь источником питания с номинальным током, превышающим (1 - 2) А, регулярно в ходе зарядке проверяйте не перегрелась ли батарея. При зарядке батареи от 1 - 2 амперного источника питания, достаточно проследить за ходом зарядки лишь первые два часа, после чего можно смело оставлять батарею заряжаться на ночь без присмотра.
  3. Если батарея оборудована съемными крышками банок, плотность электролита должна проверяться при помощи ареометра каждые несколько часов зарядного цикла. Ареометры можно недорого приобрести в любом магазине автомобильных аксессуаров - придерживайтесь прилагаемой к прибору инструкции. Батарею можно считать заряженной, когда плотность электролита не изменяется в двух последних измерениях, интервал между которыми составляет 2 часа, а электролит в банках начинает свободно барботировать (пузыриться). Разница между показаниями ареометра в различных банках батареи должна быть минимальной, в противном случае батарею/банку(и) следует считать неисправной.
  4. Некоторые батареи герметичного типа оборудованы встроенными ареометрами и уровень их заряда определяется по цветовому индикатору через смотровое окно. Яркий цвет обычно соответствует заряженному состоянию, тогда как потемнение индикатора указывает на необходимость подзарядки батареи.
  5. Если батарея герметичного типа не оборудована встроенным ареометром, между ее клемм для контроля за ходом зарядки можно подсоединить цифровой вольтметр. Напряжение полностью заряженной батареи должно составлять не ниже 12.6 В после снятия поверхностного заряда.
  6. Дополнительные требования по батарее и проведению запуска двигателя автомобиля от вспомогательного источника можно найти в Главе Система электрооборудования двигателя и в начале Руководства (см. Запуск двигателя от вспомогательного источника питания).


 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2