5.22. Установка коленчатого вала и проверка зазоров коренных подшипников

Если в ходе проведения капитального ремонта двигателя была проведена проточка шатунных и коренных шеек коленчатого вала до стандартного ремонтного размера (с принижением 0,254 мм), выбор сменных подшипников не должен вызвать затруднений. Следует просто заказать стандартный же комплект вкладышей ремонтного размера. Однако, следует помнить, что даже в случае выполнения проточки вала и замены подшипников перед тем как приступить к сборке двигателя необходимо произвести проверку зазоров в подшипниках. (см. п. "Независимо от использованного способа...").

На фабричной линии по сборке двигателей размеры шеек устанавливаемого вала и подшипников могут слегка варьироваться. Кривошипы и подшипники обычно помечены цветовым кодом, позволяющим определить правильность соответствия вкладышей шейкам вала. Если на двигатель устанавливается стандартного размера коленчатый вал, подбор новых вкладышей может быть осуществлен в соответствии с материалами Раздела Проверка состояния блока двигателя. В случае необходимости квалифицированную консультацию всегда можно получить также в автомастерской, специализирующейся на восстановлении двигателей.

Цветовой код обычно проставляется на краю вкладыша подшипника.

Код размера шейки обычно проставляется краской на ближайшей щеке кривошипа со стороны оборудованного фланцем (заднего) конца вала. Исключение составляет лишь шейка заднего коренного подшипника, код для которой наносится фланце заднего кривошипа на 6-цилиндровых двигателях. На двигателях V8 на задний фланец коленчатого вала наносится буквенно-цифровой код размера всех шеек (см. Раздел Проверка состояния блока двигателя).

С целью более точной корректировки зазора верхний и нижний фланцы одного подшипника могут быть подобраны разных размеров. Например, для уменьшения зазора на 0,0127 мм вкладыш номинального размера может быть установлен в сочетании со вторым размера с принижением в 0,0254 мм.

Ни в коем случае не следует устанавливать в один подшипник вкладыши, различающиеся более чем на 0,0254 мм. Вкладыши непарного размера всегда должны устанавливаться либо все вверх, либо все вниз.

Измерение зазоров в коренных подшипниках

Независимо от использованного способа определения размера подшипников, зазор в них должен проверяться при помощи специального набора с калиброванной пластмассовой проволокой (Plastigage). Такого рода проверка дает гарантию правильности подбора вкладышей.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Протрите спинки новых вкладышей коренных подшипников и вложите по одному, оборудованному масляной канавкой в каждую из постелей в блоке. Вторые половинки вкладышей каждого из комплектов вложите в соответствующую крышку. Проследите за тем, чтобы язычки вкладышей вошли ответные углубления в блоке или крышке. Масляные отверстия в блоке обязательно должны оказаться совмещенными с отверстиями во вкладышах.

Ни в коем случае не застукивайте вкладыш в постель молотком и старайтесь не оцарапать подшипниковые поверхности и не оставить на них задиров. Смазка на данном этапе производиться не должна.

  1. Протрите поверхности подшипников в блоке и шейки коленчатого вала чистой неворсящейся ветошью. Проверьте проходимость и, в случае необходимости, прочистите все масляные отверстия вала. Грязь из них неминуемо попадет в подшипники.
  2. Удостоверившись в безукоризненной чистоте коленчатого вала, осторожно опустите его в коренные подшипники.
  3. Перед окончательной установкой вала необходимо произвести измерение величины зазоров в его коренных подшипниках.
  4. Нарежьте на отрезки соответствующей длины (чуть короче длины коренных шеек вала) калиброванную пластмассовую проволоку из набора Plastigage и уложите по одному вдоль каждой из коренных шеек вала, параллельно их оси.
  1. Уложите по отрезку калиброванной пластмассовой проволоки из измерительного набора вдоль оси каждой из коренных шеек вала, параллельно ее оси.
  1. Протрите поверхности подшипников в крышках и установите последние на свои места в блоке (не перепутайте крышки) таким образом, чтобы отлитые на их верхней части стрелки были обращены вперед по двигателю. Старайтесь не сместить уложенные на шейки вала отрезки проволоки. Слегка смажьте маслом резьбовую часть болтов крепления крышек подшипников, вверните болты.
  2. В три стадии затяните болты крышек с требуемыми усилиями. Не допускайте проворачивания вала в процессе затягивания болтов.
  3. Отдайте болты и осторожно снимите крышки подшипников. Сложите их в том же порядке, как они были установлены на двигателе. Старайтесь в процессе снятия крышек не сместить расплющенные отрезки проволоки и не провернуть коленчатый вал. Если какая-либо из крышек не поддается снятию, легонько обстучите ее молотком с мягким бойком.
  4. Измерьте ширину расплющенных отрезков калиброванной проволоки при помощи шкалы на упаковке к измерительному набору. Результатом измерения будет сразу величина зазора в подшипнике. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций.

При сличении результатов проследите за соответствием стандарта шкалы стандарту технических требований Спецификаций - на упаковке нанесено две шкалы - одна в американском (дюймовом) стандарте, вторая - в метрическом.


  1. Измерьте ширину расплющенных отрезков калиброванной проволоки на каждой из шеек вала по шкале на упаковке к измерительному набору (измерение производите в наиболее широкой части отрезка).
  1. Если зазор не соответствует требованиям Спецификаций, возможно установлены вкладыши не того размера (что означает необходимость подбора замены). Перед тем как прийти к заключению о необходимости замены вкладышей удостоверьтесь, что между их спинками и постелями подшипников в крышках или блоке в процессе измерения зазора не находились грязь или масло. Если расплющенная калиброванная проволока оказывается шире с одного из краев шейки, то последняя имеет конусность.
  2. Осторожно соскоблите с поверхностей шеек и/или подшипников все следы расплющенной пластмассовой проволоки. Воспользуйтесь для этой цели ногтем или ребром кредитной карточки - наличие на рабочих поверхностях подшипников задиров и заусениц недопустимо!

Окончательная установка коленчатого вала

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Осторожно извлеките коленчатый вал из двигателя. Зачистите подшипниковые поверхности в блоке и смажьте их тонким равномерным слоем молибденсодержащей или сборочной смазки.
  2. Смажьте поверхности коленчатого вала, контактирующие с сальниками чистым двигательным маслом.
  3. Установите в блок верхнюю половину заднего коренного сальника (отмеченной желтой краской стороной назад по двигателю (двигатели V8) и уплотнительными губками - вперед.
  1. Вложите в канавку блока верхнюю половину неопренового заднего сальника коленвала...

... губками (стрелка) вперед по двигателю.

  1. Удостоверьтесь, что шейки коленчатого вала чисты и уложите вал в блок. Протрите поверхности подшипников в крышках и смажьте их. Установите крышки на свои места таким образом, чтобы стрелки на них указывали вперед по двигателю.
  2. Установите болты, смазав их резьбы и нижнюю часть головок маслом. Наложите на каждую их сторон сопрягаемой поверхности крышки заднего коренного подшипника по пятну герметика Locktite 515 (точки нанесения герметика на крышки коренных подшипников двигателя V8 см. на иллюстрации к Главе Двигатель V8).
  1. На отмеченные на рисунке участки поверхности крышки заднего коренного подшипника 6-цилиндрового двигателя наложите герметик Locktite 515.
  1. Вложите нижнюю половину сальника в крышку заднего коренного подшипника и установите крышку на свое место на блоке.
  1. Вставьте нижнюю половину нового неопренового сальника в крышку заднего коренного подшипника.
  1. Затяните болты крепления всех крышек, за исключением крышки упорного подшипника (№ 3), с требуемым усилием. Слегка подвигайте коленчатый вал рычагом вперед-назад в блоке, затем затяните болты крышки третьего подшипника с требуемым усилием.
  2. Проверьте осевой люфт вала при помощи измерительного щупа или цифрового измерителя плунжерного типа (Раздел Снятие коленчатого вала). Осевой люфт должен лежать в допустимых пределах если упорные поверхности вала не изношены и не повреждены и установлены новые подшипники.
  3. На моделях, оборудованных РКПП установите на цапфу вала новый направляющий подшипник (Глава Сцепление и трансмиссионная линия).
  4. Несколько раз проверните коленчатый вал, удостоверившись в отсутствии точек очевидного заклинивания.


 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2