4.4. Система смазки двигателя - общая информация

Конструкция системы смазки и схема распределения потоков представлены на иллюстрациях.

Конструкция системы смазки 4-цилиндрового двигателя

1 — Пробка
2 — Шайба
3 — Пружина редукционного клапана
4 — Редукционный клапан
5 — Сальник
6 — Корпус масляного насоса
7 — Внутренний ротор
8 — Внешний ротор
9 — Крышка масляного насоса
10 — Масляный фильтр
11 — Уплотнительное кольцо
12 — Сборка масляного насоса
13 — Датчик-выключатель давления масла
14 — Маслоналивная горловина
15 — Уплотнительное кольцо
16 — Крышка маслоналивной горловины
17 — Уплотнительное кольцо
18 — Дефлекторная пластина
19 — Уплотнительное кольцо
20 — Маслозаборник
21 — Направляющая трубка щупа измерения уровня двигательного масла

22 — Уплотнительное кольцо
23 — Поддон картера
24 — Щуп измерения уровня двигательного масла
25 — Сливная пробка
26 — Металлическая прокладка
27 — Прокладка

Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм

Т1: 5
Т2: 5
Т3: 6.4
Т4: 10
Т5: 44
Т6: 6.4
Т7: 25
Т8: 44


Конструкция системы смазки 6-цилиндрового двигателя

1 — Нижний поддон картера
2 — Магнит
3 — Сливная пробка
4 — Прокладка
5 — Трубка масляного радиатора
6 — Шланг
7 — Хомут
8 — Уплотнительное кольцо
9 — Масляный радиатор
10 — Соединительная трубка
11 — Масляный фильтр
12 — Редукционный клапан
13 — Прокладка корпуса редукционного клапана
14 — Центральная направляющая цепи
15 — Звездочка коленчатого вала
16 — Крышка масляного насоса
17 — Внутренний ротор
18 — Внешний ротор

19 — Верхняя секция поддона картера
20 — Пробка
21 — Датчик-выключатель давления двигательного масла
22 — Пробка
23 — Маслозаборник

Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм

Т1: 6.4
Т2: 7.8
Т3: 18
Т4: 25
Т5: 34
Т6: 37
Т7: 44
Т8: 90


Принцип функционирования системы смазки 4-цилиндрового двигателя

1 — Полнопоточный масляный фильтр
2 — Масляный насос
3 — Маслозаборник
4 — Распределительный вал
5 — Ролик

6 — Коромысло
7 — Ось коромысла
(a) Перепускной клапан на 157 кПа
(b) Редукционный клапан на 490 кПа


Принцип действия системы смазки 6-цилиндрового двигателя

1 — Маслоприемник с сетчатым фильтром
2 — Масляный насос
3 — Корпус редукционного клапана
4 — Регулятор натяжения правой цепи
5 — Маслоохладитель
6 — Полнопоточный масляный фильтр
7 — Датчик-выключатель давления двигательного масла

8 — Распределительный вал
9 — Коленчатый вал
10 — Нижняя промежуточная звездочка
11 — Верхнее промежуточная звездочка
12 — Регулятор натяжения левой цепи
13 — Дроссель


Схема распределения потоков масла в 4-цилиндровом двигателе

 


Схема распределения потоков масла в 6-цилиндровом двигателе

 


Масляный насос

Для подачи смазки в двигатель используется масляный насос роторного типа, в рабочей камере которого находятся введенные в постоянное зацепление внутренний и наружный роторы. Привод насоса организован напрямую от коленчатого вала двигателя. Роторы и крышка насоса изготовлены из металлокерамического сплава. Вращение приводимого от коленчатого вала внутреннего ротора заставляет проворачиваться наружный ротор, при этом, за счет асимметричного расположения роторов и различия в количестве зубьев, изменяется величина рабочего зазора между ними, что обеспечивает необходимый напор рабочего тела. Двигательное масло всасывается в большое пространство у входного порта насосной камеры и перекачивается роторами к выпускному порту. По мере вращения роторов объем для забора масла сужается, в результате чего сжимаемое масло под давлением выталкивается через из выпускное отверстие. Давление двигательного масла регулируется редукционным клапаном, встроенным в масляный насос и расположенным в непосредственной близости от выходного отверстия. При повышении развиваемого насосом давления до определенного уровня редукционный клапан открывается, и избыточное масло возвращается к впускному порту.

Нагнетаемое насосом двигательное масло подается к подшипникам распределительных и коленчатого валов, а так же к прочим нуждающимся в смазывании и эффективном охлаждении элементам блока, а также в требуемых пропорциях распределяется между компонентами ГРМ головок цилиндров.

Конструкция масляного насоса 4-цилиндрового двигателя

1 — Внутренний ротор
2 — Наружный ротор
3 — Сальник
4 — Корпус
5 — Крышка

6 — Заглушка
7 — Прокладка
8 — Пружина редукционного клапана
9 — Редукционный клапан на 490 кПа


Конструкция масляного насоса 6-цилиндрового двигателя

1 — Внутренний ротор
2 — Наружный ротор
3 — Крышка
4 — Корпус редукционного клапана

5 — Заглушка
6 — Прокладка
7 — Пружина редукционного клапана
8 — Редукционный клапан на 490 кПа


Полнопоточный масляный фильтр

Для очистки двигательного масла используется полнопоточный масляный фильтр, рабочий элемент которого изготовлен из вощеной бумаги. Для увеличения эффективной площади фильтрации фильтрующий элемент имеет специальную гофрированную конструкцию. В фильтре предусмотрен перепускной клапан, обеспечивающий беспрепятственный проход масла в случае нарушения проходимости фильтрующего элемента.

Конструкция полнопоточного масляного фильтра

1 — Сальник
2 — Корпус фильтра

3 — Перепускной клапан
4 — Гофрированный элемент


Датчик-выключатель давления двигательного масла

Датчик-выключатель давления двигательного масла помещается в верхней части с передней стороны правого полублока и служит для контроля давления масла и исправности функционирования масляного насоса.

Отсутствие мгновенного подъема давления двигательного масла непосредственно после включения зажигания приводит к тому, что диафрагма датчика-выключателя, отжимаемая пружиной (с усилием, эквивалентным давлению в 0.15 кГс/см 2 ) по направлению к блоку цилиндров, замыкает контакты цепи встроенной в приборный щиток контрольной лампы.

После того как давление поднимается до заданного значения, диафрагма смещается, преодолевая сопротивление пружины, и цепь контрольной лампы размыкается.

Конструкция датчика-выключателя давления двигательного масла

1 — Точечный контакт
2 — Диафрагма
3 — Пружина

4 — Запрессовка
5 — Клемма


4-цилиндровые модели

Поддон картера присоединен к блоку цилиндров с использованием для герметичности жидкой прокладочной мастики. Маслоприемник расположен по середине поддона картера и оборудован сетчатым фильтром, служащим для отсеивания инородных частиц, которые могут содержаться в двигательном масле. Идущая от маслоприемника трубка соединена с всасывающим отверстием масляного насоса в районе правого полублока.

В поддоне картера, ближе к блоку цилиндров, предусмотрена дефлекторная пластина, предназначенная для стабилизации уровня двигательного масла и усиления поддона картера.

Конструкция поддона картера 4-цилиндрового двигателя

1 — Оборудованный сетчатым фильтром маслоприемник
2 — Направляющая трубка щупа измерения уровня двигательного масла
3 — Дефлекторная пластина
4 — Щуп измерения уровня двигательного масла

a — Нижний уровень
b — Верхний уровень (для горячего двигателя)
с — Верхний уровень (для холодного двигателя)


6-цилиндровые модели

На 6-цилиндровых двигателях установлен 2-секционный поддон картера, верхняя секция которого изготовлена из алюминиевого сплава, а нижняя представляет собой штампованную стальную пластину. В верхнюю секцию поддона запрессована дефлекторная пластина, предназначенная для стабилизации уровня двигательного масла. Закрепленный в нижней части поддона магнит служит для концентрации и удерживания попадающих в поддон металлических частиц.

Опорный кронштейн маслозаборника крепится к верхней секции поддона картера. Герметизация сочленения маслозаборной трубки с масляным насосом обеспечивается за счет применения уплотнительного кольца. Оборудованный сетчатым фильтром маслоприемник расположен в центре задней части поддона картера, где колебания уровня масла минимальны.

Конструкция поддона картера 6-цилиндрового двигателя

1 — Верхняя секция
2 — Оборудованный сетчатым фильтром маслоприемник
3 — Нижняя секция

4 — Уплотнительное кольцо
5 — Магнит

Пожалуйста включите / Please enable JavaScript!

 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2