1.3.10. Свечи зажигания
Свечи зажигания заменяют при плановых технических обслуживаниях.
Если приходится когда-либо заменять свечи зажигания не при плановом техническом
обслуживании, необходимо принимать во внимание следующее.
Свечи зажигания и вся система зажигания в целом подобраны к данному двигателю,
и это способствует снижению количества вредных веществ в отработавших газах.
Чтобы избежать отказов в работе двигателя, снижения его мощности, ухудшения
приемистости, повышения содержания вредных веществ в отработавших газах и создания
помех для радиоприема, следует применять только рекомендованные концерном Фольксваген
свечи зажигания для данного двигателя. Особенно важными характеристиками свечей
являются количество электродов, калильное число и в отдельных случаях способность
не создавать помех радиоприему.
Существует два типа уплотнений при установке в головку цилиндра: с плоским седлом
и эластичной (стальной или медно-асбестовой) прокладкой или с коническим седлом
без прокладки. При установке новой свечи прежде всего необходимо проверить,
какое уплотнение предусмотрено в головке цилиндра, а также диаметр и длину резьбовой
части. Если установить свечу с длинной резьбовой частью в головку с короткой
резьбой, то выступающая часть свечи покроется нагаром и смолами, отложениями
свинца. Свеча будет перегреваться, возможно оплавление резьбы. При выворачивании
свечи можно из-за этого повредить резьбу в головке цилиндра. При короткой резьбовой
части свечи и длинной в головке нагар и различные отложения забивают резьбу,
происходит ее оплавление. После длительной работы приходится проходить метчиком
резьбовую часть в головке цилиндра, но так, чтобы грязь не осталась в цилиндре.
В зависимости от назначения свечи имеют ряд конструктивных особенностей. Так,
для автомобилей и мотоциклов, работающих в тяжелых дорожных условиях, когда
возможно попадание на двигатель воды, и при повышенных требованиях к уровню
радиопомех применяются экранированные свечи с герметичным уплотнением провода
высокого напряжения. С целью повышения стабильности работы свечей на корпусе
иногда делаются несколько электродов или вообще боковых электродов нет (с плавающим
электродом).
В зависимости от особенностей рабочего процесса свечи выполняются с утопленным
внутри корпуса изолятором или с выступающим изолятором (для камер сгорания с
интенсивной турболизацией смеси в камере сгорания).
Важнейшим параметром, характеризующим свечу, является температурный режим ее
элементов, в первую очередь – центрального электрода и поверхности юбки изолятора.
Основной проблемой при создании свечи для высокооборотного двигателя является
выполнение противоречивых требований. С одной стороны – обеспечить достаточно
высокую температуру юбки изолятора, чтобы при длительной работе на малых нагрузках
и холостом ходе предотвратить образование на ней нагара, приводящего к шунтированию,
особенно при низких температурах. При переходе на большие нагрузки при высоких
температурах происходит самоочищение изолятора свечи за счет выгорания отложений
на нем.
С другой стороны, при высоких числах оборотов и большой нагрузке температура
центрального электрода и нижней части изолятора не должна превышать верхнего
предела, при котором возникает калильное зажигание (воспламенение смеси еще
до возникновения искры от системы зажигания). От цикла к циклу воспламенение
происходит все раньше и раньше, температура деталей растет до тех пор, пока
что-то не сгорит – в лучшем случае свеча, в худшем – поршень. Так что из-за
маленькой свечи могут быть большие неприятности.
Как же предотвратить возможность появления калильного зажигания? Прежде всего,
нужно следить за правильной (по инструкции) установкой углов опережения зажигания,
не допуская слишком раннего зажигания. При контактной системе угол опережения
зажигания может неожиданно увеличиться, например, если отскочит один из напаянных
контактов прерывателя.
Второе условие – всегда заливать бензин, соответствующий уровню форсировки двигателя
(степени сжатия, номинальной частоте вращения, наполнению и др.). Чем ниже октановое
число, тем больше склонность к калильному зажиганию. Ну а если все-таки залит
низкооктановый бензин, то нельзя выходить на большие нагрузки при высоких числах
оборотов.
Третье условие, иногда самое главное – устанавливать свечи с требуемым калильным
числом в соответствии с рекомендацией завода-изготовителя двигателя.
Наиболее удобно обозначение калильного числа, одно время принятое большинством
европейских фирм, по времени (в секундах), после которого при испытаниях на
специальной установке начинается калильное зажигание. В последние годы большинство
фирм перешло на условное обозначение калильного числа свечей.