2.4.1. Снятие
Поршни и шатуны выталкиваются вверх из картера с помощью деревянной ручки молотка после снятия крышек подшипников шатунов и вкладышей подшипников. Перед проведением этих работ необходимо ознакомиться со следующими рекомендациями:
- на каждом поршне и соответствующем ему шатуне должен быть указан номер цилиндра, из которого они были демонтированы. Это лучше всего сделать краской на днище поршня (рис. 58). Кроме того, нанести на днище поршня стрелку, указывающую в направлении к передней части двигателя;
- перед демонтажом поршня с шатуном обратить внимание на точное направление установки крышки подшипника шатуна и перед снятием крышки нанести кернером на одну сторону шатуна и крышки подшипника номер цилиндра (цилиндр № 1 — одна метка и т.д.) (рис. 59). Шатуны и крышки подшипников шатунов надо компоновать таким образом, чтобы оба прилива В (рис. 60) и обозначения А номеров цилиндров находились друг против друга. Оба прилива после установки шатунов всегда должны быть направлены в сторону шкива коленчатого вала;
- вкладыши подшипников обозначать в соответствии с шатуном и крышкой подшипника. Точно так же на тыльной стороне краской обозначить верхние и нижние вкладыши подшипников;
- поршни отличаются друг от друга по глубине выемки в днище. Например, если предполагается установить поршень от подержанного автомобиля, то можно измерить глубину b (высота сжатия) в соответствии с рис. 61. Ее значение неодинаково для различных двигателей.
Намеченные для установки поршни должны иметь одинаковую глубину. Различаются по ширине и выемки с. Поршни двигателя объемом 1,6 л, выпускаемого с 1996 г., имеют те же размеры, что и поршни его предшественника — двигателя объемом 1,6 л. Поршни двигателя объемом 1,4 л уже отличаются по размерам от выпущенных ранее. Поэтому при использовании новых поршней надо измерять старые поршни и полученные данные сравнивать с данными новых.
При снятии поршней необходимо выполнить следующее:
- вынуть крышки и вкладыши подшипников и извлечь детали, как указано выше. Если необходимо, удалить образовавшееся на верхней части поршня кольцо масляного нагара с помощью шабера;
- вытолкнуть поршневые пальцы после удаления стопорных колец. Вырез в отверстии для поршневого пальца позволяет использовать оправку, с помощью которой можно извлекать стопорные кольца, как показано на рис. 62. Палец выпрессовывают подходящей для этой цели оправкой;
Рис. 62. Извлечение пружинных стопорных колец из канавок в отверстии для поршневого пальца с помощью заостренной оправки
|
- вынимать поршневые кольца поочередно с помощью предназначенных для монтажа поршневых колец специальных захватов, начиная с днища поршня (рис. 63). Если кольца можно использовать снова, то их следует соответствующим образом промаркировать. При отсутствии монтажных щипцов с противоположных сторон поршня под кольцо вставляются металлические пластины. Одну из пластин надо обязательно подкладывать под кольцо в месте, показанном на рис. 64, чтобы не было задиров на зеркале цилиндра.
Рис. 64. Использование металлических пластин для снятия или установки поршневых колец. После установки пластин кольца вынимаются вверх
|
Рис. 66. Детали поршня и шатуна двигателя объемом 1,0 л (на других двигателях болты шатуна вворачиваются в него снизу): 1 — поршневые кольца; 2 — поршень; 3 — шатун; 4 — крышка подшипника шатуна; 5 — гайка подшипника шатуна, 30 Н·м + 90°; 6 — вкладыш подшипника шатуна; 7 — блок цилиндров; 8 — болт шатуна (всегда заменять), на двигателях объемом 1,3, 1,4 и 1,6 л затягивать моментом 30 Н·м + 90°; 9 — стопорное кольцо поршневого пальца; 10 — поршневой палец
|
На рис. 66 показаны детали поршня после разборки. Элементы А и В должны совпадать при использовании одинаковых деталей.