2.15. Снятие и установка головки блока цилиндров
Болты головки блока цилиндров должны быть затянуты в указанной цифрами последовательности.
Изображены (слева направо) 4-, 5-, и 6-цилиндровый двигатели. Стрелки указывают
направление движения.
Для выполнения этой работы обязательно необходим динамометрический ключ. Далее
вам потребуются длинный торцовый многозубчатый ключ Т 55 (для 4- и 5-цилиндрового
двигателей) либо внешний звездчатый ключ Е 14 (6-цилиндровый двигатель) и для
установки головки блока цилиндров – новая прокладка.
Снятие у 4- и 5-цилиндровых двигателей
|
- Снять отрицательный кабель аккумуляторной батареи.
- Двигатель с системой впрыска Mono-Motronic: снять воздушный
фильтр.
- Слить и собрать охлаждающую жидкость.
- Ослабить шланги системы охлаждения на головке блока цилиндров.
- Снять крышку распределителя зажигания вместе с проводами высокого
напряжения (5-цилиндровый двигатель) (см. главу Система
зажигания).
- Отцепить трос привода «газа».
- 5-цилиндровый двигатель: снять насос усилителя руля и положить
в моторном отсеке, шланги остаются подключенными. Трубки не перегибать.
- Все электрические провода возле головки блока цилиндров и блока
впрыска либо впускного коллектора отметить и вытянуть.
- Отделить трубки подачи топлива системы впрыска по соединительным
муфтам.
- Отметить и снять вакуумные шланги на впускном коллекторе либо
на корпусе дроссельного узла, а также вакуумные шланги от усилителя
тормозов.
- При работе с 5-цилиндровым двигателем снять верхнюю часть выпускного
газопровода (раздел Система впрыска KE-III-Jetronic).
Также снять впрыскные форсунки, оставив шланги топливопровода
высокого давления подсоединенными.
- Упаковать впрыскные форсунки в чистые, бензостойкие пластиковые
пакеты.
- Снять наконечники проводов с пускового топливного клапана и
отложить в сторону с подключенным бензопроводом.
- Отметить и снять штекеры системы впрыска. Помогает при установке:
штекеры имеют разный цвет.
- 5-цилиндровый двигатель: снять корректор состава горючей смеси
вместе с корпусом воздушного фильтра.
- Отсоединить выпускную трубу от выпускного коллектора.
- Открутить верхнее крепление генератора у 4-цилиндрового двигателя.
Перед этим ослабить клиновой ремень.
- Снять защитный кожух зубчатого ремня, ослабить зубчатый ремень
и снять с шестерни распределительного вала.
- Снять крышку головки блока цилиндров.
- Ослабить болты головки блока цилиндров в обратной последовательности,
чем это показано на рисунках справа вверху. Перед этим двигатель
должен остыть, потому что теплая головка блока цилиндров может
деформироваться после снятия.
- Снять головку блока цилиндров вместе со впускным и выпускным
коллекторами, а также распределителем зажигания (5-цилиндровый
двигатель). Если он не снимается без усилия, помочь себе легкими
ударами пластмассовым молотком.
Описание работ относится к левой головке блока цилиндров. Снятие
правой головки блока цилиндров происходит таким же образом.
|
|
Снятие у 6-цилиндрового двигателя
|
- Снять защиту двигателя и кожух клинового ремня.
- Снять клиновой ремень (см. раздел Генератор).
- Снять зубчатый ремень (описание работ выше в этой главе).
- Отсоединить выпускную трубу от выпускного коллектора.
- Слить охлаждающую жидкость через резьбовую пробку сливного
отверстия двигателя и радиатора внизу справа.
- Отсоединить воздуховод от выпускного коллектора.
- Разъединить штекер датчика Холла.
- Отсоединить шланги системы вентиляции картера на головке блока
цилиндров слева и на головке блока цилиндров справа.
- Отсоединить рукав воздухозаборника от воздушного фильтра.
- Отсоединить от корпуса дроссельного узла слева вакуумную трубку
кондиционера и/или блокировки дифференциала.
- Надавить воздуховод вниз и вынуть вместе со шлангами системы
вентиляции картера.
- Отсоединить защитное крепление тросового привода «газа», вывесить
и освободить трос привода «газа».
- Разъединить штепсельное соединение температурного датчика впускаемого
воздуха и клапана стабилизации частоты вращения вала двигателя
в режиме холостого хода.
- Отделить топливные сливную и наливную гидролинии.
- Отсоединить соединение на корпус («массу») за корпусом дроссельного
узла.
- Отсоединить вакуумный трубопровод, ведущий к блоку управления
перед корпусом дроссельного узла.
- Отсоединить штепсельное соединение на корпусе дроссельного узла.
- Открутить вакуумный трубопровод к клапану бачка с активированным
углем справа на корпусе дроссельного узла.
- Отсоединить наконечники проводов ко всем свечам зажигания.
- Отсоединить все электрические штекеры на впрыскных форсунках.
- Отсоединить штекеры датчика детонации и обогрева лямбда-зонда.
- Отделить штекеры лямбда-зонда и освободить провода.
- Отсоединить штепсельное соединение к выключателю с гидропроводом
и датчику температуры масла (сзади на левой головке блока цилиндров).
- Снять штекер электронного термовыключателя в водяной трубе
радиатора.
- Отсоединить вакуумный трубопровод (синего цвета) к обратному
клапану в трубопроводе к усилителю тормозов.
- Снять штекеры на впрыскных форсунках слева и справа.
- Открутить держатели патрубка на выпускном коллекторе. Не отделять
патрубок.
- Открутить и вынуть выпускной коллектор.
- Закрыть отверстия чистой тканью.
- Открутить трубку системы охлаждения сзади на головке блока
цилиндров.
- Снять заборную трубку окиси углерода.
- Снять лямбда-зонд.
- Отсоединить листовую теплоизоляцию выпускного коллектора.
- Снять крышку головки блока цилиндров.
- Снять заднюю часть защитного кожуха зубчатого ремня.
- Отсоединить патрубки от бачка с охлаждающей жидкостью к насосу
на головке блока цилиндров.
- Ослабить болты головки блока цилиндров в обратной последовательности,
чем показано на рисунках справа вверху. Перед этим двигатель должен
остыть, потому что теплая головка блока цилиндров после снятия
может деформироваться.
- Снять головку блока цилиндров вместе со впускным и выпускным
коллекторами, а также распределителем зажигания (5-цилиндровый
двигатель). Если он не снимается без усилия, помочь легкими ударами
пластмассовым молотком.
|
|
Проверка снятой головки блока цилиндров
Все типы двигателей
|
- Снять старую прокладку головки блока цилиндров. Поверхности
уплотнения на головке блока цилиндров и блоке цилиндров должны
быть абсолютно чистыми, без каких-либо остатков уплотнительной
прокладки. Нельзя царапать твердым инструментом по мягкой уплотнительной
поверхности головки блока цилиндров. Бороздки могут стать причиной
следующего повреждения прокладки головки блока цилиндров.
- Проверить головку блока цилиндров на деформацию (особенно важно
при повреждении уплотнительной прокладки головки блока цилиндров
из-за перегрева).
- Приложить длинную металлическую линейку или гарантированно
прямой металлический угол вдоль на очищенную уплотнительную поверхность
головки блока цилиндров.
- Проверить измерительным щупом, имеется ли на каком-либо месте
прогиб больший, чем 0,1 мм. В последнем случае головку блока цилиндров
нужно будет перед установкой отшлифовать.
- С головкой блока цилиндров можно работать только в ограниченных
пределах. Должна быть соблюдена минимальная высота – измеренная
от верхней к нижней уплотнительным поверхностям – 132,6 мм у 4-цилиндрового
двигателя и 132,75 мм у 5- и 6-цилиндровых двигателей.
|
|
Установка
Все типы двигателей
|
- Если вы устанавливаете новую головку блока цилиндров, то необходимо
слегка смазать маслом направляющие гидравлических толкателей.
Смазать маслом и установить распределительный вал, как описано
ранее.
- При необходимости установить резьбовую крышку на смененной
головке блока цилиндров 6-цилиндрового двигателя.
- Резьба на болтах головки блока цилиндров и в соответствующих
отверстиях на блоке цилиндров должна быть чистой и без повреждений,
в противном случае не совпадет момент затяжки при затягивании
болтов.
- В отверстиях для болтов блока цилиндров не должно быть масла
или воды, иначе чугун в области резьбы может разорваться.
- Провернуть коленчатый вал немного назад против направления
вращения, чтобы ни один поршень не стоял в положении ВМТ, иначе
открытый клапан при надевании головки блока цилиндров может столкнуться
с таким поршнем.
- Положить уплотнительную прокладку головки блока цилиндров таким
образом на блок цилиндров, чтобы номер запчасти или обозначение
«oben» («вверх») показывал к головке блока цилиндров.
- Надеть головку блока цилиндров. Для этого в мастерской при
работе с 4- и 5-цилиндровыми двигателями применяются два направляющих
болта. Без вспомогательных средств прокладка и сама головка блока
цилиндров постоянно сдвигаются.
- Этот инструмент вы можете изготовить сами из двух старых болтов
головки блока цилиндров: отпилить головку болта и пропилить вверху
шлиц (для выкручивания отверткой).
- После установки нескольких болтов головки блока цилиндров можно
удалить направляющие болты.
- Ввернуть все болты головки блока цилиндров и затянуть в указанной
выше последовательности моментом:
Двигатель |
4-, 5-цилиндровый |
6-цилиндровый |
Первая степень затяжки |
40 Н•м |
(нет) |
Вторая степень затяжки |
60 Н•м |
60 Н•м |
Третья степень затяжки |
Повернуть болты жестким ключом на половину
оборота, не снимая ключа (в той же последовательности).
Также можно повернуть два раза по четверти оборота |
- Тем самым болты окончательно затянуты, и их ни в коем случае
не нужно затягивать еще раз.
- Обратите внимание при сборке на регулирование тросового привода
«газа» и установку впрысковых форсунок у 5-цилиндрового двигателя
(глава о впрыске).
- Важно: обратить внимание на последовательность затяжки при
монтаже выпускного коллектора у 6-цилиндрового двигателя.
- Кроме того, проконтролировать у 4- и 5-цилиндровых двигателей
установку зажигания (глава Система зажигания).
|
|