6.1. Так происходит охлаждение
Водяной насос при работающем двигателе постоянно гонит охлаждающую жидкость
через многочисленные каналы охлаждения двигателя и таким образом отводит теплоту,
возникающую за счет сгорания в цилиндрах. Насос ускоряет поток охлаждающей жидкости
с помощью лопастного колеса, которое находится у него на обратной стороне.
Привод водяного насоса в четырехцилиндровом двигателе обеспечивается клиновым
ремнем, в шестицилиндровом двигателе – зубчатым ремнем. То, каким путем охлаждающая
жидкость течет по бесчисленным шлангам и каналам, зависит от ее температуры
в данный момент.
- Если двигатель еще не прогрет, то охлаждающая жидкость движется по «малому контуру», который идет через двигатель и теплообменник отопления. В зависимости от модели двигателя к малому контуру циркуляции охлаждающей жидкости дополнительно подключается масляный радиатор.
- При температуре свыше 87 °С термостат открывает «большой контур», в котором подключен радиатор.
- Если температура продолжает повышаться дальше настолько, что даже в окружении радиатора достигает 82 °С, вязкостное сцепление вентилятора радиатора переключается на жесткий прямой привод – вентилятор тоже вращается.
- В автомобилях с электрическим приводом вентилятора радиатора (климатическая установка) подключается вентилятор, если в радиаторе температура достигает примерно 92 °С.
Система охлаждения повышенного давления
При рабочей температуре в системе охлаждения возникает повышенное давление
в 1,2–1,5 бар, что значительно повышает температуру кипения воды – над 100 °С
при обычных условиях. Таким образом создается резерв, двигатель может достигать
рабочих температур свыше 100 °С, и при этом нет «опасности закипания жидкости»
в системе охлаждения.
Правильное давление в системе охлаждения обеспечивается запорной крышкой расширительного
бачка, в которой находятся предохранительный клапан повышенного давления (около
1,2–1,5 бар) и предохранительный клапан пониженного давления (0,06–0,1 бар).
Клапан пониженного давления впускает поток воздуха, если температура охлаждающей
жидкости понижается и, следовательно, занимает меньший объем.