5.5. Проверка исправности функционирования, снятие и установка электрических выключателей и датчиков системы охлаждения
Термочувствительный датчик-выключатель вентилятора системы охлаждения (модели
без К/В)
Проверка
Описание проверки исправности функционирования датчика-выключателя приведено
в разделе
Проверка исправности функционирования, снятие
и установка вентилятора(ов) системы охлаждения.
Снятие
|
Потребуется свежий герметик/новое уплотнительное
кольцо.
|
|
1. Датчик-выключатель расположен слева или справа
на радиатора (в зависимости от модели). Прежде чем приступать к
снятию датчика-выключателя дождитесь полного остывания двигателя.
2. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
3. Частично опорожните систему охлаждения (обратитесь к Главе
Текущее обслуживание), опустив уровень охлаждающей жидкости
ниже уровня положения датчика-выключателя. Альтернативно, приготовьте
подходящую пробку для заглушивания отверстия из-под датчика-выключателя
(действуйте крайне осторожно, стараясь не повредить радиатор и не
допустить попадание внутрь теплообменника посторонних предметов).
4. Отсоедините от датчика-выключателя электропроводку.
5. Аккуратно выверните датчик-выключатель из радиатора, при соответствующей комплектации
снимите уплотнительное кольцо. Если охлаждающая жидкость из системы не сливалась,
закупорьте отверстие под установку датчика-выключателя.
|
|
Установка
|
1. Если для уплотнения посадки датчика-выключателя
использовался герметик, тщательно прочистите резьбовую часть
сборки и смажьте ее свежим герметизирующим составом.
2. При использовании уплотнительного кольца, не забудьте заменить его при установке.
3. Установка производится в обратном порядке. Затяните датчик-выключатель и долейте
в систему охлаждения необходимое количество охлаждающей жидкости (обратитесь
к Главе
Текущее обслуживание).
4. В заключение запустите двигатель, прогрейте его до нормальной рабочей температуры
и удостоверьтесь в исправности срабатывания вентилятора системы охлаждения.
|
|
Термочувствительный датчик-выключатель вентилятора системы охлаждения (модели
с К/В)
Срабатыванием вентиляторов системы охлаждения управляет датчик BITRON
(см. ниже в данном разделе).
Датчик измерителя температуры/датчик-выключатель
контрольной лампы температуры
Проверка
|
На моделях, оборудованных К/В датчик вырабатывает
только сигнал, подаваемый на измеритель температуры. Управление срабатыванием
контрольной лампы осуществляет температурный датчик BITRON (см. ниже).
|
|
1. Местоположение датчика зависит от
модели автомобиля:
a) На бензиновых моделях датчик ввернут в заднюю часть кожуха
термостата, расположенного слева на двигателе;
b) На дизельных моделях без К/В датчик находится в правом переднем
углу сборки топливного фильтра/кожуха термостата;
c) На дизельных моделях с К/В расположен в левом переднем углу
кожуха термостата.
Датчик легко идентифицировать по разъему синего цвета.
|
|
2. На измеритель температуры (если таковой
предусмотрен) подается стабилизированное питание от приборного щитка
(через выключатель зажигания и предохранитель). Контур заземления
измерителя контролируется отдельным датчиком, в основу конструкции
которого заложен термистор (электронный элемент, сопротивление которого
изменяется обратно пропорционально изменению температуры. При холодном
двигателе сопротивление датчика достаточно велико и проходящий через
измеритель ток, соответственно, невысок. По мере возрастания температуры,
сопротивление датчика падает и сила проходящего через измеритель
тока возрастает. Неисправный датчик подлежит замене.
3. Если в комплектацию автомобиля входит контрольная лампа температуры,
питание на нее подается от приборного щитка. В контур заземления
включен специальный датчик-выключатель, замыкающийся при разогреве
до некоторой определенной температуры. Если контрольная лампа установлена
дополнительно к измерителю температуры, ее датчик-выключатель обычно
объединен с датчиком измерителя в единый блок, к которому подводятся
два провода питания. На моделях, оборудованных К/В контрольная лампа
управляется датчиком BITRON (см. ниже).
4. При отказе измерителя температуры в первую очередь проверьте
исправность функционирования прочего оборудования приборного щитка.
Если приборы не функционируют вовсе, либо их показания нестабильны,
причина нарушения может лежать в отказе стабилизатора напряжения,
который следует в данном случае заменить (стабилизатор напряжения
встроен в плату комбинации приборов - обратитесь к Главе
Бортовое
электрооборудование). Если нарушена исправность функционирования
лишь одного измерителя, действуйте как описано ниже.
5. Если стрелка измерителя постоянно остается в начале шакалы (даже
после прогрева двигателя), отсоедините от датчика эк и заземлите
соответствующий провод на массу головки цилиндров. Если стрелка
отклоняется при включении зажигания, датчик неисправен и подлежит
замене, в противном случае снимите комбинацию приборов (обратитесь
к Главе
Бортовое электрооборудование)
и проверьте на наличие проводимости участок электропроводки между
датчиком и измерителем. Также проверьте исправность подачи питания
на измеритель. Если проводимость имеет место, следует заменить
измеритель.
6. Если стрелка постоянно находится в правой части измерительной
шкалы, отсоедините от датчика электропроводку. Если при отсоединении
электропроводки стрелка возвращается в исходное положение (при включенном
зажигании), датчик следует заменить. В противном случае следует
проверить состояние оставшейся части цепи (см. выше).
7. Тот же принцип положен в основу проверки исправности функционирования
контрольной лампы. Лампа должна загораться при заземлении соответствующего
провода цепи.
|
|
Снятие и установка
Процедура аналогична описанной выше для термочувствительного датчика-выключателя
вентилятора системы охлаждения. На некоторых моделях доступ к датчику крайне
ограничен и требует демонтажа мешающих компонентов.
Датчик температуры BITRON (модели с К/В)
Проверка
Снятие и установка
|
1. Датчик ввернут в кожух термостата, в свою очередь
приболченный к левому торцу головки цилиндров. Датчик легко идентифицировать
по разъему коричневого цвета.
2. Процедура демонтажа датчика аналогична описанной выше для термочувствительного
датчика-выключателя вентилятора системы охлаждения. На некоторых
моделях доступ к датчику крайне ограничен и требует демонтажа мешающих
компонентов.
|
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости (модели с впрыском топлива)
Проверка
|
1. Датчик температуры охлаждающей жидкости системы
впрыска топлива также ввернут в кожух термостата и отличается разъемом
синего или зеленого цвета.
2. Датчик представляет собой термистор (см. выше подраздел "Датчик измерителя
температуры/датчик-выключатель контрольной лампы температуры - Проверка" п.2).
Электронный блок управления (ECU)системы впрыска/управления двигателем выдает
на датчик опорное напряжение и по величине силы протекающего через датчик тока
определяет текущую температуру двигателя. Полученная информация используется
затем наряду с прочими входящими сигналами для определения необходимой длительности
открывания инжекторов. На некоторых моделях температура учитывается также при
установке оборотов холостого хода и угла опережения зажигания.
3. При нарушении исправности функционирования датчика ECU переходит в режим замкнутого
функционирования, используя вместо вырабатываемых датчиком ложных сигналов некоторое
среднее значение, обеспечивающее адекватную эффективность отдачи двигателя при
определенном ее снижении. На приборном щитке в таком случае загорается контрольная
лампа и автомобиль следует отогнать на станцию техобслуживания. Диагностика датчика
требует применения специального электронного оборудования и связана с риском
повреждения ECU.
|
|
Снятие и установка
Процедура аналогична описанной выше для термочувствительного датчика-выключателя
вентилятора системы охлаждения. На некоторых моделях доступ к датчику крайне
ограничен и требует демонтажа мешающих компонентов.