3.25. Разборка и сборка двигателя
Снимаем двигатель с автомобиля (см. «Снятие двигателя с автомобиля» ) и очищаем его от грязи и масла.
Накидным ключом «на 13» отворачиваем четыре гайки шпилек крепления кронштейна правой передней опоры силового агрегата к блоку цилиндров двигателя...
...и снимаем кронштейн.
Аналогично отсоединяем от блока цилиндров кронштейн левой передней опоры.
На крепежные шпильки правого кронштейна передней опоры монтируем плиту стенда для разборки двигателя и закрепляем двигатель на стенде.
Снимаем генератор, маховик, головку блока цилиндров, крышку насоса охлаждающей жидкости, поддон картера, крышку, цепь и звездочки привода распределительного вала, маслоотделитель и масляный насос. Операции по демонтажу этих узлов приведены в соответствующих разделах.
Ключом «на 10» отворачиваем две гайки шпилек крепления фланца отводящей трубки радиатора отопителн к корпусу насоса охлаждающей жидкости...
...и снимаем трубку с уплотнительной прокладкой.
Ключом «на 13» отворачиваем три болта крепления корпуса насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров двигателя.
Снимаем корпус насоса и его уплотнительную прокладку.
Ключом «на 10» отворачиваем шесть болтов крепления крышки заднего сальника коленчатого вала...
...и снимаем крышку с сальником.
Соединение уплотнено прокладкой.
Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления кронштейна сливной трубки маслоотделителя к блоку цилиндров двигателя...
...и снимаем кронштейн.
Головкой «на 14» отворачиваем две гайки болтов крепления крышки шатуна (поршень при этом должен находиться в НМТ).
Снимаем крышку шатуна.
Вынимаем нижний вкладыш шатунного подшипника из крышки.
Сдвигаем нижнюю головку шатуна с шейки коленчатого вала.
Упираясь деревянной рукояткой молотка в разъем нижней головки шатуна, проталкиваем поршень в цилиндр...
...и вынимаем поршень с шатуном из цилиндра.
Аналогично вынимаем поршни с шатунами из других цилиндров двигателя.
Вынимаем верхний вкладыш шатунного подшипника из головки шатуна.
Закрепляем шатун в тисках с накладками губок из мягкого металла.
Осторожно, не прилагая большого усилия, разжимаем пальцами замок верхнего компрессионного кольца, выводим кольцо из канавки поршня и снимаем его.
Таким же образом снимаем второе компрессионное кольцо.
Снимаем маслосъемное кольцо и его расширитель.
Установив поршень на деревянную опору с цилиндрической выемкой под юбку поршня и отверстием под поршневой палец, молотком через оправку выбиваем поршневой палец.
Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то они могут быть снова использованы. Поэтому при разборке следует пометить их расположение, чтобы установить на прежние места.
Перед демонтажом коленчатого вала проверяем его осевой зазор. Для этого монтажной лопаткой перемещаем коленчатый вал в осевом направлении вперед до упора и измеряем плоским щупом зазор между щекой коленчатого вала и упорным полукольцом. Предельная величина зазора — 0,35 мм.
Головкой «на 17» отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала...
...и снимаем крышку с нижним вкладышем подшипника.
Вынимаем вкладыш из крышки.
Аналогично отворачиваем болты крепления и снимаем крышки еще четырех коренных подшипников.
Вынимаем коленчатый вал из постелей.
Из проточек постели пятого коренного подшипника вынимаем упорные полукольца.
Извлекаем из постелей блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников.
Съемником спрессовываем с носка коленчатого вала звездочку привода распределительного вала (операцию выполняем осторожно, чтобы не повредить зубья звездочки)...
...и снимаем звездочку.
Молотком через выколотку из мягкого металла выбиваем из паза коленчатого вала сегментную шпонку, фиксирующую звездочку,...
...и вынимаем шпонку.
После разборки двигателя тщательно промываем детали в керосине, очищаем от нагара и смолистых отложений и проверяем их техническое состояние. Поршневые кольца и пальцы, юбки, кольцевые канавки и бобышки поршней не должны иметь трещин, сколов, задиров и прижогов. На зеркале цилиндров, коренных и шатунных шейках коленчатого вала не допускаются трещины. Поврежденные детали подлежат обязательной замене. Задиры на шейках коленчатого вала устраняем шлифовкой, а на зеркале цилиндров — хонингованием (на СТО). Износ деталей, не имеющих заметных дефектов, определяем при помощи измерительного инструмента.
Диаметр юбки поршня измеряем микрометром с ценой деления 0,01 мм в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 52,4 мм от днища поршня.
Внутренний диаметр цилиндра измеряем нутромером с ценой деления 0,01 мм.
Измерения проводим в четырех поясах (на расстоянии 5, 15, 50 и 90 мм от плоскости разъема блока и головки блока цилиндров) и в двух направлениях — вдоль оси коленчатого вала и перпендикулярно оси.
Монтажный зазор между поршнем и зеркалом цилиндра (разность между измеренными диаметрами цилиндра и поршня) должен составлять 0,05-0,07 мм. Если максимальное значение зазора больше 0,15 мм (предельная величина износа), цилиндры следует расточить и отхонинговать под ремонтные размеры поршней.
Зазор по высоте между поршневой канавкой и поршневым кольцом проверяем, вставив кольцо в соответствующую канавку и вводя плоский щуп между торцом кольца и поверхностью канавки.
Предельная величина зазора для каждого из колец составляет 0,15 мм.
Зазор в замке поршневого кольца измеряем плоским щупом, установив кольцо в тот цилиндр, в котором оно работало, на расстоянии 20-30 мм от нижнего края цилиндра. Величина зазора для каждого из колец составляет 0,25-0,40 мм.
Коренные и шатунные шейки коленчатого вала измеряем микрометром. Если износ или овальность шеек больше 0,03 мм, следует прошлифовать шейки до ближайшего ремонтного размера.
После шлифовки шеек коленчатого вала необходимо промыть масляные каналы в шатунных шейках вала, а для этого...
...удалить заглушки масляных каналов.
Шлифовку шеек коленчатого вала, удаление и установку новых заглушек рекомендуем провести на СТО.
Промываем и очищаем от нагара масляные каналы блока цилиндров двигателя, удаляем остатки старых прокладок и герметика и продуваем блок сжатым воздухом.
Собираем двигатель в обратной последовательности. Устанавливаем новые вкладыши коренных подшипников номинального или ремонтного размера в постели блока цилиндров: в первую, вторую, четвертую и пятую - вкладыши с проточками на внутренних поверхностях,...
...а в третью постель - вкладыш без проточки.
Смазываем рабочие поверхности вкладышей моторным маслом и укладываем коленчатый вал в постели блока цилиндров.
Вставляем в проточки пятой постели упорные полукольца, смазанные моторным маслом: с передней стороны - сталеалюминиевое, с задней - металлокерамическое (желтого цвета).
Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на этих поверхностях выполнены канавки для подвода смазки) должны быть обращены к поверхностям коленчатого вала. Крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы, так как обрабатываются заодно с постелями блока цилиндров двигателя. Маркировка крышек, соответствующая номерам коренных подшипников, нанесена на наружные поверхности крышек, как показано на рис. 4.
Рис. 4. Метки на крышках коренных подшипников коленчатого вала.
Устанавливаем нижние вкладыши (все - без проточек) в крышки коренных подшипников и смазываем их моторным маслом. Устанавливаем крышки коренных подшипников на свои места в соответствии с метками. При этом замки верхнего и нижнего вкладышей должны находиться с одной (правой) стороны блока цилиндров (глядя по ходу автомобиля). Затягиваем гайки крепления крышек коренных подшипников предписанным моментом (см. «Приложения» ).
Поршни подбираются к цилиндрам по классам.
Класс диаметра цилиндра, обозначаемый буквой, выбит на нижней привалочной плоскости блока цилиндров.
Класс диаметра юбки поршня (буква) и категория диаметра отверстия под поршневой палец (цифра) выбить) на днище поршня.
При этом буквенные обозначения на поршне и цилиндре должны совпадать.
Все поршни, устанавливаемые на двигатель, должны быть одной весовой группы (разница по массе поршней не должна превышать 5 г).
Поршневой палец, правильно подобранный по диаметру к поршню (по категории} и смазанный моторным маслом, должен входить в бобышки поршня под усилием большого пальца руки и не выпадать из бобышек в вертикальном положении.
При сборке шатуна с поршнем нагреваем верхнюю головку шатуна при температуре 240 °С в течение 15 мин. Нагретый шатун зажимаем в тиски, надеваем поршень на шатун, обеспечив совпадение отверстия в верхней головке шатуна и отверстий в бобышках поршня.
Надетый на оправку поршневой палец быстро вводим в отверстия верхней головки шатуна и бобышек поршня.
Операции по запрессовке поршневого пальца следует производить максимально быстро, так как после остывания шатуна изменить положение пальца в его головке уже не удастся.
Смазываем моторным маслом кольцевые канавки на поршне и устанавливаем поршневые кольца. При этом...
...проточка («скребок») нижнего компрессионного кольца должна быть обращена вниз,...
...а фаски на наружной поверхности маслосъемного кольца должны быть обращены вверх.
Если на кольце вблизи замка нанесена метка «ВЕРХ» или «ТОР», устанавливаем кольцо на поршень меткой вверх.
Установленные на поршень кольца должны проворачиваться в своих канавках свободно, без заклинивания.
Располагаем поршневые кольца на поршне так, чтобы замки колец находились под углом 120° по окружности друг относительно друга.
Укладываем новые вкладыши шатунных подшипников номинального или ремонтного размеров в нижние головки и крышки шатунов и смазываем вкладыши моторным маслом. Смазываем также зеркала цилиндров, поршни и поршневые кольца. Обжимаем поршневые кольца на поршне оправкой для установки поршня с кольцами в цилиндр и вводим нижнюю головку шатуна и юбку поршня в цилиндр. Поршень в цилиндре располагаем так, ...
...чтобы метка «П» вблизи бобышки была направлена вперед.
Упираясь в днище поршня рукояткой молотка, проталкиваем поршень в глубь цилиндра,...
...пока нижняя головка шатуна {с вкладышем шатунного подшипника) не установится на соответствующую шатунную шейку коленчатого вала. При этом шатунная шейка должна находиться в HМT.
Устанавливаем крышку с вкладышем на болты соответствующего шатуна.
На боковых поверхностях шатуна и крышки нанесены метки, которые должны совпадать и располагаться с одной стороны.
Затягиваем гайки болтов крепления крышки шатуна равномерно предписанным моментом (см. «Приложения» ). Аналогично устанавливаем поршни с шатунами других цилиндров.
Дальнейшую сборку двигателя выполняем в последовательности, обратной сборке, заменяя уплот-нительные прокладки и сальники новыми.