5.10. Чистка и проверка состояния головки цилиндров

Чистка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Тщательно очистите головку(и) цилиндров и компоненты клапанного механизма, затем произведите проверку ее (их) состояния, что позволит определить объем необходимых восстановительных работ по клапанному механизму в ходе выполнения капитального ремонта двигателя.

Следует иметь ввиду, что если в ходе эксплуатации автомобиля имели место сильные перегревы двигателя, то головка цилиндров возможно окажется деформирована (нарушена плоскостность ее сопрягаемой поверхности).

  1. Соскоблите все следы материала старой прокладки и герметика с сопрягаемых поверхностей головки, впускного трубопровода и выпускного коллектора. Старайтесь не повредить при этом головку. Выпускаются специальные растворители, применение которых позволяет размягчить материал прокладки - спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров.
  2. Удалите из охладительных каналов все следы накипи.
  3. Мелкие отверстия прочистите при помощи специальной жесткой щетки - ершика.
  4. Все резьбовые отверстия прогоните метчиком соответствующего размера, удалив следы коррозии и герметика и восстановив поврежденные витки. При наличии доступа к источнику сжатого воздуха продуйте отверстия, удалив из низ стружку и мелкий мусор.

При пользовании сжатым воздухом обязательно надевайте защитные очки!

  1. Жесткой щеткой прочистите резьбы опорных болтов коромысел.
  2. Промойте головку растворителем и тщательно просушите ее. Применение сжатого воздуха позволит существенно сократить процесс просушки головки и даст гарантию качественной прочистки всех каналов, отверстий и труднодоступных полостей.

Полезным при чистке головки и компонентов клапанного механизма окажется применение декарбонизирующих составов. Помните, что такие составы обычно весьма агрессивны и пользоваться ими следует с особой осторожностью. Старайтесь строго придерживаться инструкций изготовителей, прилагаемых на упаковке.

  1. Промойте коромысла, их опорные болты, или сферические опоры, крепежные гайки или болты и штанги толкателей в растворителе, затем тщательно просушите их (помните о необходимости установки всех компонентов при сборке именно на свои прежние места - старайтесь не перепутать детали в ходе чистки). Применение сжатого воздуха поможет сократить процесс сушки компонентов и обеспечит тщательность продувки отверстий и каналов.
  2. Промойте в растворителе все клапанные пружины, их седла, сухари, тарелки (или поворотные опоры), затем тщательно просушите их. Производите чистку компонентов каждого из клапанов поочередно с целью обеспечения гарантии возможности установки их при сборке на свои прежние места.
  3. Соскоблите наиболее толстые слои отложений с поверхностей тарелок клапанов, затем начисто зачистите клапаны (и тарелки и стержни) при помощи проволочной насадки на электродрель. Вновь следите за тем, чтобы не перепутать компоненты.

Проверка состояния

Перед тем как прийти к заключению о необходимости проведения механической обработки компонентов следует выполнить все из перечисленных проверок. Составьте список компонентов, требующих особо внимательного отношения.

Головка цилиндров

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Тщательно проверьте головку на наличие трещин, следов утечек охладителя и прочих повреждений. В случае обнаружения трещин головку следует заменить (в случае невозможности ее реставрации - проконсультируйтесь в мастерской автосервиса).
  2. При помощи измерителя плоскостности (ребро стальной линейки) и щупа лезвийного типа оцените степень деформации сопрягаемой поверхности головки. Если неплоскостность превышает допустимое по Спецификациям значение, головку следует отдать в проточку в мастерскую автосервиса.

Если производится механическая обработка головок цилиндров двигателя V8, следует также подвергнуть обработке и фланцы впускного трубопровода.


  1. Проверьте сопрягаемую поверхность головки цилиндров на нарушение плоскостности, заправляя для этого лезвие щупа требуемой толщины под ребро приложенной к поверхности стальной линейки (измерителя плоскостности) (толщину щупа, соответствующую максимальному допустимому значению неплоскостности можно определить по Спецификациям).
  1. Тщательно обследуйте седла клапанов в каждой из камер сгорания. В случае выявления на них каверн, трещин или прогаров, головка требует проведения обслуживания клапанов, выполнение которого лежит вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя.
  2. Определите зазор между стержнями клапанов и стенками направляющих втулок, измерив для этого величину поперечного люфта стержня клапана при помощи закрепленного на головке циферблатного измерителя плунжерного типа. Клапан должен находиться в направляющей втулке и на расстоянии приблизительно 1,6 мм от своего седла. Измеренное значение величины люфта для определения зазора должно быть поделено на два. Если после выполнения измерений остаются какие-либо сомнения в правильности оценки состояния направляющих втулок клапанов, они должны быть доставлены для более точной проверки в мастерскую автосервиса (стоимость такой проверки должна быть незначительной). Если зазор чрезмерен, направляющие втулки подлежат замене.
  1. Для определения величины зазора между стержнем клапана и стенками направляющей втулки может быть использован циферблатный измеритель плунжерного типа (определяйте величину люфта стержня в указанных стрелками направлениях).

Клапаны

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Тщательно проверьте рабочую поверхность тарелки каждого из клапанов на наличие признаков неравномерного износа, деформаций, трещин, каверн и прогаров. Проверьте стержни клапанов на наличие задиров, заусениц и протертых участков, шейки стержней проверьте на наличие трещин. Повращав клапан, удостоверьтесь в отсутствии признаков изгиба стержня. Проверьте торец стержня на наличие каверн и признаков чрезмерного износа. Наличие любого из перечисленных дефектов говорит о необходимости проведения обслуживания клапанного механизма в мастерской автосервиса.

Проверьте каждый из клапанов на наличие признаков износа и повреждений в указанных точках

1 — Торец стержня
2 — Канавка под установку сухарей разрезного замка
3 — Стержень (наименее подверженная износу часть)
4 — Стержень (наиболее подверженные износу части)
5 — Рабочая поверхность тарелки клапана
6 — Цилиндрическая часть (поясок) образующей поверхности тарелки клапана
  1. Измерьте ширину (высоту) цилиндрической части (пояска) образующей поверхности тарелки клапана. Если ширина пояска какого-либо из клапанов лежит ниже допустимого по Спецификациям предела, клапан подлежит замене в обязательном порядке.
  1. Ширина цилиндрической части (пояска) тарелки каждого из клапанов должна удовлетворять требованиям Спецификаций (если поясок отсутствует, клапан дальнейшему использованию подлежать не может).

Компоненты клапанов

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проверьте торцы клапанных пружин на наличие каверн и признаков износа. Измерьте свободную длину пружин и сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций к данной Главе. Если какая-либо из пружин оказывается короче допустимого значения, то она считается «просевшей» и дальнейшему использованию не подлежит. Для того, чтобы признать пружины годными для установки на восстановленный двигатель необходимо произвести проверку усилия их сжатия (в мастерской автосервиса при помощи специального оборудования).
  1. Измерьте свободную длину каждой из клапанных пружин при помощи нониусного или циферблатного штангенциркуля.
  1. Установите каждую из пружин на плоскую поверхность и проверьте качество ее торцовки. Все деформированные или «просевшие» пружины подлежат замене в обязательном порядке. Установка пружин с нарушенной торцовкой ведет к ускоренному износу направляющих втулок.
  1. Проверьте торцовку всех клапанных пружин.
  1. Проверьте тарелки пружин (или поворотные опоры) и сухари на наличие трещин и признаков износа. Все компоненты, находящиеся в сомнительном состоянии должны быть заменены новыми во избежание развития дефектов в ходе эксплуатации восстановленного двигателя.

Компоненты коромысел

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проверьте рабочие поверхности коромысел (области соприкосновения с торцами штанг толкателей и стержней клапанов) на наличие каверн, потертостей, задиров, шероховатостей и признаков износа. Также осмотрите контактные поверхности коромысел и их сферических опор. Проверьте каждое их коромысел с болтом и гайкой его крепления на наличие трещин.
  2. Проверьте торцы штанг толкателей на наличие протертостей и следов чрезмерного износа. Покатайте толкатели по плоской поверхности (крупному осколку оконного стекла) для выявления их изгиба.
  3. Проверьте болтовые отверстия по крепление коромысел в головках цилиндров на наличие повреждения витков резьбы.
  4. Все поврежденные или чрезмерно изношенные компоненты подлежат замене.
  5. Если в процессе осмотра выявлены плохое общее состояние клапанного механизма и износ его компонентов свыше допустимых пределов, что является нормальным явлением в требующем капитального ремонта двигателе, установите компоненты клапанного механизма обратно в головку и ознакомьтесь с рекомендациями по проведению обслуживания клапанов (Раздел Обслуживание клапанов).


 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2