5.24. Установка шатунно-поршневых сборок и проверка зазоров в шатунных подшипниках
Перед установкой шатунно-поршневых сборок стенки цилиндров должны быть тщательным образом вычищены, с верхнего края цилиндров снята фаска, а коленчатый вал - установлен в двигатель.
Снимите крышку с первого (№ 1) шатуна (см. метки, сделанные в процессе демонтажа). Извлеките старые вкладыши и протрите подшипниковые поверхности в шатуне и крышке чистой неворсящейся ветошью - они должны быть абсолютно чистыми.
Измерение зазора в шатунных подшипниках
|
- Протрите спинку верхнего из новых вкладышей и уложите его в постель подшипника в головке шатуна. Проследите за тем, чтобы язычок вкладыша вошел в ответное углубление в шатуне. Ни в коем случае не пытайтесь застучать вкладыш в постель молотком и старайтесь не повредить подшипниковую поверхность, оставив на ней заусеницы и задиры. Смазывание на данном этапе производиться не должно!
- Протрите спинку второго вкладыша и вставьте его в крышку шатуна. Вновь удостоверьтесь в попадании язычка в ответное углубление. Не смазывайте вкладыш. Чрезвычайно важно, чтобы на данном этапе сопрягаемые поверхности вкладышей и из постелей были абсолютно чистыми и сухими.
- Расположите замки колец на поршне так, как это показано на сопроводительной иллюстрации.
|
- Перед установкой в двигатель шатунно-поршневой сборки разместите замки поршневых колец так, как это показано на рисунке.
|
- Натяните отрезки полиэтиленового или резинового шланга на болты крепления крышки шатунного подшипника.
- Смажьте поршни и поршневые кольца чистым двигательным маслом и наденьте на поршень оправку инструмента для сжимания поршневых колец. Оставьте юбку поршня выступающей из оправки на высоту приблизительно 6.4 мм для введения поршня в цилиндр. Кольца должны быть сжаты настолько, чтобы они оказались заподлицо с поверхностью поршня.
- Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы первая шатунная шейка оказалась в положении НМТ и смажьте стенки цилиндра двигательным маслом.
- Ориентировав поршень таким образом, чтобы стрелка (или углубление) на его днище оказалась обращенной вперед по двигателю, осторожно введите шатунно-поршневую сборку в первый цилиндр, уперев нижний край оправки инструмента для сжатия поршневых колец в поверхность блока.
|
Углубление на днище поршня должно быть обращено вперед по двигателю.
|
- Обстучите верхний край оправки инструмента для гарантии плотного прижимания нижнего ее края к блоку по всему своему периметру.
- Начинайте осторожно постукивать по днищу поршня деревянной рукояткой молотка, одновременно направляя нижнюю головку шатуна на шейку вала. Поршневые кольца имеют тенденцию к выскакиванию из оправки инструмента перед самым заходом в цилиндр, поэтому обеспечивайте постоянный надежный прижим оправки к блоку. Работайте не торопясь и при первых признаках возникновения сопротивления немедленно прекращайте введение сборки в цилиндр. Выясните причину заклинивания и устраните ее перед тем как приступить к продолжению выполнения процедуры. Ни в коем случае не пытайтесь вставить упершийся поршень в цилиндр силой - это чревато повреждением колец и/или поршня!
- После установки сборки, перед тем как окончательно установить крышку шатунного подшипника, необходимо произвести измерение зазора в нем.
- Отрежьте кусок калиброванной проволоки из измерительного набора Plastigage, длиной чуть короче ширины шатунного подшипника и уложите отрезок на шатунную шейку вала, параллельно ее оси.
|
- Уложите отрезок калиброванной пластмассовой проволоки из измерительного набора Plastigage параллельно оси шейки.
|
- Протрите подшипниковую поверхность крышки шатуна, снимите защитные шланги с болтов и установите крышку. Проследите за тем, чтобы установочная метка на крышке оказалась обращена в ту же сторону, что и метка на шатуне.
- Наверните гайки и, в три стадии, затяните их с требуемым усилием.
|
Во избежание неправильных показаний динамометрического ключа пользуйтесь тонкостенной сменной головкой, которая не будет застревать между гайкой и поверхностью крышки. Если все же заклинивание произошло, слегка приподнимите головку, высвободив ее и лишь затем продолжайте затягивание. Не допускайте проворачивания коленчатого вала в процессе затягивания гаек крышки шатунного подшипника.
|
- Отдайте гайки и снимите крышку, стараясь не нарушить целостность расплющенной калиброванной проволоки.
- Измерьте ширину расплющенной проволоки по шкале, отпечатанной на упаковке измерительного набора. Шкала размечена уже в величинах зазора подшипника. Сравните результат измерений с требованиями
Спецификаций.
|
- Измерьте ширину расплющенной калиброванной проволоки для определения зазора в шатунном подшипнике (проследите за тем, чтобы пользоваться правильной шкалой - на упаковке отпечатаны как метрическая шкала, так и шкала в единицах американского стандарта (дюймовая)).
|
- Если величина зазора не удовлетворяет требованиям
Спецификаций, то, возможно, установлены вкладыши не того размера (что означает необходимость их замены). Перед тем как прийти к окончательному заключению о необходимости замены вкладышей, удостоверьтесь, что под их спинками в процессе измерения зазора не находились грязь или масло. Кроме того, повторите измерение диаметра шейки. Если расплющенная калиброванная проволока шире с одной из сторон шейки, то последняя имеет конусность и вал нуждается в проточке.
|
|
Окончательная установка шатуна
|
- Осторожно соскоблите следы пластмассы расплющенной проволоки с поверхностей подшипника и шейки. Пользуйтесь ногтем или ребром кредитной карточки.
- Удостоверьтесь в безукоризненной чистоте подшипниковых поверхностей, затем равномерно смажьте их тонким слоем молибденсодержащей или сборочной двигательной смазки. Для обеспечения доступа к подшипниковой поверхности головки шатуна и поршень необходимо протолкнуть немного вверх по цилиндру - не забудьте надеть на болты крепления крышки защитные шланги.
- Наденьте шатун обратно на шейку, снимите защитные шланги с болтов, наденьте на болты крышку и затяните гайки с требуемым усилием. Затягивание опять-таки производите в три стадии.
- Повторите всю процедуру (включая измерение зазора) для оставшихся шатунно-поршневых сборок.
- Важными моментами, о которых не следует ни в коем случае забывать, являются следующие:
- Постели подшипников в шатунах и крышках, а также спинки вкладышей должны быть абсолютно чистыми.
- В каждый из цилиндров должна устанавливаться именно соответствующая ему шатунно-поршневая сборка.
- Стрелки (углубления) на днищах поршней должны указывать вперед по двигателю.
- Замки колец должны быть правильным образом сориентированы (см.
иллюстрацию).
- Смазывайте стенки цилиндров чистым двигательным маслом.
- Не забывайте смазывать поверхности подшипников при окончательной установке крышек (после измерения зазоров).
- После завершения установки всех шатунно-поршневых сборок несколько раз проверните коленчатый вал вручную, проверяя его на отсутствие явных признаков заклинивания.
- В заключение проверьте осевой люфт шатунов (Раздел
Снятие шатунно-поршневых сборок).
- Сравните результаты измерения осевого люфта с требованиями
Спецификаций. Если люфт соответствовал требованиям пред сборкой и были установлены прежний вал и шатуны, люфт должен остаться в норме. В случае установки новых вала и шатунов величина люфта может выйти за допустимые пределы. Тогда следует снять шатуны и отправить их в мастерскую автосервиса для механической обработки.
- Установку оставшихся компонентов продолжайте в порядке, обратном порядку их снятия. Дополнительную информацию следует искать Главах
Рядный шестицилиндровый двигатель (6-цилиндровый двигатель) и Двигатель V8 (двигатель V8).
|
|