5.15. Снятие и установка двигателя
Снимайте двигатель (с предварительно снятой коробкой передач) вниз из моторного отсека. Удобнее снимать двигатель с автомобиля, установленного на подъемнике. В гаражных условиях при отсутствии подъемника потребуется домкрат, а также прочные и достаточно высокие опоры, чтобы установить на них приподнятую переднюю часть автомобиля, что даст возможность извлечь из-под него двигатель, опущенный на пол гаража.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Двигатель очень тяжелый, поэтому рекомендуем снимать его с помощником.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При снятии и установке двигателя применяйте только полностью исправные грузоподъемные механизмы, рассчитанные на соответствующую нагрузку, и особенно тщательно контролируйте правильность и надежность присоединения к транспортным проушинам двигателя тросов, траверс и т.п.
|
1. Для удобства работы снимите капот (см. «Снятие и установка капота»).
|
2. Снизьте давление в системе питания (см. «Снижение давления в системе питания»).
|
3. Снимите декоративный кожух двигателя (см. «Снятие и установка декоративного кожуха двигателя»).
|
4. Снимите воздушный фильтр (см. «Снятие и установка воздушного фильтра»).
|
5. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и снимите ее с автомобиля (см. «Снятие и установка аккумуляторной батареи»).
|
6. Выверните болты и снимите полку аккумуляторной батареи.
|
7. Снимите брызговики двигателя (см. «Снятие и установка брызговиков двигателя»).
|
8. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
|
9. Если вы снимаете двигатель для ремонта, слейте масло из масляного картера (см. «Замена масла в двигателе и масляного фильтра»).
|
10. Снимите радиатор системы охлаждения (см. «Замена радиатора системы охлаждения»).
|
11. Снимите промежуточную трубу системы выпуска отработавших газов в сборе с нейтрализатором (см. «Замена каталитического нейтрализатора»), так как она препятствует опусканию двигателя вниз.
|
12. Отсоедините колодки жгутов проводов от следующих элементов:
– датчика абсолютного давления во впускной трубе;
– датчика положения дроссельной заслонки;
– регулятора холостого хода, датчика фазы;
– электромагнитного клапана продувки адсорбера;
– датчика температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем;
– катушек зажигания;
– форсунок двигателя.
|
13. Сожмите пассатижами фиксаторы крепления держателя жгута проводов к корпусу топливной рампы...
|
14. ...и отведите держатель жгута проводов в сторону.
|
15. Выверните болт крепления кронштейна колодки жгута проводов датчика концентрации кислорода к кожуху сцепления...
|
16. ...и отсоедините колодку.
|
17. Отсоедините колодки жгутов проводов от датчика давления насоса гидроусилителя рулевого управления...
|
18. ...датчика скорости...
|
19. ...датчика положения коленчатого вала, датчика детонации (см. «Замена датчиков системы управления двигателем») и датчика давления масла (см. «Замена датчика сигнальной лампы аварийного падения давления масла»).
|
21. Отсоедините провода от генератора (см. «Снятие и установка генератора») и стартера (см. «Снятие и установка стартера»).
|
22. Отсоедините от двигателя кронштейны крепления моторного жгута проводов и отведите жгут проводов в сторону.
|
23. Отсоедините от двигателя...
|
25. Отсоедините шланги от штуцеров электромагнитного клапана продувки адсорбера (см. «Снятие и установка электромагнитного клапана продувки адсорбера»).
|
26. Отсоедините топливопровод от топливной рампы и шланг вакуумного усилителя тормозов от штуцера впускного коллектора (см. «Замена прокладки впускного коллектора двигателя»).
|
27. Отсоедините трос привода дроссельной заслонки от дроссельного узла (см. «Замена троса привода дроссельной заслонки»).
|
28. Аналогично отсоедините от двигателя насос гидроусилителя рулевого управления (см. «Замена насоса гидроусилителя рулевого управления»).
|
30. Отсоедините шланги радиатора системы охлаждения двигателя от патрубков крышки термостата и водяного насоса.
|
31. Отсоедините от штуцеров дроссельного узла и от ресивера шланги его подогрева.
|
32. Выверните болты крепления компрессора кондиционера к кронштейну блоку цилиндров и, не отсоединяя от него трубопроводы, отведите в сторону, затем закрепите любым доступным способом (например, привязав проволокой).
|
33. Установив под двигатель опору, снимите коробку передач (см. «Снятие и установка коробки передач»).
|
ПРИМЕЧАНИЕ
В процессе снятия коробки передач снимают левую, переднюю и заднюю опоры силового агрегата, а также защитный брус двигателя (см. «Замена опор подвески силового агрегата»; «Замена защитного бруса»).
|
34. Закрепите стропы грузоподъемного механизма за переднюю и заднюю транспортные проушины и натяните стропы.
|
35. Снимите правую опору силового агрегата (см. «Замена опор подвески силового агрегата»).
|
36. Еще раз проверьте, все ли провода, шланги и навесные узлы отсоединены от двигателя.
|
37. Немного приподнимите силовой агрегат, уберите опору из-под двигателя и опустите двигатель вниз.
|
38. Вывесите переднюю часть автомобиля (поднимите автомобиль на подъемнике) на высоту, достаточную для извлечения из-под автомобиля силового агрегата, и установите под кузов надежные опоры.
|
39. Извлеките двигатель из-под автомобиля.
|
40. Устанавливайте двигатель и все снятые узлы и детали в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
– перед установкой силового агрегата очистите метчиком от ржавчины резьбовые отверстия крепления его опор;
– обязательно замените новыми прокладки приемной трубы и нейтрализатора;
– при подсоединении проводов и трубопроводов тщательно следите за правильностью их расположения в моторном отсеке, не допуская соприкосновения с нагревающимися и движущимися элементами силового агрегата.
|
После установки двигателя выполните следующие операции.
1. Залейте масло (см. «Замена масла в двигателе и масляного фильтра»).
|
2. Залейте охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
|
3. Отрегулируйте натяжение ремня привода генератора и водяного насоса (см. «Проверка и регулировка натяжения ремня привода генератора и водяного насоса»), а также ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера (см. «Проверка и регулировка натяжения ремня привода компрессора кондиционера и насоса гидроусилителя рулевого управления»).
|
4. Отрегулируйте привод дроссельной заслонки (см. «Регулировка троса привода дроссельной заслонки»).
|
5. Пустите двигатель и проверьте, нет ли утечек топлива, масла и охлаждающей жидкости. Проверьте давление масла. Послушайте двигатель, он должен работать ровно, без посторонних шумов и стуков.
|