4.1.11. Обслуживание шатунно-поршневых сборок и зеркал цилиндров
|
Для выполнения описываемых ниже процедур потребуется следующее специальное оборудование: зенкер для снятия ступенчатого износа цилиндров; микрометр и телескопический нутромер (для проверки состояния цилиндров); хон (для восстановления зеркал цилиндров) и инструменты для расширения и сжатия поршневых колец (для монтажа и установки шатунно-поршневых сборок).
|
Снятие шатунно-поршневых сборок
|
В принципе извлечение шатунно-поршневых сборок может быть произведено без снятия двигателя с автомобиля, хотя, если принять во внимание трудности, связанные с отсоединением поддона картера и работой под автомобилем, такой подход вовсе не кажется целесообразным. Составители данного Руководства рекомендуют выполнять данную работу на снятом с автомобиля двигателе.
|
Компоненты шатунно-поршневой сборки представлены на сопроводительной иллюстрации.
|
|
|
- Снимите двигатель с автомобиля.
- Установите двигатель на монтажный стенд или прочный верстак и снимите с него головку цилиндров, поддон картера и маслозаборник масляного насоса.
- Удостоверьтесь в наличии идентификационных меток на нижних головках шатунов и крышках шатунных подшипников коленчатого вала. Постарайтесь запомнить порядок установки сборок.
|
- При помощи измерительного щупа лезвийного типа проверьте величину осевого люфта шатунов. При превышении люфтом допустимого значения (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства), замените изношенный шатун.
|
- Приведя поршень первого цилиндра в нижнюю точку его хода, отдайте гайки крепления крышки нижней головки шатуна (шатунного подшипника). Снимите крышку.
- Протрите вкладыш подшипника в крышке и открытую часть шатунной шейки вала чистой неворсящейся ветошью, затем уложите вдоль шейки отрезок калиброванной пластмассовой проволоки из измерительного набора Plastigage. Наденьте крышку на шатун и затяните гайки ее крепления с требуемым усилием.
- Отверните гайки, снимите крышку и, измерив по шкале на упаковке набора ширину расплющенной калиброванной проволоки, определите величину зазора шатунного подшипника. Сравните результат измерения с нормативными требованиями (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства), при превышении допустимого предела замените подшипник в сборе.
- Повторите процедуру для оставшихся шатунов. Запомните величину зазора каждого из подшипников.
- Поочередно снимите крышки нижних головок всех шатунов, затем деревянной рукояткой молотка вытолкните сборки из цилиндров через верх, после чего сразу же установите на шатуны их крышки с вложенными вкладышами.
|
Для защиты шеек коленчатого вала и зеркал цилиндров от повреждения в процессе извлечения шатунно-поршневых сборок наденьте на болты крепления крышек подшипников отрезки пластмассовой трубки.
|
- В случае необходимости, прежде чем приступать к извлечению шатунно-поршневых сборок следует при помощи специального зенкера удалить ступенчатый износ в верхней части цилиндров.
- Снимите с поршней (через верх) поршневые кольца и выбросите их.
|
|
Проверка состояния поршней
|
- Осмотрите поршни на наличие следов срабатывания, царапин, задиров и прогаров.
- Удалите все следы угольных отложений с днища поршня и из кольцевых канавок.
|
- Оцените степень износа кольцевых канавок поршней. Для этого, взяв новые замерьте, проверьте величину их бокового зазора в соответствующих канавках каждого из поршней (см. сопроводительную иллюстрацию). Сравните результат измерения с нормативными требованиями (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
|
- Осмотрите вкладыши подшипников шатунов всех поршней на выявление признаков износа. При обнаружении выработки наружных краев вкладышей следует проверить соответствующий шатун на изгиб.
|
Так как для рихтовки шатунов требуется специальное оборудование, составители данного Руководства рекомендуют данную проверку и восстановительный ремонт производить в мастерской автосервиса.
|
|
|
Проверка состояния блока и зеркал цилиндров
|
- Проверьте зеркала цилиндров на наличие трещин, задиров, царапин и следов срабатывания.
|
- При помощи специального нутромера в комплекте с микрометром измерьте диаметры цилиндров с целью оценки степени их износа и выявления овальности и конусности. Измерения производите в двух направлениях (вдоль и поперек блока) и на трех уровнях по высоте цилиндров - по верхней границе хода поршня, посередине и внизу. Разность между расстояниями А и В (см. сопроводительную иллюстрацию), измеренными по верхней и нижней границам хода поршня определяет овальность цилиндра, разность между измерениями А в верхней и нижней плоскостях рабочего участка цилиндра определяет его конусность.
|
- Из результатов шести измерений каждого из цилиндров выберите максимальное и минимальное показания. Разность данных показаний можно рассматривать как критерий степени износа цилиндра.
- Если износ какого-либо из цилиндров превышает допустимое значение (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства), следует проточить все цилиндры до стандартного ремонтного размера (с превышением) с последующим их хонингованием.
|
Выбор необходимого ремонтного размера из числа предусмотренных стандартом определяется размерами наиболее сильно изношенного цилиндра.
|
- При помощи измерителя плоскостности и щупа лезвийного типа проверьте плоскостность верхней сопрягаемой поверхности блока (действуйте как при проверке плоскостности головки цилиндров). Если неплоскостность блока превышает допустимое значение (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства), снимите коленчатый вал, установите на блок крышку газораспределительной цепи и выполните проточку сборки.
- Тщательно промойте блок подходящим растворителем и просушите его сжатым воздухом, особое внимание уделяя продувке маслотоков и труднодоступных полостей.
- Осмотрите блок на наличие трещин и прочих механических повреждений.
|
|
Хонингование зеркал цилиндров
|
Зеркала цилиндров, годных для использования в комплекте со старыми поршнями, но требующих замены поршневых колец, подлежат хонингованию.
|
|
- Для снятия полировки с зеркал цилиндров воспользуйтесь поверхностным хоном с точильными камнями зернистостью 280.
- Двигайте вращающуюся насадку хона вверх-вниз в цилиндре со скоростью, позволяющей добиться сетчатого узора насечек с углом пересечения рисок в 60°. Такая обработка гарантирует оптимальные условия для приработки поршневых колец.
|
Не следует снимать с зеркала цилиндра больше материала, чем это необходимо для удаления полировки, так как в противном случае произойдет недопустимое увеличение диаметра цилиндра и, соответственно, поршневого зазора.
|
- В процессе обработки смазывайте насадку и стенки цилиндра специальным хонинговочным маслом.
|
Использование трансмиссионного или двигательного масел, а также минеральных спиртов и керосина для этой цели недопустимо!
|
- По завершении хонингования тщательно протрите зеркала цилиндров, полностью удалив с них всякие следы абразива.
- После промывки и просушки блока еще раз протрите зеркала цилиндров чистой неворсящейся ветошью, затем смажьте их двигательным маслом во избежание развития коррозии.
|
|
Проверка поршневых зазоров
|
- При помощи качественного нутромера и микрометра измерьте как описано выше диаметры всех цилиндров.
|
- Измерьте диаметры поршней на расстоянии примерно 20 мм (А) на сопроводительной иллюстрации) от нижнего среза юбки.
|
- Вычтя из диаметра цилиндра диаметр соответствующего поршня, определите поршневой зазор. Если результаты вычислений превышают допустимые значения (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства), на свое усмотрение замените поршень или проточите и отхонингуйте цилиндр.
- После проточки цилиндров до стандартного ремонтного размера и хонингования их следует повторить процедуру определения поршневых зазоров.
|
|
|
Если поршень, поршневой палец или шатун требуют замены, ее следует производить в мастерской автосервиса, имеющей в своем распоряжении необходимый инструмент и гидравлический пресс (для снятия и установки поршневых пальцев).
|
Замена поршневых колец
|
- Подберите комплект новых поршневых колец, отвечающих по своему типоразмеру цилиндрам двигателя Вашего автомобиля (соответственно стандартного или ремонтного размера).
- Поочередно заправляйте каждое кольцо днищем перевернутого поршня в наименее изношенную часть цилиндра для измерения величины зазоров в их замках. Использование поршня для заправки колец в цилиндр позволяет добиться перпендикулярности расположения кольца.
- После извлечения поршня измерьте зазор в замке кольца при помощи щупа лезвийного типа.
|
После измерения зазора в замке кольцо должно использоваться для комплектации поршня именно этого цилиндра.
|
- В соответствии с приложенной в комплекте с набором инструкцией наденьте новые кольца на соответствующие поршни. Пользуйтесь оправкой-расширителем поршневых колец. Кольца следует устанавливать метками вверх (к днищу поршня). Верхним, согласно инструкции, следует устанавливать хромированное кольцо.
- Разверните кольца на поршне замками как это показано на сопроводительной иллюстрации, где: А = верхнее компрессионное кольцо, В = нижнее компрессионное кольцо, С = расширитель маслосъемного кольца, D = верхняя секция маслосъемного кольца, Е = нижняя секция маслосъемного кольца.
|
|
Установка шатунно-поршневых сборок