4.1.12. Обслуживание коленчатого вала и коренных подшипников
|
Для выполнения описываемых ниже процедур понадобятся микрометр и циферблатный измеритель плунжерного типа.
|
Снятие
|
- Извлеките двигатель из автомобиля, затем снимите с него головку цилиндров, поддон картера, маслозаборник масляного насоса, крышку газораспределительного ремня, газораспределительную и приводную цепи и маховик/приводной диск.
- Отдайте крепежные болты и, осторожно поддев, снимите держатель заднего сальника коленчатого вала с блока цилиндров и цапфы вала.
- Удостоверьтесь в наличии на шатунах и крышках их нижних головок идентификационных меток (в случае необходимости нанесите их самостоятельно).
- Отдайте крепежные гайки и снимите крышки нижних головок шатунов, складывая их в порядке размещения на двигателе. Слегка приподнимите шатуны, сняв их нижние головки с шеек вала, но не выталкивая поршни из цилиндров.
- Введя лезвия измерительного щупа между щекой кривошипа и шестым коренным подшипником, проверьте осевой люфт коленчатого вала.Толкните вал до упора в передний край центрального коренного подшипника, затем для определения осевого люфта отведите вал до упора вперед.
|
|
Альтернативно осевой люфт вала может быть определен при помощи цифрового измерителя плунжерного типа, установленного напротив торца цапфы вала (см. сопроводительную иллюстрацию).
|
|
- Если осевой люфт превышает допустимое значение (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства), замените центральный коренной подшипник в сборе.
- При помощи измерительного набора Plastigage проверьте зазоры в коренных подшипниках коленчатого вала:
- Снимите крышку первого подшипника и тщательно протрите шейку вала и вкладыш подшипника чистой неворсящейся ветошью.
- Уложите отрезок калиброванной пластмассовой проволоки из измерительного набора (по длине равный ширине подшипника) вдоль шейки вала.
- Установите крышку подшипника и затяните болты ее крепления с требуемым усилием.
|
Не вращайте вал при уложенной на его шейку измерительной проволоки.
|
- Отдайте болты и осторожно снимите крышку с нижним вкладышем подшипника.
- По шкале, нанесенной на упаковку набора Plastigage, измерьте ширину расплющенной калиброванной проволоки, определив тем самым величину зазора в подшипнике.
- Наиболее широкий участок расплющенной проволоки соответствует минимальному зазору, и наоборот.
- Аналогичным образом проверьте зазоры в оставшихся подшипниках.
- Осторожно извлеките коленчатый вал из картера двигателя, следя за тем, чтобы не выпали или не оказались повреждены верхние вкладыши коренных подшипников (если они будут использоваться повторно).
- Если вкладыши предполагается заменить, извлеките старые из своих постелей в блоке.
- Установите в держатель новый задний сальник коленчатого вала.
|
|
Проверка состояния
|
- Проверьте коренные и шатунные шейки коленчатого вала на наличие признаков износа, конусность и овальность. При превышении степенью износа допустимых величин (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства) соответствующие (коренные или шатунные) шейки следует проточить до ближайшего из стандартных ремонтных размеров, подобрав соответствующего размера (с принижением) вкладыши. Помните, что даже в случае износа или дефекта лишь одной из шеек проточке подлежат все шейки в комплекте (коренные или шатунные соответственно).
- Если степень износа такова, что проточка шеек не поможет исправить ситуацию, коленчатый вал должен быть заменен.
- Проверьте упорные поверхности центрального коренного подшипника на наличие каверн и следов срабатывания. В случае необходимости замените вкладыши упорного подшипника, что должно привести осевой люфт коленчатого вала в соответствие с нормативными требованиями (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
- Даже в случае если зазоры в коренных подшипниках признаны удовлетворительными, проверьте их вкладыши на наличие царапин, задиров, отслаивания, каверн и следов выработки. В случае необходимости замените дефектные вкладыши попарно на новые, соответствующего размера.
|
|
Установка
Установка производится в обратном порядке.
|
- Проследите за надежностью проходимости всех маслотоков и не забудьте тщательно протереть все шейки (коренные и шатунные) чистой неворсящейся ветошью.
- Тщательно протрите все новые, либо старые вкладыши, затем смажьте их чистым двигательным маслом. Проследите за правильностью установки вкладыши в соответствующие постели блока, крышек или головок шатунов.
- Уложите коленчатый вал в блок цилиндров, направляя шатунные шейки в головки соответствующих шатунов.
- Наденьте крышки подшипников на соответствующие шатуны и подшипники блока, затяните крепежные болты/гайки с требуемым усилием (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
- Если заменили вкладыши подшипников, проверьте зазоры в них при помощи измерительного набора Plastigage.
- Установите держатель заднего сальника, газораспределительную и приводную цепи, маховик/приводной диск и прочие снятые компоненты.
|
|