4.2.11. Обслуживание коленчатого вала и коренных подшипников
|
Для выполнения описываемых ниже процедур понадобятся съемник (для снятия зубчатого колеса коленчатого вала), микрометр и циферблатный измеритель плунжерного типа.
|
Снятие
|
- С извлеченного с автомобиля двигателя снимите газораспределительный ремень, поддон картера, маслозаборник масляного насоса, масляный насос, маховик и держатель заднего сальника.
- Выверните из двигателя свечи зажигания.
- Отдайте крепежные гайки и снимите крышки нижних головок шатунов, складывая их в порядке установки на двигателе. Осторожно протолкните шатунно-поршневые сборки вверх в цилиндрах, не доходя до верхней границы хода поршней.
|
Проверьте наличие на шатунах и крышках шатунных подшипников идентификационных меток.
|
|
- При помощи щупа лезвийного типа (на четвертом коренном подшипнике - см. сопроводительную иллюстрацию), либо циферблатного измерителя проверьте осевой люфт коленчатого вала (измеритель закрепляйте на передней стенке блок плунжером к торцу вала).
|
- В случае использования циферблатного измерителя оттолкните коленчатый вал до упора назад и обнулите прибор.
- Толкните вал до упора вперед и считайте показание стрелочного индикатора. Если рабочие поверхности упорного центрального коренного подшипника находятся в исправном состоянии, результат измерения не должен превышать 0.30 мм.
- В несколько этапов ослабьте болты крепления общей крышки коренных подшипников, - действуйте в порядке, обратном порядку их затягивания. Компоненты общей крышки коренных подшипников показаны на сопроводительной иллюстрации. Запомните местоположение длинных болтов.
|
|
- Перед извлечением коленчатого вала можно измерить зазоры в его коренных подшипниках при помощи калиброванной пластмассовой проволоки из набора Plastigage:
- Тщательно протрите подшипниковые поверхности чистой неворсящейся ветошью;
- Уложите семь отрезков калиброванной проволоки из измерительного набора вдоль шеек вала (слегка не по оси);
- Установите общую крышку коренных подшипников и в диагональном порядке, двигаясь от центра наружу, затяните болты ее крепления;
|
Не допускайте проворачивания вала после укладки на него отрезков проволоки.
|
- Отдайте болты и осторожно снимите крышку, извлеките нижние вкладыши подшипников;
- Измерив по шкале на упаковке измерительного набора ширину расплющенных отрезков калиброванной проволоки, определите зазоры в коренных подшипниках вала;
- Там где проволока расплющена больше зазор меньше, и наоборот.
- Осторожно извлеките коленчатый вал из картера двигателя, - постарайтесь не повредить и не выронить верхние вкладыши коренных подшипников, в особенности если не планируете производить их замену.
- Если вкладыши подлежат замене, извлеките их из постелей в картере двигателя.
|
|
Проверка состояния
|
- Оцените состояние и степень износа коренных и шатунных шеек коленчатого вала, проверьте их на наличие конусности и овальности. В случае необходимости произведите проточку шеек до ближайшего стандартного ремонтного размера.
|
Даже в случае износа или повреждения лишь одной из шеек (коренной или шатунной) протачиваться должны также все остальные (соответственно коренные или шатунные). При этом следует приготовить новые вкладыши подшипников соответствующего ремонтного размера.
|
- Если характер износа не позволяет восстановить шейки вала путем проточки, вал следует заменить.
- Проверьте состояние упорных поверхностей центрального подшипника (см. сопроводительную иллюстрацию). В случае обнаружения глубоких каверн и выработок замените вкладыши подшипника, что должно привести в норму осевой люфт коленчатого вала.
- Даже если зазоры в коренных подшипниках признаны удовлетворительными, проверьте вкладыши на наличие царапин, задиров, трещин, каверн и прочих дефектов. В случае необходимости замените дефектные вкладыши (попарно).
- Уложите коленчатый вал концами в V-образные блоки и при помощи циферблатного измерителя измерьте величину его биения в районе центрального коренного подшипника. Если результат превысит 0.10 мм, вал следует заменить.
|
|
Установка
Установка производится в обратном порядке.
|
- Проверьте проходимость всех маслотоков и чистоту всех шеек вала.
- Еще раз протрите вкладыши всех подшипников и смажьте их чистым двигательным маслом. Правильным образом разместите вкладыши в своих постелях.
|
При установке верхних вкладышей коренных подшипников проследите за совмещением масляных отверстий в них с соответствующими отверстиями в постелях. Верхние вкладыши отличаются наличием масляных канавок.
|
- Уложите коленчатый вал в блок цилиндров, заправляя шатунные шейки в нижние головки своих шатунов.
- Уложите нижние вкладыши коренных подшипников в свои постели в крышке. Проследите, чтобы посадочные язычки вкладышей вошли в ответные пазы в крышке.
- Смажьте нижние вкладыши коренных подшипников чистым двигательным маслом и установите сборку крышки коренных подшипников на двигатель.
|
- Вверните болты крепления крышки и в несколько этапов затяните их с усилием 46 ÷ 52 Нм в порядке, показанном на сопроводительной иллюстрации.
|
|
Проследите, чтобы длинные болты были ввернуты в свои прежние отверстия.
|
- Проверьте свободу вращения коленчатого вала. Измерьте осевой люфт вала.
- Замените задний сальник коленчатого вала и установите на блок держатель.
- Посадите нижние головки шатунов на свои шейки вала. Смажьте вкладыши шатунных подшипников чистым двигательным маслом и установите крышки подшипников на нижние головки своих шатунов. Проследите за соответствием идентификационных меток шатунов и их крышек. Затяните крепеж крышек шатунных подшипников с требуемым усилием.
- Установите все снятые в процессе демонтажа компоненты.
|
|