4.2.11. Обслуживание коленчатого вала и коренных подшипников

Для выполнения описываемых ниже процедур понадобятся съемник (для снятия зубчатого колеса коленчатого вала), микрометр и циферблатный измеритель плунжерного типа.

Снятие

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. С извлеченного с автомобиля двигателя снимите газораспределительный ремень, поддон картера, маслозаборник масляного насоса, масляный насос, маховик и держатель заднего сальника.
  2. Выверните из двигателя свечи зажигания.
  3. Отдайте крепежные гайки и снимите крышки нижних головок шатунов, складывая их в порядке установки на двигателе. Осторожно протолкните шатунно-поршневые сборки вверх в цилиндрах, не доходя до верхней границы хода поршней.

Проверьте наличие на шатунах и крышках шатунных подшипников идентификационных меток.


  1. При помощи щупа лезвийного типа (на четвертом коренном подшипнике - см. сопроводительную иллюстрацию), либо циферблатного измерителя проверьте осевой люфт коленчатого вала (измеритель закрепляйте на передней стенке блок плунжером к торцу вала).
  1. В случае использования циферблатного измерителя оттолкните коленчатый вал до упора назад и обнулите прибор.
  2. Толкните вал до упора вперед и считайте показание стрелочного индикатора. Если рабочие поверхности упорного центрального коренного подшипника находятся в исправном состоянии, результат измерения не должен превышать 0.30 мм.
  3. В несколько этапов ослабьте болты крепления общей крышки коренных подшипников, - действуйте в порядке, обратном порядку их затягивания. Компоненты общей крышки коренных подшипников показаны на сопроводительной иллюстрации. Запомните местоположение длинных болтов.
1 — болты
2 — крышка
3 — вкладыши подшипников
  1. Перед извлечением коленчатого вала можно измерить зазоры в его коренных подшипниках при помощи калиброванной пластмассовой проволоки из набора Plastigage:
    1. Тщательно протрите подшипниковые поверхности чистой неворсящейся ветошью;
    2. Уложите семь отрезков калиброванной проволоки из измерительного набора вдоль шеек вала (слегка не по оси);
    3. Установите общую крышку коренных подшипников и в диагональном порядке, двигаясь от центра наружу, затяните болты ее крепления;

Не допускайте проворачивания вала после укладки на него отрезков проволоки.

    1. Отдайте болты и осторожно снимите крышку, извлеките нижние вкладыши подшипников;
    2. Измерив по шкале на упаковке измерительного набора ширину расплющенных отрезков калиброванной проволоки, определите зазоры в коренных подшипниках вала;
    3. Там где проволока расплющена больше зазор меньше, и наоборот.
  1. Осторожно извлеките коленчатый вал из картера двигателя, - постарайтесь не повредить и не выронить верхние вкладыши коренных подшипников, в особенности если не планируете производить их замену.
  2. Если вкладыши подлежат замене, извлеките их из постелей в картере двигателя.

Проверка состояния

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Оцените состояние и степень износа коренных и шатунных шеек коленчатого вала, проверьте их на наличие конусности и овальности. В случае необходимости произведите проточку шеек до ближайшего стандартного ремонтного размера.

Даже в случае износа или повреждения лишь одной из шеек (коренной или шатунной) протачиваться должны также все остальные (соответственно коренные или шатунные). При этом следует приготовить новые вкладыши подшипников соответствующего ремонтного размера.

  1. Если характер износа не позволяет восстановить шейки вала путем проточки, вал следует заменить.
  2. Проверьте состояние упорных поверхностей центрального подшипника (см. сопроводительную иллюстрацию). В случае обнаружения глубоких каверн и выработок замените вкладыши подшипника, что должно привести в норму осевой люфт коленчатого вала.
1 — встроенные упорные пластины
2 — вкладыш упорного подшипника
3 — крышка коренных подшипников
  1. Даже если зазоры в коренных подшипниках признаны удовлетворительными, проверьте вкладыши на наличие царапин, задиров, трещин, каверн и прочих дефектов. В случае необходимости замените дефектные вкладыши (попарно).
  2. Уложите коленчатый вал концами в V-образные блоки и при помощи циферблатного измерителя измерьте величину его биения в районе центрального коренного подшипника. Если результат превысит 0.10 мм, вал следует заменить.

Установка

Установка производится в обратном порядке.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проверьте проходимость всех маслотоков и чистоту всех шеек вала.
  2. Еще раз протрите вкладыши всех подшипников и смажьте их чистым двигательным маслом. Правильным образом разместите вкладыши в своих постелях.

При установке верхних вкладышей коренных подшипников проследите за совмещением масляных отверстий в них с соответствующими отверстиями в постелях. Верхние вкладыши отличаются наличием масляных канавок.

  1. Уложите коленчатый вал в блок цилиндров, заправляя шатунные шейки в нижние головки своих шатунов.
  2. Уложите нижние вкладыши коренных подшипников в свои постели в крышке. Проследите, чтобы посадочные язычки вкладышей вошли в ответные пазы в крышке.
  3. Смажьте нижние вкладыши коренных подшипников чистым двигательным маслом и установите сборку крышки коренных подшипников на двигатель.
  1. Вверните болты крепления крышки и в несколько этапов затяните их с усилием 46 ÷ 52 Нм в порядке, показанном на сопроводительной иллюстрации.

Проследите, чтобы длинные болты были ввернуты в свои прежние отверстия.

  1. Проверьте свободу вращения коленчатого вала. Измерьте осевой люфт вала.
  2. Замените задний сальник коленчатого вала и установите на блок держатель.
  3. Посадите нижние головки шатунов на свои шейки вала. Смажьте вкладыши шатунных подшипников чистым двигательным маслом и установите крышки подшипников на нижние головки своих шатунов. Проследите за соответствием идентификационных меток шатунов и их крышек. Затяните крепеж крышек шатунных подшипников с требуемым усилием.
  4. Установите все снятые в процессе демонтажа компоненты.

Пожалуйста включите / Please enable JavaScript!

 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2