6.3.1.6. Система впрыска топлива
На всех моделях с одноточечной системой впрыска установлена комбинированная
система впрыска топлива/ зажигания (система управления работой двигателя), часто
обозначаемая как ЕССS (Электронная концентрированная система управления двигателем).
Система впрыска топлива работает следующим образом.
Топливный насос, установленный в топливном баке, качает топливо из топливного
бака в корпус дроссельной заслонки через фильтр, установленный на задней стенке
двигательного отсека. Давление топливного насоса контролируется регулятором
давления, который установлен сбоку корпуса дроссельной заслонки. Регулятор давления
поднимается для того, чтобы избыток топлива мог вернуться в топливный бак, когда
давление в топливной системе превышает оптимальное. Для снижения токсичности
выхлопов и улучшения управляемости автомобиля при холодном двигателе, электронный
нагревательный элемент установлен между корпусом дроссельной заслонки и впускным
коллектором для того, чтобы быстро прогреть корпус дроссельной заслонки при
холодном запуске двигателя.
Электронная система управления двигателем состоит из электронного блока управления
и следующих датчиков:
– потенциометр дроссельной заслонки – информирует электронный блок
управления о положении дроссельной заслонки и скорости закрытия/ открытия дроссельной
заслонки;
– датчик температуры охлаждающей жидкости – информирует блок управления
о температуре двигателя;
– датчик потока воздуха – информирует блок управления о количестве
и температуре воздуха, поступающего в корпус дроссельной заслонки;
– датчик угла поворота коленчатого вала (установлен в распределителе
зажигания) – информирует блок управления о скорости работы двигателя и положении
коленчатого вала;
– датчик скорости движения автомобиля (установлен в спидометре)
– информирует блок управления о скорости движения автомобиля;
– выключатель в системе усиления рулевого управления и выключатель
в системе кондиционирования воздуха – информируют блок управления о включении
этих систем для того, чтобы блок управления смог отрегулировать скорость холостого
хода двигателя для компенсации дополнительной нагрузки на двигатель от этих
систем;
– датчик выхлопных газов (только на моделях с каталитическим конвертером)
– посылает блоку управления информацию о содержании кислорода в выхлопных газах.
Сигналы от всех этих датчиков анализируются электронным блоком управления. На
основании этой информации электронный блок управления регулирует работу топливного
инжектора (изменяя длительность импульса – период времени, в течение которого
инжектор открыт – для того, чтобы получилась более богатая или бедная топливная
смесь, в зависимости оттого, что необходимо). Состав топливной смеси и скорость
холостого хода двигателя постоянно изменяются электронным блоком управления
для того, чтобы обеспечить оптимальный запуск двигателя (при холодном или горячем
старте), прогрев двигателя, холостую работу двигателя, наилучшую работу двигателя
при движении на шоссе и при резком наборе скорости.
Электронный блок управления двигателя также полностью контролирует скорость
работы двигателя в режиме холостого хода через дополнительный клапан подачи
воздуха. Этот клапан, который установлен на корпусе дроссельной заслонки, контролирует
открытие воздушного канала, который проходит мимо дроссельной заслонки. Когда
дроссельная заслонка закрыта, электронный блок управления контролирует открытие
клапана, который регулирует количество воздуха, проходящего через канал корпуса
дроссельной заслонки, и, таким образом, контролируется скорость работы двигателя
в режиме холостого хода.
Корпус дроссельной заслонки имеет устройство, которое может самостоятельно увеличивать
скорость работы двигателя в режиме холостого хода, когда двигатель прогревается.
Эта функция контролируется температурным клапаном. Когда двигатель холодный,
восковая капсула в клапане мала (клапан установлен в корпусе дроссельной заслонки),
и кулачок быстрого холостого хода удерживает дроссельную заслонку немного приоткрытой.
Когда двигатель прогревается, восковая капсула расширяется, поднимая плунжер
клапана вверх, он, в свою очередь, поворачивает кулачок быстрого холостого хода
в требуемое положение. Помимо этого, на корпусе дроссельной заслонки установлен
электромагнитный клапан увеличения скорости работы двигателя в режиме холостого
хода, который контролируется электронным блоком управления. Электромагнитный
клапан контролирует открытие воздушного канала, который проходит мимо дроссельной
заслонки, и используется для увеличения скорости работы двигателя, когда включены
системы усиления рулевого управления или кондиционер.
На моделях с каталитическим конвертером, которые описаны в подразделе
6.4.1 и подразделе 6.4.2, электронный блок управления
также контролирует систему выпуска отработавших газов и систему контроля за
выделением паров топлива,
Если сигналы, получаемые электронным блоком управления от датчиков, выходят
за допустимые пределы или не согласуются друг с другом, электронный блок управления
переходит на защищенный режим работы. В этом случае, электронный блок управления
игнорирует неправильные сигналы датчика и принимает за сигнал датчика определенное
заданное значение, что позволит двигателю работать, хотя и с меньшей эффективностью.
Если электронный блок управления переходит в защищенный режим работы, на приборном
щитке загорается сигнальная лампочка и соответствующий код неисправности заносится
в память электронного блока управления.
Если сигнальная лампочка загорается, необходимо как можно скорее обратиться
к специалистам. В ремонтной мастерской может быть проведена полная диагностика
системы управления двигателем при помощи электронного диагностического оборудования,
которое необходимо просто подключить к диагностическому разъему.
Предупреждение
Электронный блок управления двигателя также имеет режим самодиагностики, который можно использовать автолюбителю (cм. подраздел 6.3.1.12).