9.1.1. Важнейшие узлы
Электронный блок управления
Блок управления в электронной коробке через многоштырьковый разъем получает информацию:
- стартер, клемма 50 начала и завершения процесса пуска;
- потенциометр дроссельной заслонки, ее положения на данный момент;
- датчик Холла системы зажигания для регулировки числа оборотов двигателя;
- лямбда-зонд в каталитическом конверторе для измерения содержания остаточного кислорода в отработанных газах;
- измеритель потока всасываемого воздуха;
- датчик температуры всасываемого воздуха (только в турбодвигателе мощностью 110 кВт);
- датчик температуры охлаждающей жидкости в трубке подачи охлаждающей жидкости за головкой блока цилиндров;
- сенсор детонации I на блоке двигателя при «детонационном» сгорании;
- сенсор детонации II (только в двигателях с рабочим объемом 1,8 л) также на блоке двигателя для точной локализации детонационного сгорания.
На основе информации о числе оборотов и давлении во впускном коллекторе блок управления рассчитывает продолжительность открытия инжекторов, приводящихся в действие электромагнитным путем, и, соответственно, количество впрыскиваемого топлива. Для этого в распоряжение блока управления предоставляются характеристики двигателя, представляющие собой собрание данных обо всех мыслимых ситуациях двигателя, о необходимом для каждой ситуации количестве топлива и соответствующем моменте зажигания. Блок управления может еще варьировать характеристики после поступления так называемых корректирующих сигналов (например, температура всасываемого воздуха и охлаждающей жидкости).
Блок управления дроссельной заслонкой
В так называемом блоке управления дроссельной заслонкой объединены три отдельных
узла, известные по другим системам впрыска как функциональные блоки.
Дроссельная заслонка. Она связана тросом с педалью в салоне и дозирует поток
свежего воздуха в двигатель. Чем больше нажимается педаль газа, тем сильнее
открывается дроссельная заслонка, при полном газе она открыта полностью.
Потенциометр дроссельной заслонки. Потенциометр дроссельной заслонки определяет
положение дроссельной заслонки на данной момент в диапазоне от холостого хода
(дроссельная заслонка закрыта) до полного газа (дроссельная заслонка открыта
полностью). На основе его информации активизируется клапан стабилизации холостого
хода, также интегрированный в патрубке дроссельной заслонки, происходит отключение
тяги или обогащение смеси при полной нагрузке.
Клапан стабилизации холостого хода. Он впускает дозированное дополнительное
количество воздуха в каналы всасывания за дроссельной заслонкой на стадии прогревания
двигателя, при полном повороте сервоуправления, при работающей климатической
установке или установленной ступени автоматической передачи. Повышенный поток
воздуха в направлении всасывающего трубопровода распознается измерителем потока
свежего воздуха и как следствие вызывает повышенную подачу топлива. Таким образом,
происходит снижение повышенного трения в непрогретом двигателе или при повышенной
нагрузке на двигатель за счет сервонасоса, компрессора климатической установки
или автоматической передачи, которые отнимают мощность у двигателя.
Регулятор давления
Регулятор давления (1) топлива соединен с патрубком дроссельной заслонки посредством вакуумного шланга (2). Он регулирует давление в системе путем повышения или понижения рециркуляции топлива. |
Он находится в распределителе топлива и регулирует его давление на инжекторы. Для этого ему передается информация об уровне пониженного давления во впускном коллекторе. На холостом ходу при закрытой дроссельной заслонке и очень низком давлении он держит более низкое давление. С падением давления при повышенной нагрузке на двигатель регулятор давления повышает давление топлива. Топливный насос создает намного более высокое эксплуатационное давление, но посредством регулятора давления возврат бензина в топливный бак соответственно увеличивается или уменьшается.
Клапаны впрыска
При каждом обороте коленвала они впрыскивают бензин в канал всасывания перед впускным клапаном соответствующего цилиндра – продолжительность определяется блоком управления.
Датчик температуры всасываемого воздуха
При турбодвигателе мощностью 110 кВт он находится в воздухозаборном шланге и может точно измерить температуру воздуха, подаваемого турбокомпрессором. Информация о температуре поступает в блок управления в виде величины сопротивления. Она используется для оптимальной дозировки топлива. Горячий турбокомпрессор в зависимости от рабочего состояния сильно нагревает всасываемый воздух.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Температура охлаждающей жидкости используется при управлении несколькими функциями впрыска: при обогащении топливно-воздушной смеси во время запуска холодного двигателя, послестартового обогащения (по всему диапазону температур), при обогащении во время ускорений и отключении тяги. Информация о температуре охлаждающей жидкости передается в блок управления также в виде величины сопротивления. Он рассчитывает правильное время впрыска, которое в прогретом двигателе составляет от 2 до 8 мс. Эта величина может возрастать почти на 70%, когда температура понижается до арктического уровня –25 °С.
Измеритель потока свежего воздуха
В потоке всасываемого воздуха находится электропроводящая пластина, которая подогревается электроспособом. В зависимости от количества всасываемого воздуха меняется его поток, который сильнее или слабее охлаждает пластину. Изменение температуры вызывает изменение электрического сопротивления проводника. Эта измеренная величина используется блоком управления.