5.2.1. Общая информация и меры безопасности
Схема контура кондиционера воздухаКорпус отопителя с теплообменником и дополнительным нагревателем
Элементы системы кондиционирования воздуха салона
Снятие испарителя кондиционера воздуха
Обратитесь также к Разделу Отопитель, вентиляция и кондиционер воздуха.
Работы с системой кондиционирования должны выполняться специалистами.
Свежий воздух для системы отопления и вентиляции засасывается электровентилятором. Перед поступлением в салон воздух очищается фильтрами грубой и тонкой очистки.
Кондиционер воздуха способен как подогревать (в радиаторе отопителя) и охлаждать (в испарителе кондиционера), так и осушать поступающий в салон воздух. В сырую погоду, поступающий свежий воздух предварительно охлаждается, после чего вновь нагревается до заданной температуры. При этом происходит конденсация излишней влаги воздуха, т.е. его осушение. Таким образом устраняется запотевание стёкол.
Затем воздух распределяется по вентиляционным соплам в салоне автомобиля.
Через радиатор отопителя постоянно проходит горячая охлаждающая жидкость системы охлаждения двигателя. Для регулирования расхода воздуха в салоне автомобиля встроенный вентилятор свежего воздуха может работать на нескольких ступенях.
Если свежий воздух снаружи засасываться не должен, например, при низком качестве воздуха, система может быть переключена на режим циркуляции. В этом режиме в салоне циркулирует только внутренний воздух. Если это продолжается достаточно продолжительное время, стёкла внутри салона запотевают.
Кондиционер состоит из отопителя и холодильника. Холодильник кондиционера - из компрессора, конденсатора, дросселя, испарителя, ёмкости с хладагентом и трубопроводов. В системе циркулирует хладагент (тип R134а), который, в зависимости от температуры и давления, может находиться в жидком или газообразном состоянии.
Компрессор кондиционера приводится во вращение от коленчатого вала двигателя с помощью ребристого ремня. Он создаёт давление до 30 атм. в контуре охлаждения установки, вследствие чего хладагент, представляющий собой газ, нагревается. В конденсаторе хладагент охлаждается наружным воздухом (не поступающим в салон).При этом разогретый хладагент конденсируется, превращаясь в жидкость. Имея большое давление, он пропускается через дроссель, в результате чего его давление падает. После этого хладагент испаряется, одновременно сильно охлаждаясь. В испарителе хладагент отбирает тепло от продуваемого через него воздуха. Воздух охлаждается. Охлаждённый воздух поступает в салон автомобиля. В результате нагревания в испарителе хладагент превращается в газ и под низким давлением поступает в компрессор, после чего процесс циркуляции повторяется.
Если при проведении работ дополнительно проводятся работы с электрооборудованием, необходимо обязательно отсоединить отрицательный кабель (-) аккумуляторной батареи. Для этого обязательно соблюдайте указания Раздела Замена аккумуляторной батареи. |
На моделях с дизельным двигателем устанавливается дополнительный нагревательный элемент, вступающий в действие при низкой наружной температуре. Нагревательный элемент находится непосредственно позади теплообменника. После запуска двигателя, в зависимости от наружной температуры, он в течение нескольких секунд нагревает поступающий в автомобиль холодный воздух.
Если в отопителе или климатической установке имеется неисправность, она фиксируется в памяти неисправностей. Прибором для считывания неисправностей может быть считана информация из памяти.
На заказ автомобиль может быть оборудован автоматическим, электронно-управляемым кондиционером у которого температура воздуха водителя и переднего пассажира регулируются раздельно. Дополнительно, через соединительный шланг, идущий от кондиционера к вещевому ящику, может охлаждаться холодильная коробка, если она имеется в вещевом ящике.
Режим автоматической работы обеспечивает автоматическое поддержание температуры в салоне и удаляет влагу из воздуха. Кроме того, автоматически регулируются температура воздуха, его количество и распределение и компенсируются колебания наружной температуры.В экономичном режиме работы кондиционер выключается, но отопитель и система вентиляции продолжают работать. Путем отключения кондиционера компрессор кондиционера не работает, в результате чего экономится топливо. У дизельных двигателей, кроме того, выключается дополнительный обогрев. Это также приводит экономии горючего.
Меры безопасности при обслуживании воздушного кондиционера
Система кондиционирования должна обслуживаться исключительно подготовленным техническим персоналом, обученным безопасным приёмам работы с применением надлежащего оборудования с соблюдением правил разгерметизации, ознакомленному с приёмами сбора и порядком хранения автомобильного хладагента.
- Не допускайте контакта хладагента с кожей.
- При работе рядом с системой кондиционирования надевайте защитные очки.
- При попадании хладагента на кожу или глаза не растирайте пораженное место. Немедленно промойте холодной водой в течение не менее 15 минут. Немедленно обратитесь к врачу или в лечебное учреждение. Самолечение не допускается.
- В новом баллоне хладагент хранится под давлением. Храните баллон при температуре не выше 50°С. Принимайте меры, исключающие падение баллона с высоты или иные ситуации, которые могут привести к его повреждению.
- Работы следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Хладагент быстро испаряется, не имеет запаха. Его накопление приводит к уменьшению доступа кислорода и затруднению дыхания.
- Газообразный хладагент тяжелее воздуха и сравнительно быстро должен собираться внизу, например, под автомобилем.
- При сгорании хладагента образуется ядовитый газ. Храните хладагент вдали от открытых источников огня. Не курите. При пользовании пламенным течеискателем избегайте вдыхания дыма.
- При проведении сварочных работ вблизи системы кондиционирования воздействию высокой температуры или открытого пламени. Перегрев может привести к повышению давления в системе и воспламенению.
- Очистка конденсатора или испарителя с помощью водяного пара не допускается. Следует использовать только холодную воду или сжатый воздух.