3.14. Колеса и шины. Ротация, замена, балансировка и уход. Снежные цепи.
“Секретки” колес. Устранение дрожания руля.
Ротацию можно производить по соображениям экономии не реже чем через 5000
км, либо при появлении признаков неравномерного износа протекторов. Однако помните,
что в случае успешной ротации всех четырех колес Вам, в конце концов, придется
заменять все шины одновременно.
Хотя в интересах сохранения оптимальных ходовых качеств, проводить ротацию
не рекомендуется.
Поскольку проведение данной процедуры требует поднятия автомобиля над землей
и снятия колес, проверьте заодно и работу тормозных механизмов (обратитесь к
Разделу Проверка тормозной системы).
|
Даже если Вы не собираетесь производить ротацию, хотя бы
проверьте надежность затяжки болтов крепления колес. |
|
Проводить ротацию следует по специальной
схеме, так, чтобы направление их вращения не менялось. |
Обратитесь к информации в Разделе “Поддомкрачивание и буксировка” Введения
для правильного поднятия автомобиля и смены колеса.
Автомобиль следует поднять лебедкой или установить его на опоры, чтобы все
четыре колеса были подняты над землей. Удостоверьтесь в том, что автомобиль
надежно закреплен!
После окончания процедуры ротации проверьте и отрегулируйте давление в шинах
и не забудьте проверить надежность затяжки болтов крепления колес.
Замена и балансировка колес
При замене колес рекомендуется сохранить направление их вращения, так как
изменение направления приводит в повышенному износу шин. Не рекомендуется также
переставлять передние колеса назад и наоборот.
При затяжке болтов крепления колес необходимо обязательно применять динамометрический
ключ. Это гарантирует равномерную затяжку всех болтов.
|
При замене и демонтаже бескамерных шин из соображений безопасности
необходимо обязательно заменить резиновый вентиль. |
|
1. Ослабьте болты крепления колеса на
автомобиле, стоящем на земле. Для этого затяните стояночный тормоз
или включите первую передачу, так чтобы автомобиль не откатился. |
2. Снимите отверткой колпачок с запорных
болтов крепления колеса. Вставьте до упора ключ в замок. При этом
шлиц стоит параллельно к овальному пазу. Поверните ключ на 90° и
снимите с крышкой. Установка выполняется в обратной последовательности.
При вынимании ключа втулка должна прижиматься к болту крепления
колеса. Наденьте колпачок. a/b - болт крепления колеса, оцинкован/хромирован,
с - запорный болт, хромирован. Обратитесь к сопроводительной иллюстрации. |
|
3. Если имеется предохранение болтов крепления колеса,
колесо снимается следующим образом: крышку (1) слегка поверните
влево ключом и снимите. Затем вставьте переходник (3) в болт (2)
и отверните его. Обратитесь к сопроводительной иллюстрации.
|
Обязательно возите с собой в комплекте инструмента
переходник (3). |
|
|
4. Поднимите и установите автомобиль на
подставки. |
5. Поверните колесо так, чтобы вентиль (нижняя стрелка
на сопроводительной иллюстрации) находился внизу. |
|
6. Перед снятием колеса пометьте фломастером положение
диска относительно ступицы, чтобы отбалансированное колесо заняло
свое прежнее положение. Обратитесь к сопроводительной иллюстрации.
|
В зависимости от типа диска применяются различные
болты крепления. Применять следует только болты, допущенные
фирмой BMW.
|
|
|
7. При установке не оригинальных дисков
из легких металлов необходимо применять также соответствующие им
болты крепления вместо оригинальных. Рекомендуется для запасного
колеса BMW, применявшегося ранее, иметь с собой соответствующие
болты крепления
8. Диски из легких металлов имеют покрытие бесцветным лаком для
защиты от коррозии. При замене колеса следите за тем, чтобы не повредить
покрытия. При повреждении исправьте дефект лаком.
9. Перед установкой колеса очистите центрирующий поясок на ступице
и прилегающую поверхность колеса от грязи и остатков смазки и слегка
смажьте центрирующий поясок подшипниковой смазкой. |
10. Очистите болты крепления от грязи. При повреждении
или коррозии болты замените. Резьбу болтов не следует смазывать
маслом или пластичной смазкой. Обратитесь к сопроводительной иллюстрации. |
|
11. Перед установкой колеса на место вставьте
в верхнее резьбовое отверстие монтажную оправку. Такая оправка имеется
в комплекте бортового инструмента. После установки нескольких болтов
оправку снимите. |
12. Затяните болты крепления колеса крест-накрест
в несколько приемов. Момент затяжки для всех болтов составляет 100
Нм. Обратитесь к сопроводительной иллюстрации.
|
|
|
Односторонняя затяжка болтов крепления или их
затяжка с различным моментом колесо и/или ступица могут быть
перетянуты. При установке новых колес через 1000 км пробега
болты крепления необходимо подтянуть установленным моментом
затяжки. |
|
|
|
Если автомобиль оснащен навигационной системой, то после
замены колеса или шины необходимо произвести калибровку системы. |
Балансировка колес
Серийные колеса проходят балансировку на заводе-изготовителе. Балансировка
необходима для устранения неравномерного распределения масс и неточностей изготовления
деталей.
При движении автомобиля неотбалансированные колеса приводят к тряске. При
высокой скорости начинает дрожать рулевое колесо.
Как правило, дрожание проявляется в определенном диапазоне скоростей и исчезает
при уменьшении и увеличении скорости.
Подобные явления со временем приводят к повреждениям шарниров подвески, рулевого
механизма и амортизаторов.
Колеса необходимо балансировать каждые 20 000 км пробега и после каждого ремонта,
которые приводят к перераспределению масс на колесах.
Рекомендации по уходу за шинами
Шины имеют “память”. Это означает, что неправильное обращение с ними, в частности,
частый наезд на бордюр дороги или переезд через рельсы, приводит спустя некоторое
время к их повреждению.
Очистка шин
Не рекомендуется очищать шины струей пара. Если сопло аппарата находится слишком
близко к шине, то это приводит к разрушению резинового слоя в течение нескольких
секунд, даже если применяется холодная вода. Шина, прошедшая такую очистку,
должна быть заменена с целью обеспечения безопасности эксплуатации автомобиля.
Замене подлежит также шина, длительное время находившаяся в контакте с маслом
или смазкой. При этом шина в данных местах вспучивается, затем принимает обычную
форму и внешне не выглядит поврежденной. Однако после этого нагрузочная способность
шины снижается.
Хранение шин
Хранить шины необходимо в темном, сухом и прохладном месте. Не рекомендуется
контакт шин с маслом или смазкой.
Колеса должны храниться в горизонтальном положении или подвешиваться за диски
в гараже или подвале.
Перед снятием колем необходимо поднять в них давление воздуха (на 0.3 - 0.5
бар).
Зимние шины следует устанавливать на свои диски.
Обкатка шин
Шины имеют очень гладкую наружную поверхность. Поэтому новые шины должны быть
обкатаны (это относится и к запасному колесу). После обкатки поверхность шины
становится шероховатой.
Первые 300 км необходимо двигаться с новыми шинами особенно осторожно по мокрым
дорогам.
Снежные цепи
Устанавливать снежные цепи можно только на ведущих колесах (на задней оси).
При применении колес размером 17 дюймов установка снежных цепей невозможна.
При установке снежных цепей скорость движения автомобиля не должна превышать
50 км/час. На дорогах, на имеющих снежного и ледяного покрытия, снежные цепи
необходимо снимать.
Следует применять только допущенные фирмой BMW цепи.
Дополнительная установка “секреток” колес
|
1. Ослабьте болты крепления колеса.
2. Поднимите и установите автомобиль на подставки так, чтобы колесо
свободно вращалось.
3. Отверните болты крепления колеса так, чтобы колесо свободно перемещалось
на ступице.
4. Поверните колесо так, чтобы вентиль находился внизу
5. Поверните верхний болт крепления колеса и вставьте вместо него
замковый болт (верхняя стрелка).
6. Выверните болт крепления колеса и вставьте вместо него замковый
болт (верхняя стрелка).
7. В этом положении (замковый болт вверху/вентиль внизу) заверните
крест/накрест от руки болты крепления.
8. Затяните болты крепления крест-накрест моментом 100 Нм. |
|
|
Такой способ установки замкового болта сводит к минимуму
дисбаланс, возникающий вследствие установки более тяжелого замкового болта.
|
Устранение дрожания руля автомобиля
Дрожание рулевого колеса при достижении автомобилем определенной скорости,
как правило, является следствием разбалансировки колес.
Проверка
|
1. Проверьте давление воздуха в шинах. При необходимости
накачайте их.
2. Сделайте контрольную поездку. Как можно точнее установите причину
неисправности: достижение определенной скорости, качество дороги,
момент входа и выхода из поворота.
3. Поднимите и установите автомобиль на подставки.
4. Проверьте центрирование дисков колес. При этом ступица или тормозной
барабан должны выступать над бортами дисков колес или, как минимум,
быть заподлицо. В противном случае диск подлежит замене.
5. Проверьте подвеску. Для этого необходимо проверить резинометаллические
опоры, шарниры, амортизаторы и диски.
6. Снимите колеса и очистите их. Если необходимо, удалите из профиля
шины мелкие камни.
7. Проверьте глубину профиля шин и сравните между собой. При неправильном
износе шин спереди и/или сзади необходимо проверить установку колес
и отрегулировать. При этом отклонения схождения не должны выходить
за верхнюю границу допуска.
|
Для измерения геометрии колес требуется специальное
оборудование, которое имеется только на СТО. |
8.Сделайте пробную поездку и проверьте, устранены ли неисправности.
|
|
Проверка радиального и осевого биения колес
|
1. Поднимите автомобиль и установите его на подставки.
Подведите измерительный наконечник индикатора к внешней, а затем
к боковой поверхности шины. Медленно поверните колесо рукой и снимите
показания индикатора. Мелом отметьте место максимального биения.
2. Если биение превышает установленное Спецификациями значение,
колеса необходимо отбалансировать в стационарных условиях. При этом
колеса на балансировочной машине должны быть отцентрованы так же,
как на автомобиле Центровка колес по центральному отверстию в коническом
зажимном устройстве не проводится. Допустимый дисбаланс в обеих
плоскостях составляет 5 г. |
|
Устранение радиального биения
|
1. Спустите воздух в шине и вдавите кромку шины
в постель диска.
2. Поверните шину на 120° на диске.
3. Накачайте шину и снова проверьте радиальное биение.
4. Если максимальное значение превышено, поверните шину на диске
на 120° и проверьте радиальное биение.
5. Если биение не превышает допустимое значение, отбалансируйте
колесо.
|
|
Проверка радиального и осевого биения дисков
|
1. Установите диск без шины на балансировочной
машине или на автомобиле. Установите индикатор. |
|
2. Проверьте радиальное H и осевое S биение диска.
На крайних внутренних плоскостях проверяется радиальное биение,
на боковых внутренних плоскостях - осевое биение. При этом местное
отклонение индикатора вследствие неровностей не учитывается. |
|
3. Если значения превышают указанные в Спецификациях,
диск подлежит замене. |
|
|
Установка колес на автомобиле
|
1. На поднятом на подставках автомобиле установите
колеса так, чтобы место с максимальным радиальным биением находилось
вверху. В этом положении затяните болты крепления колеса динамометрическим
ключом моментом, приведенным в Спецификациях.
|
Если разница в износе отдельных шин незначительна,
колеса с небольшим радиальным биением и максимальным дисбалансом
установите на переднюю ось. |
2. Сделайте пробную поездку. Если по-прежнему передняя часть автомобиля
имеет колебания и рулевое колесо дрожит, то причиной является остаточный
дисбаланс, который необходимо устранить путем дополнительной балансировки.
|
|
Балансировка колес на автомобиле
|
1. При проведении балансировки приводных колес обязательно
установите обе шины одной оси на ролики.
2. Привод колес должен осуществляться от двигателя автомобиля, чтобы
колеса вращались синхронно.
3. Сделайте пробную поездку.
|
|
Если неисправности полностью не устранены, то это указывает на наличие радиального
биения или заводского брака одной или нескольких шин. Техническими средствами
СТО они не определяются. Устранить их можно только заменой передних и/или задних
шин. Шины должны заменяться только парно на одной оси.