6.1.5. Системы впрыска топлива - общая информация
В системах впрыска топлива используется электронный блок управления (ECU) самонастраивающегося типа. В процессе функционирования ECU отслеживает и сохраняет в памяти установки, позволяющие получить максимальную отдачу от двигателя. При отсоединении батареи все привнесенные установки стираются и ECU возвращается в исходное состояние с базовыми параметрами, введенными в блок памяти на заводе-изготовителе. Ввиду сказанного при первичном запуске после подключения батареи двигатель в течение некоторого времени может работать нестабильно. Процесс выхода ECU в режим оптимального функционирования занимает обычно коло 15 минут и лучше всего проходит в процессе пробной поездки, в течение которой следует прогнать автомобиль через все скоростные диапазоны и различными нагрузками на двигатель, стараясь поддерживать частоту вращения последнего в диапазоне 2500 ÷ 3500 об/мин. |
Функциональная схема системы распределенного впрыска Bosch Motronic
МР5.1
Схема подачи воздуха в двигатель
1 — Воздухоочиститель/крышка головки цилиндров
|
3 — Впускной воздушный тракт
|
Функциональная схема системы распределенного впрыска Magneti-Marelli
8Р
Функциональная схема системы распределенного впрыска Bosch Motronic МР3.2
Система Bosch Motronic МР5.1 (модели 1.8 л с РКПП)
Система управления двигателем Bosch Motronic МР5.1 (см. иллюстрацию Функциональная схема системы распределенного впрыска Bosch Motronic МР5.1) используется при комплектации моделей 1.8 л с РКПП. Система, в состав которой входит каталитический преобразователь замкнутого контура и система улавливания топливных испарений, отвечает самым последним стандартам защиты окружающей среды. Подробная информация по функционированию отвечающей за установки зажигания части системы приведена в Главе Электрооборудование двигателя. Принцип подачи топлива в двигатель описан ниже.
Погруженный в бензобак топливный насос осуществляет подачу горючего в топливную магистраль системы впрыска. В тракт подачи топлива включен линейный топливный фильтр, предотвращающий засорение инжекторов. Напор подачи топлива контролируется установленным в топливную магистраль регулятором давления. Если давление в системе питания поднимается выше заданного значения, регулятор обеспечивает возврат избытка топлива обратно в бензобак. Все четыре инжектора открываются одновременно при каждом обороте коленчатого вала и обеспечивают впрыск топлива во впускной трубопровод.
Электрическая система управления состоит из ECU и набора информационных
датчиков:
a) Потенциометр дроссельной заслонки - информирует ECU о положении заслонки
и степени открывания дросселя;
b) Датчик температуры охлаждающей жидкости - информирует ECU о температуре
двигателя;
c) Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT) - информирует ECU о температуре
воздуха, проходящего через корпус дросселя;
d) l-зонд - информирует ECU об уровне содержания кислорода
(О2) в отработавших газах (подробнее см.
Системы снижения
токсичности и выпуска отработавших газов);
e) Датчик положения коленчатого вала - информирует ECU о положении коленчатого
вала и частоте его вращения;
f) Датчик абсолютного давления во впускном трубопроводе (МАР) - информирует
ECU величине нагрузки на двигатель (по глубине разрежения во впускном трубопроводе);
g) Датчик скорости (VSS) - информирует ECU о скорости движения
автомобиля.
ECU, на основании анализа сигналов, поступающих от информационных датчиков, определяет оптимальный состав воздушно-топливной смеси на текущий момент времени и корректирует ее путем регулировки продолжительности открывания инжекторов впрыска. Таким образом, состав смеси постоянно контролируется ECU и все время отвечает текущим условиям функционирования двигателя (прогрев, холостые обороты, движение с крейсерской скорость, ускорение, торможение двигателем, и т.д., и т.п.).
ECU осуществляет также полный контроль над оборотами холостого хода через клапан дополнительного воздуха, в случае необходимости обеспечивающий возможность перепускания всасываемого воздуха в обход дросселя. При закрытой дроссельной заслонке ECU управляет открыванием клапана, регулируя тем самым подачу воздуха во впускной трубопровод и поддерживая на требуемом уровне обороты двигателя.
Помимо перечисленных функций, ECU осуществляет управление функционированием систем выпуска и улавливания топливных испарений (см. Системы снижения токсичности и выпуска отработавших газов).
Корпус дросселя оборудован электрическим нагревательным элементом, подачу электропитания на который также контролирует ECU, осуществляя подогрев дроссельной камеры при холодных запусках и предотвращая обледенение дроссельной заслонки.
Воздух подается в цилиндры через четыре впускных канала с различным поперечным сечением (последовательно увеличивающимся). Подача воздуха регулируется дроссельной заслонкой. Воздушный фильтр встроен в головку цилиндров и его крышка одновременно служит крышкой головки (см. иллюстрацию Схема подачи воздуха в двигатель). Помимо фильтрации воздуха воздухоочиститель служит также маслоотделителем для отвода картерных газов.
В случае нарушения исправности функционирования любого из информационных датчиков, ECU автоматически переходит в режим замкнутого контура. При этом поступающие с неисправного датчика ложные данные игнорируются и вместо них используется некоторое заложенное в память блока управления среднее значение подконтрольного параметра. Эффективность функционирования при этом, оставаясь вполне адекватной, может несколько снизиться. Переход системы в режим замкнутого контура сопровождается включением вмонтированной в приборный щиток контрольной лампы. В блок памяти ECU записывается соответствующий код неисправности.
При срабатывании контрольной лампы автомобиль при первой же возможности следует отогнать на станцию техобслуживания, где будет произведена полная диагностика системы управления двигателем с использованием специального электронного считывателя. Диагностический разъем для подключения считывателя расположен рядом с монтажным блоком предохранителей на панели приборов автомобиля.
Система Magneti-Marelli 8Р (модели 1.6 л, 1.8 л [с АТ] и 2.0 л [кроме RFY])
Система управления двигателем Magneti-Marelli 8Р (см. иллюстрацию Функциональная схема системы распределенного впрыска Magneti-Marelli 8Р ) используется на моделях 1.6 л, 1.8 л с АТ и 2.0 л с 8-клапанными двигателями. Информация по функционированию отвечающей за установки зажигания части системы приведена в Главе Электрооборудование двигателя.
Система по принципу функционирования очень близка к описанной выше Bosch МР5.1. Единственное отличие составляет система управления оборотами холостого хода.
В системе Magneti-Marelli ECU осуществляет управление оборотами холостого хода посредством специального шагового мотора, установленного на корпусе дросселя. Мотор оснащен толкателем, контролирующим степень открывания обводного канала, по которому воздух перепускается во впускной трубопровод в обход дроссельной камеры. При закрытой дроссельной заслонке ECU осуществляет управление подачей воздуха во впускной трубопровод посредством шагового мотора, обеспечивая контроль над оборотами холостого хода. Перепускной канал используется также как источник дополнительного воздуха при холодных запусках двигателя.
Система Bosch Motronic МР3.2 (модели 2.0 л RFY)
Данная система (см. иллюстрацию Функциональная схема системы распределенного впрыска Bosch Motronic МР3.2 ) используется на моделях 2.0 л с 16-клапанными двигателями (RFY) и в настоящем Руководстве подробному рассмотрению не подлежит. Заметим лишь, что многие компоненты выполняют те же функции, что те же компоненты системы Magneti-Marelli, с учетом перечисленных ниже отличий.
Инжекторы впрыска в распределительном трубопроводе имеют индивидуальное управление. Топливо впрыскивается в цилиндры по очереди через каждые два оборота коленчатого вала.
Регулятор давления топлива обеспечивает постоянный напор в 3 бар при любых режимах эксплуатации двигателя.
Система впуска воздуха 16-клапанных двигателей RFY имеет особую конструкцию. Не будем углубляться в особенности функционирования впускного трубопровода, укажем лишь, что трубопровод состоит из двух каналов различной длины и различного поперечного сечения. Данная система позволяет добиться увеличения крутящего момента двигателя на низких оборотах.
ECU обеспечивает прекращение подачи топлива при движении накатом на оборотах ниже 1280 в минуту и возобновляет питание при превышении данного значения.
Для защиты двигателя от перегрузок впрыск топлива прерывается при превышении частотой вращения двигателя значения в 6840 об/мин. Датчик оборотов установлен на головке цилиндров.