1. Перед сборкой очистите все детали двигателя. |
2. Перед сборкой деталей нанесите тонкий
слой чистого моторного масла на все поверхности скольжения. |
3.
Замените коренные и шатунные вкладыши, даже если они имеют незначительные повреждения
или износ. При установке необходимо использовать только новые прокладки. |
| 4.
Установите пружинное стопорное кольцо в канавку поршня. |
| 5.
Совместите метку на нижней части шатуна с меткой "F" на поршне. |
| 6.
Установите поршень в шатун и специальным приспособлением ОК710 110 010 вставьте
поршневой палец через поршень и шатун до фиксации его уже установленным стопорным
кольцом. Проверьте, чтобы относительное положение поршня и шатуна было таким же,
как и до разборки. |
7. Установите
второе пружинное стопорное кольцо поршневого пальца в канавку с другой стороны
поршня. |
8. Держите поршень
вертикально и проверьте свободу перемещения шатуна. |
| 9.
Установите три части маслосъемного кольца на поршень: – смажьте чистым
моторным маслом расширитель маслосъемного кольца и верхнюю и нижнюю части кольца;
– установите расширитель маслосъемного кольца на поршень так, чтобы концы расширителя
были направлены вверх; – установите нижнюю часть маслосъемного кольца на поршень.
Кольцо может быть установлено любой стороной вверх; – установите верхнюю часть
маслосъемного кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной
вверх; |
Предупреждение
Верхняя и нижняя части
маслосъемного кольца взаимозаменяемы. |
| 10. Проверьте, что расширитель маслосъемного кольца
разделяет верхнюю и нижнюю части маслосъемного кольца и свободно проворачивается
на поршне. |
11. Пассатижами для разжатия
поршневых колец установите на поршень 2–е компрессионное кольцо. |
| 12.
Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень 1–е компрессионное
кольцо. |
13. Нанесите достаточное
количество чистого моторного масла на второе и верхнее поршневые кольца. |
| 14.
Расположите замки поршневых колец как показано на рисунке. |
Предупреждение
При установке поршневых колец метки "R" должны быть направлены вверх.
|
15. Очистите коренные и шатунные
шейки коленчатого вала от смазки, а смазочные отверстия продуйте сжатым воздухом. |
| 16.
Установите вкладыши коренных подшипников на блок цилиндров двигателя. |
17. Установите коленчатый вал на вкладыши
коренных подшипников в блоке цилиндров. |
18.
Установите оставшиеся вкладыши коренных подшипников в крышки коренных подшипников
коленчатого вала. |
| 19.
Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigage на шейках
коренных подшипников коленчатого вала. |
20.
В соответствии с маркировкой установите крышки коренных подшипников. |
| 21.
В определенной последовательности в 2–3 этапа затяните болты крепления крышек
коренных подшипников коленчатого вала в следующем порядке: Момент
затяжки: FE DOHC: 82–88 Н•м Т8 DOHC: а. затяните болты моментом
затяжки 39,2 Н•м; b. в последовательности, обратной затягиванию, ослабьте
болты; с. затяните болты моментом затяжки 19,6 Н•м; d. доверните болты
на угол 90°; е. доверните болты на угол 60° |
Предупреждение
Не проворачивайте коленчатый вал двигателя при измерении зазора коренных подшипников
коленчатого вала. |
| 22.
Выверните болты и снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала. Измерительным
шаблоном измерьте ширину деформированного пластикового стержня Plastigage и определите
величину зазора. |
23. Если зазор превышает
предельно допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте
ремонтные вкладыши увеличенного размера. Масляный зазор № 1, 2, 4, 5:
0,025–0,043 мм № 3: 0,031–0,049 мм Предельно допустимый зазор:
0,08 мм |
24. Снимите коленчатый
вал с блока цилиндров и удалите деформированный пластиковый стержень Plastigage
с шеек коленчатого вала и вкладышей коренных подшипников. |
25.
Нанесите тонкий слой моторного масла на вкладыши коренных подшипников в блоке
цилиндров и установите коленчатый вал на вкладыши. |
26.
Нанесите тонкий слой моторного масла на коренные шейки коленчатого вала и вкладыши
в крышках коренных подшипников. |
27.
В соответствии с маркировкой <– установите крышки коренных подшипников коленчатого
вала. |
28. В определенной последовательности
в 2–3 этапа затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала
в следующем порядке: Момент затяжки: FE DOHC: 82–88 Н•м Т8 DOHC:
а. затяните болты моментом затяжки 39,2 Н•м; b. в последовательности,
обратной затягиванию, ослабьте болты; с. затяните болты моментом затяжки 19,6
Н•м; d. доверните болты на угол 90°; е. доверните болты на угол 60° |
29. Проверните коленчатый вал и проверьте,
что он вращается легко и плавно. |
30.
Установите измерительный наконечник индикатора часового типа на передний торец
коленчатого вала. |
31. Переместите
коленчатый вал вдоль оси до упора и установите шкалу индикатора часового типа
на ноль. |
| 32.
Переместите коленчатый вал вдоль оси в другую сторону до упора и прочтите значения
осевого люфта на шкале индикатора. |
Двигатель |
Толщина, мм | FE
DOHC | Т8 DOHC | Осевой
люфт | 0,08–0,18 | 0,08–0,282
| Предельно допустимое значение |
0,30 | |
| 33.
Если осевой люфт превышает допустимые значения, необходимо заменить упорные полукольца
коленчатого вала. |
Толщина упорных полуколец, мм
Упорное полукольцо |
Толщина, мм | FE
DOHC | Т8 DOHC | Номинальное
| 2,0–2,05 | 2,50–2,55
| 1–е ремонтное ( 0,25) | 2,125–2,175
| 2,625–2,675 | 2–е
ремонтное ( 0,50) | 2,240–2,290 | 2,750–2,80
| 3–е ремонтное ( 0,75) | 2,365–2,415
| 2,875–2,925 | |
Предупреждение
Упорные полукольца с большей толщиной могут использоваться только в центральных
коренных подшипниках. |
34.
Смажьте моторным маслом внешнюю боковую поверхность игольчатого подшипника
первичного вала коробки передач. |
| 35.
Отрезком трубы (наружным диаметром 30–34 мм), установленным на наружное кольцо
подшипника, равномерно запрессуйте подшипник в коленчатый вал. |
36.
Смажьте подшипник смазкой. |
37. Установите
шатунный вкладыш в шатун. |
38. Для
защиты шейки коленчатого вала от повреждения оденьте на болты крепления крышек
шатунов отрезки резиновой или пластиковой трубки. |
39.
Проверьте правильность расположения замков поршневых колец на поршне. |
40. Установите поршень с поршневыми кольцами
над первым цилиндром, при этом метка F на поршне должна быть направлена к передней
части блока цилиндров. |
41. Проверните
коленчатый вал в такое положение, чтобы шатунная шейка коленчатого вала 1–го цилиндра
находилась в нижней мертвой точке. |
42.
Специальным приспособлением сожмите поршневые кольца на поршне. |
| 43.
Ручкой молотка вдавите поршень в цилиндр так, чтобы нижняя головка шатуна установилась
на шейку коленчатого вала. |
44. Установите
шатунный вкладыш в крышку шатуна. |
45.
Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigage на шейках шатунных
подшипников коленчатого вала. |
46.
В соответствии с маркировкой установите крышки шатунов и закрепите их гайками.
Моменты затяжки: FE DOHC: 69–73,0 Н•м Т8 DOHC: 47–50 Н•м |
47. Выверните гайки и снимите крышку шатуна.
|
| 48.
Измерительным шаблоном измерьте ширину деформированного пластикового стержня
Plastigage и определите величину зазора. Удалите деформированный пластиковый стержень
Plastigage с шеек коленчатого вала и вкладышей шатунных подшипников.
Номинальный зазор в шатунном подшипнике: FE DOHC: 0,027–0,067 мм Т8
DOHC: 0,02–0,05 мм Предельно допустимый зазор: 0,10 мм |
49. Если зазор превышает предельно допустимое
значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте ремонтные вкладыши
увеличенного размера. |
|
Предупреждение
Устанавливая крышку шатуна, совместите установочные метки на крышке и шатуне.
|
| 50.
Проверьте боковой зазор каждого шатуна без крышки. Номинальный боковой
зазор шатуна: 0,110–0,262 мм Предельно допустимый зазор: 0,30 мм |
51. Если боковой зазор шатуна превышает предельно
допустимое значение, замените шатун и крышку шатуна. |
| 52.
Нанесите тонкий слой моторного масла на шатунную шейку коленчатого вала и шатунный
вкладыш в крышке шатуна. |
53. Установите
крышку шатуна и закрепите гайками. Моменты затяжки: FE DOHC: 69–73,0
Н•м Т8 DOHC: 47–50 Н•м |
54.
Нанесите тонкий слой моторного масла на заднюю крышку, масляное уплотнение
и фланец масляного уплотнения. |
| 55.
Запрессуйте масляное уплотнение в заднюю крышку. |
| 56.
Установите заднюю крышку с новой прокладкой и закрепите ее болтами. Момент
затяжки: 8–12 Н•м |
| 57.
Срежьте часть прокладки, выступающую за пределы блока цилиндров, в сторону
масляного поддона. |
Предупреждение
Не поцарапайте привалочные
поверхности блока цилиндров и задней крышки. |
| 58.
Установите переходную пластину и закрепите ее болтами. Момент затяжки:
19–30 Н•м |
59. Нанесите тонкий
слой чистого моторного масла на рабочую кромку переднего масляного уплотнительного
кольца коленчатого вала и гнездо масляного насоса. |
| 60.
Запрессуйте масляное уплотнение масляного насоса в переднюю крышку. |
61.
Смажьте рабочую кромку масляного уплотнения. |
62.
Удалите грязь или другие вещества с привалочных поверхностей передней крышки и
блока цилиндров. |
| 63.
Нанесите непрерывную полоску силиконового герметика на привалочную поверхность
передней крышки. |
Предупреждение
Не допускайте попадания
герметика в масляный канал. |
64.
Установите на переднюю крышку новое уплотнительное кольцо. |
| 65.
Установите переднюю крышку на блок цилиндров и закрепите ее болтами. Момент
затяжки: А: 19–25 Н•м В: 37–52 Н•м |
66.
Удалите выдавленный наружу герметик. |
| 67.
Установите распылители масла. Момент затяжки: 12–18 Н•м |
Предупреждение
Распылители масла цилиндров
№ 1, 3 по форме отличаются от распылителей масла цилиндров № 2, 4.
|
68. Удалите грязь или другие вещества
с привалочной поверхности элемента жесткости. |
69.
Нанесите непрерывную полоску силиконового герметика (типа TORAY SH780M или LOCTITE
ULTRA BLUE 587) на элемент жесткости по внутренним краям отверстий для болтов
и с перекрытием концов полоски. |
| 70.
Установите элемент жесткости и закрепите его болтами. Момент затяжки:
7–12 Н•м |
| 71.
Установите сетчатый масляный фильтр с новой прокладкой и закрепите его болтами.
Момент затяжки: 8–12 Н•м |
72.
Нанесите непрерывную полоску силиконового герметика (типа TORAY SH780M или LOCTITE
ULTRA BLUE 587) на элемент жесткости по внутренним краям отверстий для болтов
и с перекрытием концов полоски. |
| 73.
Установите масляный поддон и закрепите его болтами. Момент затяжки:
7–12 Н•м |
Предупреждение
Несовпадение края масляного
поддона и края блока цилиндров не должно превышать 1,5 мм.
|
| 74.
Очистите резьбу болтов крепления маховика и отверстия под болты от остатков
старого герметика. Если герметик невозможно удалить с резьбы болтов, замените
их. |
75. Нанесите на резьбу многократно
используемых болтов тонкий слой герметика. |
| 76.
Установите маховик или пластину привода на коленчатый вал и закрепите болтами.
Момент затяжки: 96–103 Н•м |
77.
На автомобилях с автоматической коробкой передач установите переходную пластину,
ведущий диск и опорную пластину и динамометрическим ключом затяните болты. |
78. Установите диск сцепления и кожух сцепления
с нажимным диском. |
| 79.
Установите оправку, центрирующую диск сцепления, и в несколько этапов затяните
болты крепления кожуха сцепления с нажимным диском. Момент затяжки: 22–32
Н•м |
| 80.
Удалите грязь, смазку и другие вещества с привалочной поверхности водяного
насоса. |
| 81.
Установите водяной насос и закрепите его болтами. Момент затяжки:
19–25 Н•м |