12.7.6. Обслуживание сборки рулевого механизма
|
Для выполнения описываемых ниже процедур потребуются следующие специальные инструменты: съемник сошки и торцевой или накидной ключ на 41 мм (для снятия механизма); сменная головка типа TORX Е10 (для разборки механизма); чувствительный динамометрический ключ и переходная насадка для регулировки преднатяга (для сборки).
|
Модели ранних лет выпуска (до 1992 г.)
Регулировка
|
Не следует предпринимать попытки выполнить регулировку рулевого механизма без применения чувствительного динамометрического ключа - результатом может явиться снижение управляемости автомобиля и сокращение срока службы компонентов рулевого механизма.
|
Снятие и установка
Снятие
|
- Установите передние колеса и рулевое колесо в прямолинейное положение.
- Быстросохнущей краской пометьте положение гибкой муфты по отношению к червячному валу рулевого механизма. Выверните стяжной болт.
|
- Отдайте гайку крепления сошки рулевого механизма к секторному валу, снимите шайбу. Пометьте положение сошки рулевого механизма по отношению к секторному валу (см. сопроводительную иллюстрацию). При помощи специального съемника снимите сошку с секторного вала.
|
- Отдайте полые болты крепления к сборке рулевого механизма гидравлических линий. Установите под линии сливную емкость для сбора вытекающей жидкости.
- Отдайте гайки и болты крепления рулевого механизма к шасси. Снимите сборку рулевого механизма с автомобиля.
|
|
Установка
Установка производится в обратном порядке.
|
- Проследите за совмещения всех нанесенных в процессе демонтажа посадочных меток.
- Установите гайки и болты крепления сборки рулевого механизма. Затяните крепеж с усилием 84 ÷ 96 Нм.
- Замените медные уплотнительные шайбы в штуцерных разъемах и прочно затяните полые болты.
- Затяните гайку крепления сошки рулевого механизма с усилием 235 ÷ 265 Нм.
- Долейте в резервуар свежую жидкость и прокачайте гидравлическую систему.
|
|
Разборка
|
- Снимите сборку рулевого механизма с автомобиля.
- Приведите червячный вал в среднее (прямолинейное) положение, для чего проверните его на 2.14 оборота (два полных оборота, плюс еще 50°). Назад от упора.
- Отдайте болты крепления крышки секторного вала и молотком с мягким бойком выбейте вал из картера рулевого механизма приблизительно на 20 мм, затем извлеките его рукой.
|
После снятия секторного вала не допускайте смещения усилительного поршня или червячного вала.
|
- Осторожно поддев, снимите пыльник с торца картера рулевого механизма со стороны сошки. Выбросите пыльник.
- Снимите стопорное кольцо и извлеките большую дистанционную втулку, аккуратно поддев ее подходящим рычагом.
- Осторожно извлеките сальник из картера рулевого механизма - не оцарапайте рычагом уплотняемую поверхность картера.
- Ключом типа TORX Е10 отдайте болты крепления задней крышки.
- Осторожно снимите заднюю крышку вместе с усилительным поршнем и червячным валом с картера рулевого механизма. Постарайтесь не допустить смещения компонентов во избежание выпадания циркуляционных шариков.
|
Изготовители автомобилей настаивают, чтобы в случае превышения зазором между поршнем и задней крышкой величины 35 мм была произведена замена сборки поршня с червячным валом.
|
- Проверьте состояние роликовых подшипников, подшипников червячного вала, секторного вала и сборки червячного вала с усилительным поршнем. Замените чрезмерно изношенные и поврежденные компоненты.
|
|
Компоненты рулевого механизма
Сборка
Сборка производится в порядке, обратном порядку демонтажа.
|
Замена уплотнительных колец, дистанционных втулок, сальников, стопорных колец и шайб должна производиться в обязательном порядке каждый раз при разборке рулевого механизма. Это означает, что для выполнения сборки механизма следует приобрести специальный ремнабор, содержащий все необходимые сменные компоненты.
|
|
- Перед сборкой смажьте все компоненты гидравлической жидкостью.
- Смажьте подходящим герметиком новый сальник задней крышки и установите и посадите его в картер рулевого механизма при помощи отрезка трубы, опирающегося на внешний периметр сальника. Проследите, чтобы сальник оказался повернут главными губками к усилительному поршню.
- Установите в заднюю крышку новые уплотнительные и тефлоновое кольца. Для временной фиксации смажьте кольца техническим вазелином.
- Установите в картер рулевого механизма червячный вал, усилительный поршень и заднюю крышку. Постарайтесь не повредить тефлоновое кольцо на торце поршня. Проследите за тем, чтобы все уплотнительные кольца были установлены на свои места.
- Вверните болты крепления задней крышки и затяните их в диагональном порядке в две-три стадии с окончательным усилием 26 ÷32 Нм.
|
Усилительный поршень должен находиться в нормальном рабочем положении и не быть перекошен.
|
- Смажьте новый сальник секторного вала снаружи по периметру подходящим герметиком, затем посадите его перпендикулярно в картер рулевого механизма при помощи отрезка трубы, которая должна упираться в наружный край сальника. Умеренно смажьте гибки сальника техническим вазелином.
- Установите в картер рулевого механизма большую дистанционную втулку и закрепите ее стопорным кольцом. Проследите, чтобы стопорное кольцо оказалось повернуто скругленным краем к сальнику.
|
На некоторых моделях сторона сальника со скругленным краем помечена идентификационной меткой в виде литеры R.
|
- Установите в картер рулевого механизма новый пыльник, посадив его при помощи отрезка трубы, упирающегося в наружный края пыльника. Умеренно смажьте губки пыльника техническим вазелином.
|
- Проверьте величину осевого люфта секторного вала (см. сопроводительную иллюстрацию), в случае необходимости выполните корректировку:
|
- Зажмите секторный вал в тиски с мягкими губками.
- Установите циферблатный измеритель плунжером к торцу регулировочного винта, затем подвигайте винт вверх-вниз на всю длину его хода и считайте показания прибора. Номинальная величина осевого люфта секторного вала составляет 0.01 ÷ 1.05 мм.
- В случае необходимости извлеките регулировочный винт из вала и установите новые регулировочные шайбы требуемой толщины. Если не удается добиться номинальной величины осевого люфта, замените регулировочный винт.
- Установите на крышку секторного вала новое уплотнительное кольцо. Умеренно смажьте его техническим вазелином. При помощи острого инструмента небольшого размера снимите уплотнительное кольцо с контргайки регулировочного винта секторного вала. Пользуясь тупым инструментом установите новое уплотнительное кольцо, предварительно смазав его техническим вазелином.
- Проверните червячный вал для привода усилительного поршня в прямолинейное положение.
- Обмотайте шлицы секторного вала скотчем.
- Поверните усилительный поршень зубцами вверх, к верхней части рулевой коробки, под углом примерно 10° ÷ 15° для гарантии свободной установки секторного вала.
- Установите в картер секторный вал. Проследите, чтобы усилительный поршень оставался в центральном положении.
- Вверните болты крепления крышки секторного вала и затяните их в диагональном порядке в две-три стадии с окончательным усилием 26 ÷ 32 Нм.
|
- Зажмите сборку рулевого механизма в тиски примерно под нормальным установочным углом и проверьте усилие его проворачивания.
|
- Несколько раз поверните червячный вал от упора до упора для усадки компонентов рулевого механизма
|
Если при вращении червячного вала имеют место рывки и точки закусывания, соответствующим образом подкорректируйте положение регулировочного винта.
|
- При помощи чувствительного динамометрического ключа с подходящей насадкой измерьте усилие проворачивания червячного вала. Измерение производится из прямолинейного положения вала. Номинальное значение составляет 0.59 ÷ 1.34 Нм.
|
Если подходящей насадки под рукой не имеется, можно обмотать конец вала скотчем и воспользоваться плотно садящейся многоугольной торцевой головкой.
|
- Повторите процедуру проверки после проворачивания червячного вала на 360° из центрального положения. На этот раз номинальное значение составляет на 0.2 ÷ 0.4 Нм меньше указанного выше.
- Если усилие проворачивания червячного вала попадает в оговоренные значения, затяните контргайку с усилием 34 ÷ 40 Нм, удерживая при этом регулировочный винт неподвижно.
- При выходе усилия проворачивания вала за допустимые пределы, подкорректируйте соответствующим образом положение регулировочного винта. Если добиться попадания усилия в норму не удается, сборка рулевого механизма должна быть заменена.
- Установите сборку рулевого механизма на автомобиль.
|
|
Модели поздних лет выпуска (с 1992 г.)
Изложенный выше порядок выполнения процедур остается в силе с учетом следующих замечаний:
|
- Из сборки рулевого механизма устранены пыльник секторного вала, стопорное кольцо и дистанционная втулка. Также убраны уплотнительное кольцо контргайки регулировочного винта с шайбой.
- Между наружным сальником секторного вала и роликовым подшипником в картере установлен дополнительный гибкий сальник. Данный сальник должен сажаться оборудованной канавкой стороной к подшипнику.
- Гибкий сальник установлен также на крышку секторного вала. Оборудованная канавкой сторона должна быть обращена к подшипнику.
|