12.7.6. Обслуживание сборки рулевого механизма

Для выполнения описываемых ниже процедур потребуются следующие специальные инструменты: съемник сошки и торцевой или накидной ключ на 41 мм (для снятия механизма); сменная головка типа TORX Е10 (для разборки механизма); чувствительный динамометрический ключ и переходная насадка для регулировки преднатяга (для сборки).

Модели ранних лет выпуска (до 1992 г.)

Регулировка

Не следует предпринимать попытки выполнить регулировку рулевого механизма без применения чувствительного динамометрического ключа - результатом может явиться снижение управляемости автомобиля и сокращение срока службы компонентов рулевого механизма.

Снятие и установка

Снятие

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Установите передние колеса и рулевое колесо в прямолинейное положение.
  2. Быстросохнущей краской пометьте положение гибкой муфты по отношению к червячному валу рулевого механизма. Выверните стяжной болт.
  1. Отдайте гайку крепления сошки рулевого механизма к секторному валу, снимите шайбу. Пометьте положение сошки рулевого механизма по отношению к секторному валу (см. сопроводительную иллюстрацию). При помощи специального съемника снимите сошку с секторного вала.
  1. Отдайте полые болты крепления к сборке рулевого механизма гидравлических линий. Установите под линии сливную емкость для сбора вытекающей жидкости.
  2. Отдайте гайки и болты крепления рулевого механизма к шасси. Снимите сборку рулевого механизма с автомобиля.

Установка

Установка производится в обратном порядке.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проследите за совмещения всех нанесенных в процессе демонтажа посадочных меток.
  2. Установите гайки и болты крепления сборки рулевого механизма. Затяните крепеж с усилием 84 ÷ 96 Нм.
  3. Замените медные уплотнительные шайбы в штуцерных разъемах и прочно затяните полые болты.
  4. Затяните гайку крепления сошки рулевого механизма с усилием 235 ÷ 265 Нм.
  5. Долейте в резервуар свежую жидкость и прокачайте гидравлическую систему.

Разборка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимите сборку рулевого механизма с автомобиля.
  2. Приведите червячный вал в среднее (прямолинейное) положение, для чего проверните его на 2.14 оборота (два полных оборота, плюс еще 50°). Назад от упора.
  3. Отдайте болты крепления крышки секторного вала и молотком с мягким бойком выбейте вал из картера рулевого механизма приблизительно на 20 мм, затем извлеките его рукой.

После снятия секторного вала не допускайте смещения усилительного поршня или червячного вала.

  1. Осторожно поддев, снимите пыльник с торца картера рулевого механизма со стороны сошки. Выбросите пыльник.
  2. Снимите стопорное кольцо и извлеките большую дистанционную втулку, аккуратно поддев ее подходящим рычагом.
  3. Осторожно извлеките сальник из картера рулевого механизма - не оцарапайте рычагом уплотняемую поверхность картера.
  4. Ключом типа TORX Е10 отдайте болты крепления задней крышки.
  5. Осторожно снимите заднюю крышку вместе с усилительным поршнем и червячным валом с картера рулевого механизма. Постарайтесь не допустить смещения компонентов во избежание выпадания циркуляционных шариков.

Изготовители автомобилей настаивают, чтобы в случае превышения зазором между поршнем и задней крышкой величины 35 мм была произведена замена сборки поршня с червячным валом.

  1. Проверьте состояние роликовых подшипников, подшипников червячного вала, секторного вала и сборки червячного вала с усилительным поршнем. Замените чрезмерно изношенные и поврежденные компоненты.

Компоненты рулевого механизма

1 — пыльник
2 — червячный вал
3 — усилительный поршень
4 — уплотнительные кольца
5 — стопорное кольцо
6 — сальник
7 — дистанционная втулка
8 — картер
9 — секторный вал сошки
10 — регулировочный винт
11 — регулировочная шайба
12 — крышка
13 — шайба
14 — контргайка
15 — болты

Сборка

Сборка производится в порядке, обратном порядку демонтажа.

Замена уплотнительных колец, дистанционных втулок, сальников, стопорных колец и шайб должна производиться в обязательном порядке каждый раз при разборке рулевого механизма. Это означает, что для выполнения сборки механизма следует приобрести специальный ремнабор, содержащий все необходимые сменные компоненты.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Перед сборкой смажьте все компоненты гидравлической жидкостью.
  2. Смажьте подходящим герметиком новый сальник задней крышки и установите и посадите его в картер рулевого механизма при помощи отрезка трубы, опирающегося на внешний периметр сальника. Проследите, чтобы сальник оказался повернут главными губками к усилительному поршню.
  3. Установите в заднюю крышку новые уплотнительные и тефлоновое кольца. Для временной фиксации смажьте кольца техническим вазелином.
  4. Установите в картер рулевого механизма червячный вал, усилительный поршень и заднюю крышку. Постарайтесь не повредить тефлоновое кольцо на торце поршня. Проследите за тем, чтобы все уплотнительные кольца были установлены на свои места.
  5. Вверните болты крепления задней крышки и затяните их в диагональном порядке в две-три стадии с окончательным усилием 26 ÷32 Нм.

Усилительный поршень должен находиться в нормальном рабочем положении и не быть перекошен.

  1. Смажьте новый сальник секторного вала снаружи по периметру подходящим герметиком, затем посадите его перпендикулярно в картер рулевого механизма при помощи отрезка трубы, которая должна упираться в наружный край сальника. Умеренно смажьте гибки сальника техническим вазелином.
  2. Установите в картер рулевого механизма большую дистанционную втулку и закрепите ее стопорным кольцом. Проследите, чтобы стопорное кольцо оказалось повернуто скругленным краем к сальнику.

На некоторых моделях сторона сальника со скругленным краем помечена идентификационной меткой в виде литеры R.

  1. Установите в картер рулевого механизма новый пыльник, посадив его при помощи отрезка трубы, упирающегося в наружный края пыльника. Умеренно смажьте губки пыльника техническим вазелином.
  1. Проверьте величину осевого люфта секторного вала (см. сопроводительную иллюстрацию), в случае необходимости выполните корректировку:
    1. Зажмите секторный вал в тиски с мягкими губками.
    2. Установите циферблатный измеритель плунжером к торцу регулировочного винта, затем подвигайте винт вверх-вниз на всю длину его хода и считайте показания прибора. Номинальная величина осевого люфта секторного вала составляет 0.01 ÷ 1.05 мм.
    3. В случае необходимости извлеките регулировочный винт из вала и установите новые регулировочные шайбы требуемой толщины. Если не удается добиться номинальной величины осевого люфта, замените регулировочный винт.
  1. Установите на крышку секторного вала новое уплотнительное кольцо. Умеренно смажьте его техническим вазелином. При помощи острого инструмента небольшого размера снимите уплотнительное кольцо с контргайки регулировочного винта секторного вала. Пользуясь тупым инструментом установите новое уплотнительное кольцо, предварительно смазав его техническим вазелином.
  2. Проверните червячный вал для привода усилительного поршня в прямолинейное положение.
  3. Обмотайте шлицы секторного вала скотчем.
  4. Поверните усилительный поршень зубцами вверх, к верхней части рулевой коробки, под углом примерно 10° ÷ 15° для гарантии свободной установки секторного вала.
  5. Установите в картер секторный вал. Проследите, чтобы усилительный поршень оставался в центральном положении.
  6. Вверните болты крепления крышки секторного вала и затяните их в диагональном порядке в две-три стадии с окончательным усилием 26 ÷ 32 Нм.
  1. Зажмите сборку рулевого механизма в тиски примерно под нормальным установочным углом и проверьте усилие его проворачивания.
    1. Несколько раз поверните червячный вал от упора до упора для усадки компонентов рулевого механизма

Если при вращении червячного вала имеют место рывки и точки закусывания, соответствующим образом подкорректируйте положение регулировочного винта.

    1. При помощи чувствительного динамометрического ключа с подходящей насадкой измерьте усилие проворачивания червячного вала. Измерение производится из прямолинейного положения вала. Номинальное значение составляет 0.59 ÷ 1.34 Нм.

Если подходящей насадки под рукой не имеется, можно обмотать конец вала скотчем и воспользоваться плотно садящейся многоугольной торцевой головкой.

    1. Повторите процедуру проверки после проворачивания червячного вала на 360° из центрального положения. На этот раз номинальное значение составляет на 0.2 ÷ 0.4 Нм меньше указанного выше.
    2. Если усилие проворачивания червячного вала попадает в оговоренные значения, затяните контргайку с усилием 34 ÷ 40 Нм, удерживая при этом регулировочный винт неподвижно.
    3. При выходе усилия проворачивания вала за допустимые пределы, подкорректируйте соответствующим образом положение регулировочного винта. Если добиться попадания усилия в норму не удается, сборка рулевого механизма должна быть заменена.
  1. Установите сборку рулевого механизма на автомобиль.

Модели поздних лет выпуска (с 1992 г.)

Изложенный выше порядок выполнения процедур остается в силе с учетом следующих замечаний:

  1. Из сборки рулевого механизма устранены пыльник секторного вала, стопорное кольцо и дистанционная втулка. Также убраны уплотнительное кольцо контргайки регулировочного винта с шайбой.
  2. Между наружным сальником секторного вала и роликовым подшипником в картере установлен дополнительный гибкий сальник. Данный сальник должен сажаться оборудованной канавкой стороной к подшипнику.
  3. Гибкий сальник установлен также на крышку секторного вала. Оборудованная канавкой сторона должна быть обращена к подшипнику.


Пожалуйста включите / Please enable JavaScript!

 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2