3.2.2.11. Коренные и шатунные подшипники


Виды износа коренных и шатунных подшипников

А. Царапины из-за попадания грязи, внедренной в материал покрытия
В. Недостаточная смазка, местное вытирание покрытия подшипника
С. Неправильная установка подшипников, блестящие (отполированные) участки

D. Конусность шеек, вытирание покрытия подшипника со всей поверхности по длине подшипника
E. Образование буртика на кромке подшипника
F. Усталостный износ, образование кратеров или карманов

Проверка состояния

Несмотря на то, что коренные и шатунные подшипники при капитальном ремонте двигателя подлежат обязательной замене, бывшие в эксплуатации подшипники следует хранить по месту их установки для тщательной проверки, поскольку следы износа на этих деталях позволяют восстановить общее состояние двигателя. Вкладыши подшипников подразделяются на размерные группы по толщине, принадлежность к каждой размерной группе указана цветной маркировкой, нанесенной на вкладыш.

Причинами разрушения подшипников коленчатого вала являются недостаточная смазка, присутствие грязи и посторонних частиц, перегрузка двигателя и коррозия. Независимо от причины, вызвавшей разрушение подшипников, ее следует устранить до окончательной сборки двигателя, чтобы избежать повторных повреждений этих деталей.

При проверке состояния подшипников их надо достать из блока цилиндров, крышек коренных подшипников коленчатого вала, шатунных крышек и шатунов. Выложите вкладыши на чистой поверхности в таком же порядке, в котором они были установлены на двигателе. Это позволит установить соответствующую опору коленчатого вала, в которой подшипник подвергся усиленному износу. При проверке не допускается прикасание пальцами к рабочей поверхности вкладышей, чтобы не нанести на них дополнительных повреждений.

Грязь и посторонние частицы попадают в двигатель по разным причинам - в процессе сборки, через фильтры или систему вентиляции картера. Загрязнения могут также попасть в масло, а из него – в подшипники. Зачастую в загрязнениях присутствуют металлические частицы от механической обработки деталей двигателя, или вследствие износа при нормальной работе двигателя. Иногда в загрязнениях присутствуют остатки абразивных материалов после проведения притирочных и шлифовальных работ, особенно при недостаточной промывке и прочистке двигателя после их окончания. Независимо от причины происхождения посторонние загрязнения обычно внедряются в мягкий сплав подшипника и легко различимы. Крупные частицы не смогут внедриться в подшипник и приводят к появлению царапин и задиров на поверхностях как подшипника так и шеек коленвала. Лучшим способом предупреждения такого износа является тщательная промывка деталей и поддержание безупречной чистоты при сборке двигателя. Для предупреждения преждевременного износа также рекомендуется чаще менять масло и фильтры.

Недостаточная смазка двигателя ("масляное голодание") может быть обусловлена целым рядом взаимосвязанных причин. К ним относятся перегрев двигателя (вызывает разжижение масла), перегрузки (вызывают выдавливание масла с поверхности подшипников) и снижение давления из-за утечки (выброса) масла (из-за повышенных зазоров в подшипниках, износа масляного насоса, большой частоты вращения коленчатого вала). Причиной ускоренного износа подшипников коленчатого вала также является блокирование масляных каналов, обычно вследствие несовмещенности смазочных отверстий в подшипниках коленвала с отверстиями в блоке цилиндров и в шатунах, что вызывает недостаточную смазку и выход из подшипников из строя. Когда причиной разрушения является недостаточная смазка, происходит вытирание или выдавливание материала покрытия подшипника со стальной основы. Температура возрастает до такого уровня, что от перегрева происходит выкрашивание стальной основы подшипника, которая приобретает голубоватый оттенок.

Долговечность подшипников коленчатого вала также существенно зависит от навыков вождения. Подшипники испытывают повышенные нагрузки при движении с полностью открытой дроссельной заслонкой, или с малой скоростью на повышенной передаче (в тяжелых двигателя режимах). При повышенных нагрузках происходит выдавливание масляной пленки. Подшипники испытывают изгибные деформации, при которых образуются микротрещины (усталостный износ). Как правило происходит отрыв покрытия подшипника от стальной основы в виде мелких частиц.

Поездки на небольшие расстояния могут являться причиной коррозионного износа подшипников, так как из-за недостаточного прогрева не успевают удалиться сконденсированная влага и газы, вызывающие коррозию. Эти компоненты накапливаются в масле, вызывая образование кислот и нерастворимых осадков. По мере поступления масла к подшипникам происходит коррозия под воздействием кислот, вызывая разрушение подшипников и выход их из строя.

Неправильная установка подшипников при сборке также приводит к их преждевременному износу. Если зазор в подшипниках меньше нормы, то их смазка затруднена, что приводит к износу как и вследствие "масляного голоданию". Грязь или мелкие частицы, попавшие под вкладыш подшипника, приводят к локальному поднятию вкладыша и к усиленному износу в этой части.

При сборке не прикасайтесь пальцами к поверхностям вкладыша, в противном случае можно поцарапать поверхность или занести на вкладыш частицы грязи.

Как уже отмечалось, при капитальном ремонте двигателя вкладыши коренных и шатунных подшипников подлежат обязательной замене. Пренебрежение этим правилом и экономия на ремонте приводят к крайне нежелательным последствиям.

Пожалуйста включите / Please enable JavaScript!

 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2