2.1. Общие данные двигателя
ДВИГАТЕЛИ НА МИКРОАВТОБУСАХ VW T4
На VW T4 принято поперечное расположение двигателя в моторном отсеке. Двигатели
устанавливаются 4- и 5-цилиндровые как бензиновые, так и дизельные.
Снятие двигателей производится вниз, причем 5-цилидровый двигатель снимается
вместе с коробкой передач, а 4-цилиндровый без нее.
Работы на двигателе осложнены короткой крышкой капота, затрудняющей доступ в
моторный отсек. Поэтому, с целью облегчения доступа, радиатор вместе с решеткой
и вентилятором просто откидываются вперед.
Откидывание радиатора требуется почти всегда при работах на двигателе и описано
в подразделе 2.2.
В отлитом из серого чугуна блоке двигателя находятся цилиндры. При сильном износе
или наличии задиров на стенках цилиндров, они должны быть отхонингованы в заводских
условиях. После чего, естественно, необходимо устанавливать поршни увеличенного
диаметра. В нижней части блока цилиндров находятся опоры для вкладышей коренных
подшипников коленвала и коленвал. Соединение коленвала с поршнями обеспечивают
шатуны, сидящие на коленвале в подшипниках скольжения. В нижней части двигателя
расположен масляный поддон, в котором находится моторное масло. Сверху к блоку
двигателя крепится головка блока цилиндров, отлитая из алюминиевого сплава,
т.к. этот металл лучше проводит тепло и обладает меньшим удельным весом, чем
серый чугун.
К головке блока цилиндров крепятся выхлопной и приемный коллекторы. В верхней
части головки блока цилиндров находится распредвал, получающий движение от коленвала
через зубчатый ремень. Распредвал через гидравлические тарельчатые толкатели
приводит в движение вертикально расположенные впускные и выпускные клапаны.
Гидравлические толкатели автоматически выравнивают зазоры в клапанах, так что
регулировка зазоров в рамках обслуживания не требуется.
Смазку двигателя обеспечивает масляный насос, который у 5-цилиндрового двигателя
крепится спереди к блоку цилиндров и приводится в движение коленвалом. У 4-цилиндрового
двигателя масляный насос находится в масляном поддоне и приводится в движение
промежуточным валом.
Забранное из поддона масло по отверстиям и каналам подается к коренным подшипникам
коленчатого и распределительного валов, а также к рабочим поверхностям цилиндров.
Водяная помпа у 5-цилиндрового двигателя находится спереди в картере коленвала
и приводится в движение зубчатым ремнем. У 4-цилиндрового двигателя водяная
помпа крепится сбоку к блоку цилиндров. Привод водяной помпы обеспечивается
клиновым ремнем, который приводит в движение и генератор. Дополнительный клиновой
ремень обеспечивает привод насоса усилителя руля. Следует обратить внимание
на то, что в систему охлаждения круглый год должна заправляться смесь из воды
и незамерзающих антикоррозийных присадок.
Для приготовления воздушно-топливной горючей смеси служит, как правило, не требующая
ухода, система впрыска топлива.
Электронная система зажигания бензиновых двигателей поддерживает момент зажигания
практически постоянным. В зависимости от типа двигателя распределитель зажигания
крепится на левой стороне блока цилиндров или сзади на головке блока цилиндров.
В 4-цилиндровых двигателях он приводится в движение зубчатым венцом промежуточного
вала.
Промежуточный вал, в свою очередь, приводится в действие зубчатым ремнем от
коленвала. В 5-цилиндровом двигателе распределитель работает непосредственно
от распредвала.
У дизельного двигателя нет системы зажигания, так как в результате сильного
сжатия воздух нагревается настолько, что после впрыскивания топлива происходит
самовоспламенение смеси. Топливный насос высокого давления (ТНВД) прикреплен
сбоку к блоку и приводится в движении зубчатым ремнем.
Предупреждение
Вентилятор радиатора может самопроизвольно включится даже при остановленном двигателе и выключенном зажигании. В результате застаивания тепла в моторном отсеке это может происходить многократно. При проведении работ в моторном отсеке при горячем двигателе с этим необходимо считаться и принять во внимание возможность внезапного включения вентилятора радиатора.
Краткие технические характеристики двигателей VW T4
Буквенное обозначение двигателя
|
ААС
|
AAF
|
1Х
|
ABL
|
ААВ
|
Начало выпуска |
9.90
|
12.90
|
9.90
|
10.92
|
9.90
|
Рабочий объем, см3 |
1968
|
2459
|
1896
|
1896
|
2370
|
Мощность, кВт/л.с. при об/мин |
62/ 84
4300 |
81/ 110
4500 |
44/ 60
3700 |
50/ 68
3700 |
57/ 78
3700 |
Крутящий момент, Н·м при об/мин |
159/ 2000
|
190/ 2200
|
127/ 1700
|
140/ 2000
|
164/ 1800
|
Диаметр цилиндра, мм |
81,0
|
81,0
|
79,5
|
79,5
|
79,5
|
Ход поршня, мм |
95,5
|
95,5
|
95,5
|
95,5
|
95,5
|
Степень сжатия |
8,5
|
8,5
|
22,5
|
22,5
|
22,5
|
Топливо |
бензин 91
|
бензин 91
|
дизельное топливо
|
дизельное топливо
|
дизельное топливо
|
Система впрыска |
Digifant
|
Digifant
|
Дизель-VE
|
Дизель-VE
|
Дизель-VE
|
Порядок работы цилиндров |
1–3–4–2
|
1–2–4–5–3
|
1–3–4–2
|
1–3–4–2
|
1–2–4–5–3
|