11.2. Тормозная жидкость
Эта желтоватая – и, кстати, ядовитая и агрессивная по отношению к автолаку
– жидкость не разъедает резиновые и металлические части. Она остается даже при
минус 40°С еще достаточно текучей, и ее точка кипения расположена, несмотря
на упомянутую текучесть, на 260°С.
Но тормозная жидкость обладает еще и одним очень неприятным свойством: она легко
впитывает воду, она «гигроскопична». Вода может действительно попасть в тормозную
жидкость, например через влажность воздуха: через компенсационный бачок, а также
микроскопические негерметичные места на шлангах тормозной системы и резиновых
манжетах. Полное впитывание воды, однако, не приводит к коррозии металлических
частей системы, но зато к сильному снижению точки кипения. При всего лишь 2,5%
содержания воды точка кипения находится уже только на 150°С.
Это опасно при высокой нагрузке на тормоза, потому что в этом случае они сильно
нагреваются. Вблизи разогретых тормозов в рабочей жидкости могут образоваться
пузырьки воздуха. Поскольку воздух сжимаем – тормозная педаль провалится в пол!
В этом случае может помочь только быстрое «подкачивание» тормозной педалью.
Особенно опасно этот эффект проявляется при торможении автомобиля после сильной
нагрузки на тормоза. Из-за отсутствия обдува встречным потоком элементы тормозов
нагреваются еще сильнее; наибольшая температура достигается примерно после 15
мин стоянки. Только спустя полчаса температура тормозной жидкости снова опускается
до нормальной. Поэтому план техобслуживания профилактически предписывает замену
тормозной жидкости каждые два года.
Тормозная жидкость должна соответствовать стандарту FMVSS116DOT4. Все маркированные
таким образом жидкости без опасений могут быть смешаны одна с другой.