4.2.12. Поршни и шатуны

Снятие
Снимите головки блока цилиндров и масляный поддон.
Проверните коленчатый вал и установите поршень первого цилиндра в положение нижней мертвой точки (НМТ).
Если в верхней части цилиндра образовался буртик, то его необходимо снять разверткой или шабером, не повредив стенку цилиндра. Образование буртика указывает на усиленный износ цилиндра.
Выверните болты крепления шатунной крышки первого цилиндра. Снимите крышку и выньте нижний шатунный вкладыш. Если вкладыш будет устанавливаться снова, то приклейте его клейкой лентой к снятой крышке.
Рукояткой молотка протолкните поршень в цилиндр и достаньте его через верхнюю часть блока цилиндров. Снимите верхний вкладыш шатунного подшипника и приклейте его клейкой лентой к снятому шатуну.
Поставьте крышку на шатун и закрепите болтами, чтобы сохранить прежний порядок сборки деталей.
Повторив указанные операции, снимите шатуны с поршнями в остальных цилиндрах.
Перед проверкой поршней с шатунами снимите с поршней поршневые кольца и тщательно очистите поршни.
Для снятия поршневых колец с поршней разожмите кольцо и вставьте под него равномерно по окружности два или три старых плоских щупа и по ним сдвиньте кольцо с поршня. Будьте осторожны, не поцарапайте поршень концами кольца. Кольца очень хрупкие и могут треснуть, если их разжимать слишком сильно. Обращайтесь осторожно с острыми рабочими кромками поршневых колец, чтобы не порезаться. Держите каждый набор колец вместе с поршнями для повторной установки их на свои места.
Очистите все следы нагара с верхней части поршня.
Удалите нагар из канавок под поршневые кольца, используя старое поршневое кольцо.
После удаления нагара очистите поршень с шатуном растворителем и вытрите насухо.
Тщательно осмотрите каждый поршень на наличие трещин на юбке и вокруг отверстий под поршневой палец.
Проверьте поршни на износ юбки и отверстия в головке, а также на отсутствие прогаров в днище поршня.
Очаги точечной коррозии на поршне указывают, что в камеру сгорания попадала охлаждающая жидкость. Необходимо выяснить причину попадания жидкости в камеру сгорания и устранить ее.
Определите зазор поршня в цилиндре, равный половине разности диаметров цилиндра и поршня.
Проверьте каждый шатун на износ, наличие трещин и искривление.
Шатуны обычно не требуют замены, кроме случаев, когда заклинило двигатель.

Установка

Поршень и шатун
Рис. 3.2.48. Поршень и шатун: 1 – стопорное кольцо; 2 – поршневой палец; 3 – поршень; 4 – поршневые кольца; 5 – шатун; 6 – шатунная крышка; 7 – болт, 30 Н·м и довернуть на 90°; 8 – шатунный вкладыш


Перед установкой поршневого пальца 2 (рис. 3.2.48) поршень 3 необходимо нагреть до температуры 60 °С.
Отметьте монтажное положение поршня и номер цилиндра, в котором он установлен.
Стрелка на днище поршня указывает на шкив ремня.
Перед установкой поршня в цилиндр, поршневые кольца надо сжать стяжным ленточным хомутом.
Измерьте диаметр поршня.
Замки поршневых колец располагаются под углом 120°.
Метка «TOP» на поршневом кольце должна быть направлена к днищу поршня.
Измерьте зазор в замке поршневого кольца.
Проверьте зазор между поршневым кольцом и канавкой поршня.
На шатун и крышку шатуна нанесены идентификационные метки А, которые должны располагаться с одной стороны.
На шатуне и крышке шатуна выполнены идентификационные приливы В, определяющие монтажное положение шатуна. В цилиндрах 1–3 идентификационные приливы должны располагаться со стороны шкива, а на цилиндрах 4–6 — со стороны маховика.
При сборке болты 7 необходимо заменить новыми.
Перед вворачиванием болтов смажьте маслом резьбу и опорную поверхность головок болтов.
При сборке соблюдайте правильное монтажное положение шатунного вкладыша.

Проверка зазора в замке поршневого кольца

Использование щупа для измерения зазора в замке поршневого кольца
Рис. 3.2.49. Использование щупа для измерения зазора в замке поршневого кольца


Вставьте кольцо в соответствующий цилиндр и протолкните днищем поршня на глубину 15 мм, чтобы исключить перекос кольца при измерении, после чего достаньте поршень. Измерьте зазор щупом (рис. 3.2.49). Если зазор превышает норму, то замените кольца и повторите процедуру.
Если зазор слишком мал (что маловероятно), лучше всего подобрать новые кольца с нормативным зазором в замке. В противном случае из-за смыкания колец при работе двигателя произойдут серьезные поломки.
В крайнем случае зазор можно увеличить, аккуратно подпилив торцы замка кольца тонким надфилем. Для этого зажмите надфиль в тиски с мягкими губками, заведите кольцо так, чтобы торцы замка оказались по обеим сторонам надфиля, и, медленно перемещая кольцо, снимите излишний материал. Имейте в виду, что металл кольца очень хрупкий и может легко сломаться.

Проверка зазора между поршневыми кольцами и канавками поршней

Использование щупа для измерения зазора между поршневым кольцом и стенкой канавки поршня
Рис. 3.2.50. Использование щупа для измерения зазора между поршневым кольцом и стенкой канавки поршня


Проверьте зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки поршня. Для этого вставьте кольцо с наружной стороны в соответствующую канавку и щупом измерьте зазор между верхней поверхностью кольца и стенкой канавки (рис. 3.2.50). Если зазор превышает норму даже при установке нового кольца, замените поршень.

Измерение диаметра поршня

Использование микрометра для измерения диаметра поршня
Рис. 3.2.51. Использование микрометра для измерения диаметра поршня


Измерьте микрометром диаметр поршня в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 10 мм от нижнего края юбки поршня (рис. 3.2.51).
Измеренное значение должно отличаться от номинального значения не более чем на 0,04 мм. Если износ поршня превышает предельный допустимый, то поршень подлежит замене.

Измерение диаметра цилиндра
Диаметр цилиндра измеряют на трех уровнях в поперечном и продольном направлениях. Зазор между поршнем и цилиндром определяется как разность измеренных диаметров цилиндра и поршня.
Отклонение диаметра цилиндра от номинального значения не должно превышать 0,08 мм.
При установке новой головки с установленными распределительными валами поверхности контакта кулачков распределительного вала и толкателей клапанов необходимо смазать моторным маслом.
Пластмассовые колпачки для защиты открытых клапанов нельзя снимать до установки головки блока.
При замене головки блока необходимо заменить охлаждающую жидкость.
Перед снятием головки блока цилиндров убедитесь, что все шланги, трубопроводы и электрические разъемы отсоединены от нее.

Шатуны
Шатуны не требуют замены, за исключением случаев заклинивания двигателя или других серьезных поломок. Проверьте состояние шатунов визуально. Шатуны, вызывающие сомнения, сдайте в мастерскую по ремонту двигателей для проверки и ремонта опытным специалистом.
Замена шатуна проводится только вместе с шатунной крышкой.
Снятые шатунные вкладыши и крышки шатунов устанавливайте обязательно на прежние места.
Перед снятием проверьте наличие идентификационных меток на шатуне и крышке шатуна. Нанесите на крышки шатуна номера соответствующих цилиндров, в которых они установлены.
Радиальный зазор шатуна проверяется так же, как и радиальный зазор в коренных подшипниках коленчатого вала, с помощью пластикового стержня Plastigage.

 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2