2.9. Головка блока цилиндров
Головка блока цилиндров двигателя DOHC (A5D)
1 – болт, 37–52 Н•м;
2 – шпилька, 29–35 Н•м;
3 – болт, 4,9–8,8 Н•м;
4 – крышка головки блока цилиндров;
5 – элементы крышки головки блока цилиндров;
6 – прокладка крышки головки блока цилиндров;
7 – болт, 11,2–14,2 Н•м;
|
8 – крышка распределительных валов;
9 – болт, 37–52 Н•м;
10 – распределительные валы;
11 – шпилька, 7,8–12 Н•м;
12 – головка блока цилиндров;
13 – шпилька, 7,8–12 Н•м;
14 – прокладка головки блока цилиндров |
Головка блока цилиндров двигателя SOHC (A3E)
1 – болт, 7,8–11 Н•м;
2 – болт, 19–25 Н•м;
3 – крышка термостата;
4 – термостат;
5 – болт, 19–25 Н•м;
6 – болт, 22–28 Н•м;
7 – гидравлический компенсатор зазоров клапанов;
8 – болт, 22–28 Н•м;
9 – крышка головки блока цилиндров;
10 – болт, 4,9–8,8 Н•м;
11 – вал рычагов;
12 – рычаги;
13 – рычаги;
14 – вал рычагов; |
15 – распределительный вал;
16 – сухари;
17 – тарелка пружины клапана;
18 – пружина клапана;
19 – прокладка;
20 – маслоотражательный колпачок;
21 – направляющая втулка клапана;
22 – шкив зубчатого ремня распределительного вала;
23 – болт, 49–61 Н•м;
24 – головка блока цилиндров;
25 – прокладка головки блока цилиндров;
26 – клапан |
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Слейте охлаждающую жидкость
из системы охлаждения и отсоедините верхний шланг радиатора. |
2. Снимите широкий шланг, расположенный
между воздушным фильтром и главной крышкой. |
3. Снимите патрубок воздухозаборника. |
4. Снимите вакуумный шланг, шланг
подачи топлива и шланг охлаждающей жидкости. |
5. Снимите высоковольтные провода
со свечей зажигания. Снятие высоковольтных проводов проводите за свечные
наконечники, а не за сами провода. |
6. Снимите катушку зажигания. |
7. Снимите масляный насос усилителя
рулевого управления и кронштейн. |
8. Снимите впускной коллектор. |
9. Снимите термозащитный экран и
выпускной коллектор в сборе. |
10. Снимите шкив водяного насоса и шкив коленчатого вала.
|
11. Снимите кожух зубчатого ремня.
|
12. Снимите шкив натяжного механизма
зубчатого ремня. |
13. Снимите зубчатый ремень. |
14. Снимите крышку головки блока
цилиндров и крышку распределительных валов. |
|
15. В определенной последовательности,
за 2–3 этапа выверните болты крепления головки блока цилиндров. Снимите
головку блока цилиндров и прокладку головки блока цилиндров. |
16. Очистите сопрягаемые поверхности
головки блока цилиндров и блока цилиндров от остатков прокладки. |
Предупреждение
Исключите попадание
остатков прокладки в каналы для смазки и цилиндры двигателя.
|
|
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
Проверьте прокладку головки блока цилиндров
на отсутствие утечек, пятен от охлаждающей жидкости или прожогов прокладки
между цилиндрами. |
|
Проверка головки блока цилиндров
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Осмотрите головку блока цилиндров
на отсутствие повреждений, трещин, утечек масла и охлаждающей жидкости.
При необходимости замените головку блока цилиндров. |
|
2. Металлической линейкой и щупом
в шести направлениях проверьте плоскостность головки блока цилиндров.
При необходимости перешлифуйте головку блока цилиндров.
Максимальное отклонение от плоскостности:
Двигатель A5D: 0,03 мм
Двигатель A3E: 0,05 мм
|
Предупреждение
Перед установкой
головки блока цилиндров проверьте следующие элементы и при необходимости
выполните ремонт или замените головку:
– состояние и глубину установки
седел клапанов;
– повреждение сопрягаемых поверхностей
впускного и выпускного коллекторов;
– зазоры в подшипниках и осевой
люфт распределительных валов.
|
|
3. Металлической линейкой и щупом в двух направлениях измерьте
плоскостность сопрягаемых поверхностей коллекторов.
Максимальное отклонение от плоскостности:
Двигатель A5D: 0,03 мм
Двигатель A3E: 0,05 мм
|
|
4. Измерьте высоту головки блока цилиндров
от основания головки блока цилиндров до поверхности установки прокладки
крышки головки блока цилиндров.
Высота:
Двигатель A5D: 127,8–128,0 мм
Двигатель A3E: 107,4–107,6 мм
|
5. Если высота головки блока цилиндров
отличается от номинальных значений, замените головку блока цилиндров. |
Предупреждение
Если необходимо
произвести механическую обработку головки блока цилиндров, предварительно
снимите впускной и выпускной коллекторы и проверьте плоскостность
сопрягаемых поверхностей коллекторов.
|
6. Металлической линейкой и щупом в двух направлениях измерьте
плоскостность сопрягаемых поверхностей коллекторов.
Отклонение от плоскостности: не более 0,05 мм
|
7. Если неплоскостность превышает
допустимые пределы, замените головку блока цилиндров. |
|
Установка головки блока цилиндров двигателя A5D
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Очистите сопрягаемые поверхности
головки блока цилиндров от остатков прокладки. |
2. Установите новую прокладку на
блок цилиндров двигателя. При установке прокладки используйте герметик.
Не используйте повторно прокладку головки блока цилиндров. Установите
головку блока цилиндров.
|
|
3. В определенной последовательности
затяните болты крепления головки блока цилиндров в несколько этапов:
а. затяните болты моментом затяжки 49 Н•м;
b. в последовательности, обратной затягиванию, ослабьте болты
крепления головки блока цилиндров;
c. повторно затяните болты моментом затяжки 25 Н•м;
d. доверните болты на 90°. |
Предупреждение
Не проворачивайте
коленчатый вал двигателя при снятом зубчатом ремне.
Перед установкой
убедитесь, что поршни расположены между ВМТ и НМТ. Это исключит
соударение поршней и клапанов, которое может привести к деформации
клапанов и повреждению двигателя.
Два болта (7
и 8) короче других болтов. Не устанавливайте эти болты в другие
позиции.
Для крепления
головки блока цилиндров необходимо использовать новые болты.
|
4. Установите шкив механизма натяжения
зубчатого ремня. |
5. Установите зубчатый ремень на
шкив распределительного вала, при этом убедитесь, что все установочные
сетки совмещены с указателями. |
6. Проверьте совмещение установочных
меток всех шкивов зубчатого ремня. |
7. Установите крышку головки блока
цилиндров и закрепите ее болтами, затянув их требуемым моментом.
Момент затяжки: 4,9–8,8 Н•м
|
8. Установите кожух зубчатого ремня. |
9. Установите новую прокладку впускного
коллектора и впускной коллектор. Закрепите впускной коллектор болтами,
затянув их требуемым моментом. |
10. Установите новую прокладку выпускного
коллектора и выпускной коллектор. Закрепите выпускной коллектор гайками,
затянув их требуемым моментом. |
11. Установите уравнительный резервуар и затяните боты и
гайки требуемым моментом.
Момент затяжки:
Болты и гайки крепления впускного и выпускного коллекторов: 15–20
Н•м
Уравнительный резервуар к гайкам и болтам впускного коллектора:
15–20 Н•м
|
12. Установите масляный насос усилителя
рулевого управления и кронштейн. |
13. Установите катушку зажигания. |
14. Установите патрубок воздухозаборника. |
15. Подсоедините вакуумный шланг,
шланг подачи топлива и шланг системы охлаждения. |
16. Установите широкий шланг между
воздушным фильтром и главной крышкой. |
|
Установка головки блока цилиндров двигателя A3E
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Очистите сопрягаемые поверхности
головки блока цилиндров от остатков прокладки. |
2. Установите новую прокладку
на блок цилиндров двигателя. При установке прокладки используйте герметик.
Не используйте повторно прокладку головки блока цилиндров. |
3. Установите головку блока цилиндров. |
|
4. В определенной последовательности
затяните болты крепления головки блока цилиндров в несколько этапов:
а. затяните болты моментом затяжки 49 Н•м;
b. в последовательности, обратной затягиванию, ослабьте болты
крепления головки блока цилиндров;
c. повторно затяните болты моментом затяжки 25 Н•м;
d. доверните болты на 90°. |
|