9. Оси и приводные валы
Приводные валы
1 – динамический демпфер; |
9 – ШРУС типа Birfield; 10 – гайка; 11 – ступица колеса; 12 – подшипники; 13 – ШРУС типа Трипоид; 14 – полуосевая шестерня дифференциала; 15 – ШРУС типа Трипоид. |
Приводной вал
Приводные валы передают крутящий момент от двигателя, коробки передач и дифференциала
на передние колеса. В картере коробки передач приводные валы крепятся шлицевыми
соединениями с полуосевыми шестернями дифференциала. Фиксация шлицевого наконечника
внутреннего шарнира приводного вала в полуосевой шестерне производится пружинным
стопорным кольцом.
При установке стопорное кольцо сжимается, входя в канавку вала. После того как
вал полностью установлен в полуосевую шестерню дифференциала стопорное кольцо
разжимается и фиксирует шлицевой наконечник от осевого перемещения. Наружные
шарниры проводных валов крепятся к ступицам передних колес, установленных на
подшипниках. Крепление вала к ступице осуществляется гайкой с буртиком.
Для исключения отворачивания гайки буртик гайки загибается в выемку приводного
вала. Люфт между ступицей и приводным валом устраняется расположением шлицов.
Шлицы в ступице расположены прямо, а шлицы на валу выполнены под небольшим углом.
Различное исполнение шлицов обеспечивает соединение с предварительным натягом,
то есть неподвижной посадкой исключающей все регулировки.
Шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы) установлены с двух сторон приводного
вала. Все наружные ШРУСы типа Birfield, а внутренние – трипоидного типа. ШРУСы
трипоидного типа используются для предотвращения передачи вибраций двигателя
через приводные валы на кузов автомобиля. ШРУСы необходимы для передачи крутящего
момента и компенсации движения передней подвески. Также, ШРУСы позволяют изменять
длину приводного вала и передавать крутящий момент под постоянно меняющимися
углами. Для обеспечения гибкости в ШРУСах типа Birfield используют шарики, расположенные
в корпусе шарнира. В шарнирах типа Tripoid (трипоидного типа) используется три
ролика, установленных на основании с тремя осями.
Трипоидные ШРУСы могут сниматься и обслуживаться. ШРУСы типа Birfield (шариковые)
не снимаются и не обслуживаются, на них возможна замена только защитного чехла.