3.29. Проверка состояния батареи, уход за ней и зарядка
* Данная процедура в рекомендованный производителем График ТО также не входит, настоящий раздел добавлен в Главу Текущий уход и обслуживание по инициативе составителей ввиду особой важности поддержания аккумуляторной батареи в исправном состоянии при эксплуатации автомобиля в районах с холодным климатом.
Общая информация
Выполнение проверок состояния и обслуживания батареи требует соблюдения некоторых особых мер предосторожности. Помните, что выделяемый электролитом водород является в высшей мере взрывоопасным газом. Не курите, и не приближайтесь к месту проведения работ с открытым огнем или зажженной сигаретой! Не забывайте, что собственно электролит представляет собой разбавленную серную кислоту, которая при попадании в глаза или на открытые участки тела способна вызвать сильные химические ожоги. Электролит также легко может повредить ткань одежды и лакокрасочное покрытие кузовных панелей! |
При зарядке аккумуляторной батареи следуйте инструкциям изготовителей зарядного устройства. Если зарядка производится без снятия с автомобиля, не забудьте отсоединить от батареи провода с целью устранения риска повреждения диодов генератора и различных электронных модулей. |
Установленная правом заднем углу двигательного отсека 12-вольтная батарея состоит из шести банок, в которые помещены положительные и отрицательные пластины (ламели), погруженные в раствор серной кислоты. Главной задачей батареи является вырабатывание тока, необходимого для осуществления запуска двигателя, обеспечения зажигания/активации свечей накаливания, а также функционирования осветительных приборов и прочих бортовых и вспомогательных потребителей электроэнергии.
Стопроцентная отдача батареи имеет место при температуре окружающей среды 27°С, при -18°С эффективность отдачи падает до 40% и для осуществления запуска двигателя требуется в два с небольшим раза больше энергии. Двумя основными показателями, позволяющими оценить рабочие характеристики батареи являются пусковой ток и резервная мощность.
Пусковой ток (стартовая мощность) показывает способность аккумулятора запустить двигатель в условиях очень холодной погоды. Данный параметр декларирует величину тока (в Амперах), который батарея способна отдавать в течение 30 секунд при температуре -18°С без падения напряжения ниже 7.2 В (минимальный уровень, требуемый для надежного старта). Чем выше данный показатель, тем больше стартовая мощность аккумулятора.
Резервная мощность показывает время в минутах, в течение которого батарея способна вырабатывать ток силой 25 Ампер при 27°С, т.е. период гарантированного функционирования всех вспомогательных бортовых потребителей электроэнергии в условиях плохой освещенности/в дождь/в холодную погоду, а также при неисправном генераторе.
В зимних условиях, при температурах ниже -18°С эффективность подзарядки батареи снижается ввиду возрастания внутреннего сопротивления. В условиях напряженного городского цикла в холодную погоду потери энергии, затрачиваемой батареей на запуск двигателя, не успевают восполниться за время движения по относительно коротким маршрутам, ввиду чего батарея начинает работает на износ, постепенно разряжаясь и, в конце концов, выходит из строя необратимо.
В летние месяцы при длительных поездках запуск сильно разогретого двигателя также может потребовать значительных (не меньших чем в морозную погоду) расходов электроэнергии, - сказанное в особой мере относится к моделям, оборудованным высококомпрессионными двигателями с большим рабочим объемом цилиндров, а также к моделям, оснащенным системой кондиционирования воздуха.
Уход и обслуживание
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|