11.4.4.4. Шатунно-поршневая группа
1 – стрелка для ориентирования поршня в цилиндре;
2 – ремонтный размер; 3 – класс поршня; 4 – класс отверстия для поршневого пальца; 5 – класс шатуна по отверстию для поршневого пальца; 6 – номер цилиндра |
Места, на которых допускается удалять металл при подгонке массы верхней и нижней головок шатуна
Поршни
Диаметр поршней различных классов, замеренный в плоскости, перпендикулярной
оси пальца на расстоянии 55 мм от днища поршня, мм:
класс А
|
81,965 – 81,975
|
класс В
|
81,975 – 81,985
|
класс С
|
81,985 – 81,995
|
класс D
|
81,995 – 82,005
|
класс Е
|
82,005 – 82,015
|
По диаметру отверстия под поршневой палец поршни сортируются на три класса
через 0,004 мм, как и на других двигателях ВАЗ. Классы диаметров поршня и отверстия
под поршневой палец клеймятся на днище поршня (см. рис. Маркировка
поршня и шатуна).
При изготовлении строго выдерживается масса поршней. Поэтому при сборке двигателя
подбирать поршни одной группы по массе не требуется.
На днищах ремонтных поршней ставится маркировка в виде треугольника или квадрата.
Треугольник соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 мм, а квадрат
– на 0,8 мм.
Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при
его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного
вала.
Поршневой палец
Поршневой палец плавающего типа, т.е. свободно вращается в бобышках поршня и
втулке шатуна. Палец фиксируется в поршне двумя стальными стопорными кольцами.
Шатун
В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка. По диаметру отверстия
этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм (так же, как
и поршни). Номер 5 класса клеймится на верхней головке шатуна.
По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы, маркируемые
краской на стержне шатуна. На двигатель должны устанавливаться шатуны одного
класса по массе. Подгонять массу шатунов можно удалением металла с бобышек на
головках до минимальных размеров 16,5 и 35,5 мм (см. рис. Места,
на которых допускается удалять металл при подгонке массы верхней и нижней головок
шатуна).
Шатунные болты запрессованы в шатун. При разборке двигателя выпрессовать болты
из шатунов не допускается.
Классы шатунов по массе верхней и нижней головок
Масса головок шатуна, г
|
Класс
|
Цвет маркировки
| |
верхней
|
нижней
| ||
186 ± 2
|
519 ± 3
|
A
|
белый
|
525 ± 3
|
B
|
голубой
| |
531 ± 3
|
C
|
красный
| |
190 ± 2
|
519 ± 3
|
D
|
черный
|
525 ± 3
|
E
|
фиолетовый
| |
531 ± 3
|
F
|
зеленый
| |
194 ± 2
|
519 ± 3
|
G
|
желтый
|
525 ± 3
|
H
|
коричневый
| |
531 ± 3
|
I
|
оранжевый
|