3.2.2.8.2. Монтаж и проверка зазоров в коренных подшипниках

Подбор вкладышей новых коренных подшипников


Предупреждение

Описание касается только коренных подшипников стандартного размера. Ремонтные вкладыши на размерные группы не подразделяются.


Коды размерной группы коренных и шатунных подшипников

1. Коренные подшипники

2. Шатунные подшипники

Новые коренные подшипники подбираются в соответствии с кодами идентификации, нанесенными на коленвал и на блок цилиндров.

На коленвале коды нанесены на щеке шейки 1-го цилиндра (со стороны крышки цепи). Код из пяти цифр относится к диаметрам коренных подшипников, первая цифра означает код для 1-й коренной шейки коленвала, а пятая – код для 5-й шейки.


Предупреждение

В некоторых двигателях на щеке коленвала также нанесены коды из четырех цифр, которые указывают на размерную группу шатунных подшипников (см. подраздел 3.2.2.10.2).


Коды размерных групп расточек под коренные вкладыши

На двигателях коды размерных групп расточек под коренные вкладыши выбиты в основании блока цилиндров (указаны стрелкой).

На блоке цилиндров размерные коды выбиты в основании со стороны маховика. На двигателях имеется только код из пяти цифр, первая цифра в этом коде относится к 1-й коренной шейке коленвала, а пятая – к 5-й шейке.

Чтобы подобрать вкладыши коренных подшипников надо узнать размерную группу для расточки под вкладыш, выбитый на блоке цилиндров, и код размерной группы соответствующей коренной шейки, который нанесен на коленвале, а затем по прилагаемой таблице определить нужный вкладыш, ориентируясь по цветовой маркировке, которая в виде точки наносится на его боковую поверхность.

Код на коленвале
Код на блоке цилиндров
Маркировка коренного вкладыша
0
0
черная
0
1
коричневая
0
2
зеленая
0
3
желтая
1
0
коричневая
1
1
зеленая
1
2
желтая
1
3
синяя
2
0
зеленая
2
1
желтая
2
2
синяя
2
3
розовая
3
0
желтая
3
1
синяя
3
2
розовая
3
3
белая (или отсутствует)

Проверка зазоров в коренных подшипниках

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Очистите наружную поверхность новых коренных вкладышей, поверхности расточек под вкладыши в блоке цилиндров и в крышках коренных подшипников.
2. Надавив на вкладыш, уложите его на свое место. Убедитесь, что выступ (указан стрелкой) на вкладыше подшипника зашел в выборку в расточке блока цилиндров или в каркасе крышек коренных вкладышей. Запрещается прикасаться к рабочей поверхности вкладышей пальцами.
3. Имейте в виду, что на всех верхних вкладышах коренных подшипников предусмотрены смазочная канавка и отверстие для подвода масла. Нижние вкладыши сплошные.
4. Установите в крышки нижние вкладыши (канавка и отверстие на этих вкладышах отсутствуют), также совместив выступ с углублением.
5. Если зазор будет проверяться на вкладышах, бывших в эксплуатации, то проследите, чтобы вкладыши были установлены на прежние места. Зазор можно проверить двумя способами.
6. При определении зазора первым способом надо установить крышки (или каркас крышек) коренных подшипников вместе с вкладышами на блок цилиндров (для измерений этим способом понадобятся специальные измерительные приборы – нутромер со стрелочным индикатором, или телескопический микрометр, и обычный микрометр). Затяните болты крышек (каркаса) с заданным моментом и измерьте внутренний диаметр каждой собранной пары вкладышей. Зазор в коренных подшипниках определяется как разность внутреннего диаметра собранных коренных подшипников и измеренного диаметра коренных шеек коленвала.
7. Второй способ (более точный) состоит в применении пластмассовой калибровочной проволоки Plastigage круглого сечения (изобретена и выпускается в США). Проволока сплющивается между подшипником и шейкой коленвала. После снятия крышки подшипника проволока остается в сплющенном виде. Сопоставив ширину раздавленной проволоки со шкалой, прилагаемой к комплекту, можно определить зазор в подшипнике. Калибровочную проволоку можно приобрести в службе автосервиса дилера. Если проволоки у дилера не окажется, то ее можно приобрести, наведя справки у агентов, специализирующихся на поставке запчастей для двигателей, и получив сведения о наличии этого изделия в вашем регионе. Проверка зазора с помощью калибра выполняется следующим образом.
8. Установив на место коренные вкладыши, осторожно поставьте коленвал. Никакой смазки на шейках коленвала не допускается. Коренные шейки должны быть сухими и чистыми.
9. Приготовьте несколько отрезков калибровочной пластмассовой проволоки Plastigage, длина которых немного меньше ширины коренных подшипников, и положите по одному отрезку на каждую коренную шейку коленвала параллельно его оси.
10. Установите по месту крышки с нижними вкладышами. При установке крышек ориентируйтесь по имеющимся на них меткам, чтобы установить крышки в прежнее положение.
11. Установите литой каркас крышек коренных подшипников, заверните болты и затяните их. Во время затяжки положение отрезка проволоки измениться не должно, поворот коленвала не допускается.
12. На всех двигателях отверните болты крепления крышек. Отворачивайте болты в обратной последовательности на один оборот за прием. Выверните и достаньте болты из достаньте их из блока цилиндров.
13. Снимите крышки коренных подшипников (или каркас крышек), снова следя за тем, чтобы не поменялось положение сплющенных калибровочных проволок и не провернулся коленвал.
14. Сравните ширину раздавленных проволок со шкалой на упаковке и определите зазор в коренном подшипнике. Сравните с нормативным зазором.
15. Измерение зазора путем сравнения ширины раздавленной калибровочной проволоки со шкалой на упаковке
16. Если зазор отличается от нормативного, то причиной может быть неправильный подбор вкладышей (или их повышенный износ, если проверялись вкладыши бывшие в эксплуатации). Перед тем как прийти к выводу о необходимости замены вкладышей убедитесь в том, что между крышками или блоком цилиндров и вкладышем при измерении отсутствовали грязь или масло. Если ширина сплющенной проволоки с одного края больше, то это указывает на конусность шейки.
17. Если зазор отличается от нормы при измерениях со старыми вкладышами, то повторите измерения с новыми вкладышами. Если же и с новыми вкладышами зазор превышает норму, то следует обратиться за консультацией в службу автосервиса дилера, или к специалисту по данному двигателю, чтобы получить совет как действовать дальше. Возможно также, что придется перешлифовать шейки коленвала и заменить вкладыши ремонтными.
18. При необходимости приобретите вкладыши соответствующей размерной группы и повторите процедуру измерения зазора в коренных подшипниках.
19. По окончании соскоблите ногтем или деревянной щепкой остатки калибровочной проволоки с коренных шеек коленвала, не повредив при этом поверхность.

Окончательная установка коленвала

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Осторожно достаньте коленчатый вал из блока цилиндров.
2. Установите вкладыши коренных подшипников на места, руководствуясь пп. 5 и 6. Если устанавливаются новые вкладыши, то тщательно промойте их в керосине, удалив остатки консерванта. Тканью не оставляющей ворса протрите насухо вкладыши и шатуны. Обильно смажьте свежим маслом для двигателя поверхности вкладышей, установленных в блок цилиндров.
3. Смажьте тонким слоем консистентной смазки упорные полукольца и прикрепите их по обеим сторонам 3-го коренного подшипника. Обратите внимание на то, чтобы смазочные канавки на обоих полукольцах были обращены в сторону от блока цилиндров.
4. Установите коленвал в блок цилиндров и проверьте осевой люфт (см. подраздел 3.2.2.8.1).
5. Тщательно очистите от смазки разъемные плоскости крышек коренных подшипников и блока цилиндров.
6. Смажьте свежим маслом для двигателя поверхности нижних вкладышей. Убедитесь, что установочные выступы на вкладышах заходят в углубления в крышках.
7. Установите вкладыши коренных подшипников на прежние места, ориентируясь по меткам.
8. Установите литой каркас крышек коренных подшипников, заверните болты и затяните их пока только от руки.
9. Затяните болты крышек в последовательности указанной на рисунке с заданным моментом 1-го этапа.
10. Динамометрическим ключом с торцовой головкой затяните болты крышек с заданным моментом 1-го этапа.
11. Доверните болты на угол, соответствующий 2-му этапу затяжки, соблюдая указанную последовательность. Если отсутствует ключ с угловой шкалой, то затяните болты динамометрическим ключом с моментом, указанным для 2-го этапа затяжки.
12. Проверьте свободу вращения коленвала, после чего установите остальные детали (см. пп. 13–16).
13. Проверьте чистоту разъемных поверхностей держателя заднего сальника и блока цилиндров. Нанесите метку, указывающую глубину посадки сальника в держателе, затем достаньте сальник из держателя, поддев его большой отверткой с плоским лезвием.
14. Установите в держатель новый сальник, убедившись, что губки рабочих кромок обращены в сторону двигателя. Запрессуйте сальник легкими ударами молотка, на глубину, которая соответствует метке, нанесенной перед снятием отработанного сальника.
15. Проверьте в наличии направляющих штифтов, затем нанесите на разъемную поверхность держателя сальника полоску герметика. Оденьте держатель сальника на коленвал и установите на блок цилиндров. Затяните болты крепления с заданным моментом.
16. Установите маховик, цепи привода распредвалов и масляный поддон.
Пожалуйста включите / Please enable JavaScript!

 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2