3.1. Бензиновые двигатели
Этот раздел описывает ремонтные операции, которые могут быть выполнены на двигателе, установленном в автомобиле. Если производится ремонт уже снятого двигателя, операции демонтирования могут игнорироваться.
ОПИСАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ XU
  
  Двигатель с четырьмя цилиндрами, установленный поперечно в передней части автомобиля. 
  Сцепление и коробка передач расположены с левой стороны двигателя. 
  
  Коленвал опирается на пять главных подшипников. Упорные полукольца установлены 
  на втором коренном подшипнике. 
  
  В нижних головках шатуна установлены вкладыши. Поршни крепятся к шатунам поршневыми 
  пальцами. На двигателе 2.0 литра поршневые пальцы установлены на скользящей 
  посадке в шатунах и закреплены стопорными кольцами. На всех других моделях – 
  неподвижная посадка в шатуне. Поршни состоят из алюминиевого сплава и имеют 
  три поршневых кольца, два уплотнительных и одно маслосъемное. 
  
  На алюминиевых блоках цилиндров двигателя блок цилиндров имеет тип “влажный 
  вкладыш”. Сменные гильзы цилиндров устанавливаются сверху блока цилиндров, а 
  уплотнение производится в основании гильзы уплотнительным кольцом круглого сечения.
  
  На двигателях с чугунным блоком цилиндров двигатель имеет обычный тип “сухой 
  вкладыш”. Цилиндры выполнены непосредственно в материале блока цилиндров и могут 
  только растачиваться при ремонте двигателя. 
  
  На всех моделях распредвал приводит в действие зубчатый ремень привода и управляет 
  восемью клапанами (модели 1.6 литров) или шестнадцатью клапанами (модели 1.8 
  и 2.0 литра) через толкатели, расположенные под кулачками распределительного 
  вала. На моделях 1.6 литров клапанные зазоры регулируются прокладками, которые 
  установлены между толкателями и верхним торцом стержня клапана; на всех других 
  моделях клапанные зазоры саморегулирующиеся за счет гидравлических толкателей. 
  Распредвал расположен в крышках подшипников, которые крепятся болтами к верхней 
  части головки блока цилиндров. Закрытие клапанов производится пружинами, которые 
  прижимают тарелку клапана к седлу. Седла и направляющие клапана могут заменяться. 
  
  
  Насос системы охлаждения приводит в действие зубчатый ремень привода и расположен 
  с правой стороны блока цилиндров.
  
  Смазка двигателя производится под давлением, создаваемым масляным насосом, который 
  приводится (через цепь и звездочку) от правого конца коленвала. Масло засасывается 
  через сетчатый фильтр, расположенный в маслоприемнике, и затем поступает через 
  внешне установленный фильтр в каналы блока цилиндров. Оттуда масло поступает 
  к коленвалу (коренные подшипники) и распредвалу. Подшипники нижней головки шатуна 
  снабжаются маслом через внутренние сверления в коленвале; к подшипникам распредвала 
  масло также подается под давлением. Кулачки распредвала и клапаны смазываются 
  распыленным маслом, также как и все другие подвижные детали двигателя. 
  
  Масляный радиатор устанавливается на некоторых моделях, чтобы поддерживать температуру 
  масла постоянной под большими эксплуатационными нагрузками. Масляный радиатор 
  установливается позади масляного фильтра и охлаждается охлаждающей жидкостью 
  от системы охлаждения двигателя.
  
  Двигатели идентифицируются не только их рабочим объемом, но также и кодом двигателя. 
  Код двигателя состоит из трех букв (например: BFZ). Код выбит на пластине, прикрепленной 
  к передней левой стороне блока цилиндров, или выбит непосредственно на передней 
  стороне блока цилиндров, слева от масляного фильтра. 
  
  Ремонтные операции, которые можно выполнять на двигателе установленном в автомобиле:
  
   – проверка давление сжатия; 
   – снятие и установка крышки головки блока цилиндров; 
   – снятие и установка шкива коленчатого вала; 
   – снятие и установка кожуха зубчатого ремня привода; 
   – снятие и установка и регулировка натяжения зубчатого ремня; 
   – снятие и установка механизм натяжения зубчатого ремня; 
   – замена элементов системы смазки распредвала; 
   – замена распредвала и толкателей;
   – проверка и регулирование клапанных зазоров; 
   – снятие и установка головки блока цилиндров; 
   – очистка головки блока цилиндров и поршней; 
   – снятие и установка масляного поддона; 
   – снятие, проверка и установка масляного насоса; 
   – замена масляных уплотнений коленвала; 
   – снятие и установка коробки передач; 
   – снятие, осмотр и установка маховика; 
   – снятие и установка масляного радиатора.