14.7. Система дополнительной безопасности (SRS) - устройство и принцип функционирования
Схема расположение компонентов SRSОбщая информация
В стандартную комплектацию всех рассматриваемых в настоящем Руководстве моделей входит система дополнительной безопасности (SRS), основными элементами которой являются подушки безопасности и аварийные натяжители ремней безопасности. Система обеспечивает дополнительную защиту водителя и переднего пассажира автомобиля при сильных лобовых и (при соответствующей комплектации) боковых ударах. В определенных точках всех оборудованных системой SRS автомобилей крепятся специальные информационные таблички, предупреждающие владельца и механиков СТО о необходимости соблюдать соответствующие меры предосторожности в ходе эксплуатации и обслуживании транспортного средства.
|
|
Схема расположения компонентов SRS на автомобиле представлена на иллюстрации.
Подушки безопасности
Модули фронтальных подушек безопасности расположены внутри ступичной части сборки рулевого колеса (водительская подушка) и справа под панелью приборов автомобиля (пассажирская подушка). Боковые подушки безопасности (при соответствующей комплектации автомобиля) вмонтированы в наружные боковые стенки спинок передних сидений.
Принцип функционирования подушек безопасности
|
При лобовом столкновении, достаточность интенсивности которого процессор (CPU) передние датчики на правленных перегрузок, а также встроенные в модуль управления контрольный и электрический датчики обеспечивают замыкание цепи активации фронтальных подушек безопасности водителя и переднего пассажира.
Необходимым условием для срабатывания модулей подушек безопасности является одновременное замыкание цепей обоих встроенных в модуль управления SRS датчиков. |
Контрольные датчики боковых подушек безопасности встроены в соответствующие датчики направленных перегрузок и срабатывают при регистрации превышающих определенное значение направленных боковых перегрузок, - одновременность срабатывания датчика перегрузки и контрольного датчика, опять-таки, является обязательным условием активации подушки.
|
Модуль управления SRS
Датчики SRS
Передние датчики направленных перегрузок
Боковые датчики направленных перегрузок
Принцип срабатывания боковых датчиков направленных перегрузок аналогичен описанному выше для передних датчиков.
Контрольные и электрические датчики
Контрольные и электрический датчики встроены в модуль управления SRS, а также в сборки обоих боковых датчиков направленных перегрузок.
Контрольный датчик, как и датчики направленных перегрузок, имеет маятниковую конструкцию и выступает в роли страховочного элемента при замыкании соответствующей цепи SRS.
Модули подушек безопасности
Конструкция модулей фронтальных подушек безопасности
1 — Подушка безопасности
|
|
Контактный барабан
Соединительная электропроводка
Соединительные провода SRS легко могут быть отличены от прочей бортовой электропроводки по ярко-желтому цвету изоляции.
Контактные разъемы SRS окрашены в желтый, либо синий цвета (см. Раздел Диагностика неисправностей SRS). |
Аварийные натяжители ремней безопасности
оцедуры снятия/установки аварийных натяжителей, а также порядок их утилизации описаны в Разделе Ремни безопасности - общая информация, проверка состояния, снятие и установка, порядок утилизации несработавших аварийных натяжителей. |
Конструкция аварийного натяжителя ремня безопасности
1 — Ремень безопасности
|
4 — Вал
|
При поступлении соответствующей команды с модуля управления SRS газогенераторы
натяжителей активируются и слабина ремней безопасности мгновенно выбирается
возвратными устройствами. При превышении нагрузкой на ремень некоторого предельного
допустимого значения встроенная в сборку натяжителя торсионная штанга скручивается,
ослабляя тем самым воздействие, оказываемое лентой ремня на грудную клетку пристегнутого
водителя/пассажира.
По завершении срабатывания аварийного натяжителя возвратный барабан остается
заблокирован и сборка ремня безопасности подлежит замене.
Меры предосторожности
Проверка состояния SRS должна производиться раз 10 лет.
Демонтаж и обслуживание компонентов рулевой колонки, радиоприемника и прочих
компонентов, расположенных вблизи панели приборов требует соблюдения особых
мер предосторожности, так как случайное повреждение электропроводки SRS может
привести к несанкционированному срабатыванию подушек безопасности, чреватому
получением тяжелых травм. Электропроводку SRS легко идентифицировать по ярко-желтой
окраске изоляции, - ни в коем случае не рассоединяйте ее контактные разъемы
и не подключайте к ним никакие электрические диагностические приборы.
Прежде чем приступать к выполнению каких-либо работ вблизи компонентов SRS в обязательно порядке отключайте систему! |
Снятый с автомобиля модуль подушки безопасности следует держать лицевой стороной
от себя, - перенесите сборку в безопасное место и уложите лицевой стороной вверх.
Ни в коем случае не пытайтесь произвести измерение сопротивления компонентов
SRS, - вырабатываемой внутренним источником питания омметра энергии может вполне
достаточно для срабатывания газогенераторов!
Прежде чем использовать на автомобиле какое-либо электронное оборудование следует
обязательно произвести отключение SRS (см. ниже).
Ни в коем случае не выбрасывайте ни разу не сработавшие модули подушек безопасности
в мусороприемники, - консультации по утилизации компонентов SRS всегда можно
получить на станциях техобслуживания.
Отключение системы SRS
Для отключения SRS произведите следующие манипуляции:
a) Приведите управляемые колеса автомобиля в прямолинейное положение, поверните
ключ зажигания в положение LOCK и извлеките его из замка;
b) Выключите зажигание;
c) Отсоедините от батареи сначала отрицательный, затем положительный провода.
Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие! |
d) Прежде чем приступать к выполнению каких-либо работ, обождите не менее 20 секунд, в течение которых должна произойти разрядка конденсатора аварийного источника питания SRS.
Активация SRS
Для активации системы подсоедините к батарее сначала положительный провод, затем
- отрицательный, поверните ключ зажигания в положение и удостоверьтесь в исправности
срабатывания контрольной лампы SRS.