3.10. Проверка компрессии в цилиндрах двигателя
При сгорании горючей смеси в камерах сгорания цилиндров создается давление порядка 6 МПа, что создает высокие нагрузки на поршни и поршневые кольца, стенки цилиндров, а также седла и уплотнения клапанов.
Наилучшую производительность при сравнительно небольшом потреблении бензина двигатель показывает при хорошей герметичности поршневых колец, когда вся горючая смесь используется для полезной работы. В случае нарушения герметичности клапанов и поршневых колец наблюдается повышенный расход масла и топлива, снижение мощности и затрудненный пуск холодного двигателя, а также увеличение загрязнения окружающей среды. Если это так, то необходимо провести измерение компрессии отдельных цилиндров двигателя с помощью специального прибора — компрессометра, на основе чего и определяется, насколько герметичны клапаны и поршневые кольца.
Измерение компрессии проводите в следующем порядке:
- прогрейте двигатель до рабочей температуры, так как горячие поршневые кольца обеспечивают лучшую герметичность;
- отключите зажигание;
- выверните все свечи зажигания;
- снимите датчик положения коленчатого вала и отсоедините трехконтактную штекерную колодку 1 (рис. 159) катушки зажигания;
- откройте дроссельную заслонку с помощником, который нажмет на педаль акселератора;
- плотно вставьте резиновый конус компрессометра в отверстие первой свечи;
- с помощником прокрутите двигатель стартером и измерьте величину компрессии в цилиндре двигателя. Двигатель прокручивайте до тех пор, пока стрелка компрессометра больше не будет подниматься, т.е. покажет максимальное значение компрессии;
- аналогичным способом проверьте по очереди другие цилиндры двигателя.
Считается нормальным, если значение компрессии ни в одном из цилиндров не опускается ниже 80% от максимального, полученного при измерении всех цилиндров.
Низкая компрессия или имеющая большие различия в разных цилиндрах, является результатом износа поршневых колец, что можно также определить по повышенному расходу масла.
Величина компрессии двигателя должна быть не менее 750 кПа. Если полученный результат измерения компрессии примерно равен этой величине, то залейте немного моторного масла в двигатель через отверстие свечи зажигания и повторите измерения. Если после этого:
- результат окажется лучше, то можно предполагать, что причиной низкой компрессии являются изношенные поршневые кольца или стенки цилиндра;
- результат остался примерно тем же, то причиной низкой компрессии скорее всего являются один или несколько плохо работающих клапанов или может быть негерметичной прокладка головки блока цилиндров. В любом случае следует снять головку блока цилиндров и провести тщательную проверку для определения причины неисправности.
В продаже имеются присадки к маслам, которые после их залива обеспечивает дополнительную герметичность поршневых колец. В большинстве случаев получаемый от этого эффект оказывается очень недолговременным, однако бывают случаи, когда это действительно помогает. На СТО «Volkswagen» можно получить информацию для покупки лучшей продукции такого рода.