16.8. Регулировка детонации
Детонационное зажигание, возникающее в том случае, если момент зажигания установлен
со слишком большим опережением, вредит двигателю. Его следствием являются перегрев,
повреждения подшипников и поршней.
С другой стороны, самый большой выход мощности двигателя бывает тогда, когда
момент зажигания установлен с максимальным опережением, т.е. двигатель жестко
работает на границе детонации. На эту границу детонации оказывают влияние слишком
многочисленные факторы (качество топлива, отложения в камерах сгорания и пр.),
чтобы ее можно было бы определить точно заранее.
Поэтому при традиционной установке зажигания необходимо иметь большое «расстояние
безопасности» или «пост наблюдения», который устанавливает – если происходит
детонационное сгорание – регулирование детонации.
Функция регулировки детонации
Сгорание в цилиндрах контролируется так называемым сенсором детонации, который
привинчен слева на блоке двигателя. Два сенсора установлены в двигателях с рабочим
объемом 1,8 л (слева на блоке) и в шестицилиндровых двигателях (справа и слева
вверху на блоке).
Сенсор детонации «чувствует», когда сгорание в цилиндрах вместо обычных равномерных
колебаний дает картину неравномерных колебаний. Эту информацию сенсор передает
в электронный блок управления.
Там происходит следующее: при поступлении сигнала «детонационное сгорание при
последнем зажигании» следующие на очереди цилиндры продолжают получать рассчитанный
для них момент зажигания. Но в том цилиндре, где была установлена детонация,
момент зажигания сдвигается примерно на 3° назад. Как замечено выше, это происходит
только в одном цилиндре. В других сохраняется момент зажигания, вычисленный
первоначально.
Если детонационное сгорание в данном цилиндре сохранилось, то при следующем
рабочем такте момент зажигания снова сдвигается назад на 3°. Это может осуществляться
максимум до 15° (точкой отсчета является номинальный момент зажигания).
Если в соответствующем цилиндре зажигание происходит снова нормально, то через
короткое время момент зажигания снова сдвигается в сторону опережения. Это делается
примерно на 0,5°, затем следует пауза в несколько рабочих тактов, пока снова
не происходит смещение на 0,5° в сторону опережения.
Это продолжается до тех пор, пока не достигнут первоначально запланированный
момент зажигания или пока сенсор детонации снова не подаст сигнал о детонационном
сгорании.
Сенсор детонации
В этот чувствительный элемент вставлен кусочек «пьезокерамики», материал, который
мы хорошо знаем по газовым пьезозажигалкам. Механические силы (растяжение, давление),
действующие на пьезокерамику, преобразуются ею в электрическое напряжение.
Чтобы активизировать сенсор, достаточно неравномерных колебаний, которые производит
детонационное сгорание.