4.4.10. Головки блока цилиндров
Рис. 3.4.43. Головка блока цилиндров: 1 – головка блока цилиндров; 2 – прокладка крышки головки блока цилиндров; 3 – болты крепления головки блока цилиндров; 4 – крышка головки блока цилиндров; 5 – маслоотражательное кольцо; 6 – прокладка; 7 – крышка; 8 – топливные трубки форсунок; 9 – трубки возврата топлива; 10 – уплотнительное кольцо; 11 – пустотелый болт, 5 Н·м; 12 – впускной коллектор; 13 – болт, 10 Н·м; 14 – прокладка; 15 – центрирующая втулка; 16 – болт, 10 Н·м; 17 – термозащитный экран вакуумного насоса; 18 – вакуумный насос; 19 – болт, 10 Н·м; 20 – уплотнительное кольцо; 21 – прокладка головки блока цилиндров
|
Головка блока цилиндров показана на рис. 3.4.43.
Левая крышка головки блока цилиндров
Снимите переднюю секцию впускного коллектора.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Все зажимы и хомуты, которые при снятии крышки головки блока цилиндров будут повреждены или разрезаны, при установке крышки головки блока цилиндров необходимо заменить новыми.
|
Освободите и отведите в сторону жгут проводов от левой крышки головки блока цилиндров.
Промаркируйте и отсоедините топливные трубки от форсунок.
Рис. 3.4.44. Расположение гаек крепления левой крышки головки блока цилиндров и трубки возврата топлива (1)
|
Выверните пустотелые болты и снимите трубки возврата топлива 1 (рис. 3.4.44) с форсунок.
Отверните гайки и снимите левую крышку головки блока цилиндров.
Установка производится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Замените новыми уплотнительные кольца трубок возврата топлива.
При повреждении прокладки крышки головки блока цилиндров замените ее новой.
Если повреждены уплотнительные кольца топливных форсунок, необходимо заменить крышку головки блока цилиндров.
Обезжирьте поверхность, уплотняемую прокладкой крышки головки блока цилиндров.
Нанесите тонкий сплошной слой герметика на полукруглую поверхность (рис. 3.4.45) в торце головки блока цилиндров.
Нанесите участками длиной 5 мм и диаметром 3 мм слой герметика на наружные крышки распределительного вала (см. рис. 3.4.45). Гайки крепления крышки головки блока цилиндров затягивайте постепенно крест-накрест.
Подсоедините топливные трубки.
Установите переднюю секцию впускного коллектора.
Правая крышка головки блока цилиндров
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Все зажимы и хомуты, которые при снятии крышки головки блока цилиндров будут повреждены или разрезаны, при установке крышки головки блока цилиндров необходимо заменить новыми.
|
Выверните винты и снимите кожух двигателя (см. рис. 3.4.1).
Ослабьте хомуты и снимите воздушный патрубок с воздушного фильтра.
Ослабьте и снимите трубы с турбокомпрессора (рис. 3.4.46).
Промаркируйте и отсоедините топливные трубки от форсунок.
Освободите и отведите в сторону жгут проводов от правой крышки головки блока цилиндров.
Отсоедините вакуумные шланги от турбокомпрессора и механического клапана системы повторного сжигания отработавших газов.
Выверните болты и снимите трубу, соединяющую турбокомпрессор с охладителем воздуха.
Выверните болт крепления трубки указателя уровня моторного масла.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не вынимайте трубку указателя уровня моторного масла, так как в противном случае уплотнительное кольцо в основании трубки будет повреждено и его придется заменить.
|
Выверните пустотелые болты и снимите трубки возврата топлива.
Выверните гайки и снимите крышку головки блока цилиндров.
Установка производится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Замените новыми уплотнительные кольца трубок возврата топлива.
При повреждении прокладки крышки головки блока цилиндров замените ее новой.
Если повреждены уплотнительные кольца топливных форсунок, необходимо заменить крышку головки блока цилиндров.
Обезжирьте поверхность, сопрягаемую с прокладкой крышки головки блока цилиндров.
Нанесите тонкий сплошной слой герметика на полукруглую поверхность в торце головки блока цилиндров.
Нанесите участками длиной 5 мм и диаметром 3 мм слой герметика на наружные крышки распределительного вала (см. рис. 3.4.45).
Гайки крепления крышки головки блока цилиндров затягивайте постепенно крест-накрест.
Подсоедините топливные трубки.
Снятие головки блока цилиндров
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Все зажимы и хомуты, которые при снятии головки блока цилиндров будут повреждены или разрезаны, при установке головки блока цилиндров необходимо заменить новыми.
|
Перед отсоединением аккумуляторной батареи проверьте, есть ли у вас код включения радиоприемника.
Выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
Выверните винты и снимите две секции нижнего брызговика моторного отсека (см. рис. 3.4.2).
Снимите передний бампер.
Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
С левой передней стороны моторного отсека выверните болт крепления кронштейна, поддерживающего трубопровод системы кондиционирования.
Установите переднюю поперечную панель в сервисное положение.
Выверните болты (см. рис. 3.4.4) и снимите термозащитный экран над турбокомпрессором.
Выверните болты крепления приемной выхлопной трубы к турбокомпрессору (см. рис. 3.4.5).
Ослабьте хомуты и снимите переднюю выхлопную трубу с каталитическим нейтрализатором.
Выверните гайки и снимите трубу выпуска отработавших газов, соединяющую турбокомпрессор с выпускным коллектором.
Снимите с головки блока цилиндров клапан системы рециркуляции отработавших газов.
Выверните болт крепления вентилятора радиатора с вязкостной муфтой, удерживая от проворачивания ось вентилятора другим гаечным ключом (см. рис. 3.4.15).
Выверните винты и снимите кожух поликлинового ремня (см. рис. 3.4.16).
Снимите переднюю секцию впускного коллектора (см. рис. 3.4.41).
Снимите крышку маслоналивной горловины.
Рис. 3.4.22. Метка на распределительном валу при установке поршня первого цилиндра в ВМТ в такте сжатия
|
За болт крепления шкива проверните коленчатый вал в направлении рабочего вращения до появления метки «OT» (ВМТ) на распределительном валу в отверстии маслоналивной горловины (см. рис. 3.4.22).
Зафиксируйте коленчатый вал в этом положении. Для этого из блока цилиндров выверните датчик ВМТ и вместо него вверните установочный винт 3242 (см. рис. 3.4.23).
Рис. 3.4.26. Расположение болтов (1) крепления гасителя колебаний, гайки (2) крепления шкива топливного насоса и болтов (3) крепления шкива зубчатого ремня к шкиву топливного насоса
|
Снимите гаситель колебаний со шкива топливного насоса (см. рис. 3.4.26). Гайку 2 крепления шкива топливного насоса не следует отворачивать, так как в противном случае изменится момент впрыска топлива.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Мелом, маркером или краской отметьте направление вращения зубчатого ремня. Если после установки ремень будет вращаться в другую сторону, это может привести к его разрушению.
|
Ослабьте натяжение зубчатого ремня и снимите ремень.
Отсоедините трубки подачи и возврата топлива от топливного насоса.
Ослабьте натяжение зубчатого ремня привода топливного насоса и снимите ремень.
Выверните болты и снимите топливный насос.
Снимите заглушку с ролика натяжителя поликлинового ремня компрессора кондиционера.
Рис. 3.4.17. Расположение болта крепления ролика натяжителя поликлинового ремня компрессора кондиционера
|
Ослабьте болт крепления ролика натяжителя поликлинового ремня компрессора кондиционера и снимите ремень со шкивов (см. рис. 3.4.17).
Торцовым ключом поверните против часовой стрелки натяжитель основного поликлинового ремня, чтобы ослабить натяжение ремня. Зафиксируйте в этом положении механизм натяжения штифтом (поз. 1 на рис. 3.4.18) и снимите ремень.
Рис. 3.4.28. Расположение болтов крепления кожуха зубчатого ремня и кронштейна вентилятора радиатора: 1 – болт, 45 Н·м; 2 – болт, 10 Н·м; 3 – болт, 20 Н·м; 4 – болт, 10 Н·м
|
Выверните болты крепления нижнего кожуха зубчатого ремня 4 (см. рис. 3.4.28).
Выверните болт шкива вентилятора радиатора с вязкостной муфтой.
Выверните болты крепления вакуумного насоса, поверните насос против часовой стрелки и снимите его с левой головки блока цилиндров.
Рис. 3.4.24. Расположение крышки, закрывающей торец распределительного вала, на правой головке блока цилиндров
|
Используя отвертку как рычаг, снимите крышку, закрывающую торец распределительного вала на правой головке блока цилиндров (см. рис. 3.4.24).
Установите вместо крышки фиксаторы 3458 (см. рис. 3.4.25) положения распределительных валов.
Отвинтите болты 3 (см. рис. 3.4.26) крепления шкива зубчатого ремня к шкиву топливного насоса.
Торцовым ключом на 8 мм поверните ролик натяжителя зубчатого ремня по часовой стрелке и зафиксируйте его штифтом диаметром 2 мм (см. рис. 3.4.30).
Рис. 3.4.31. Использование съемника Kukko 204-1 (1) для снятия шкива зубчатого ремня с распределительного вала
|
Используя съемник Kukko 204-1 (см. рис. 3.4.31), снимите оба шкива распределительных валов с их посадочных конусов. При этом съемник должен упираться в болты крепления шкивов распределительных валов. Шкивы распределительных валов должны свободно вращаться на установочных конусах, но не иметь чрезмерного люфта.
Выверните болт и снимите шкив зубчатого ремня с левой головки блока цилиндров.
Снимите зубчатый ремень.
Рис. 3.4.47. Расположение винтов крепления левого (1), верхнего (2) и правого (3) задних кожухов зубчатого ремня
|
Выверните винты и снимите верхнюю секцию заднего кожуха зубчатого ремня 2 (рис. 3.4.47).
Выверните винты и снимите левый 1 и правый 3 задние кожухи зубчатого ремня.
Выверните болты и снимите переднюю трубу системы охлаждения.
Отверните гайки и снимите крышку головки блока цилиндров.
В последовательности, показанной на рис. 3.4.48, постепенно ослабьте, а затем вывинтите полностью болты крепления головки блока цилиндров.
Снимите головку блока цилиндров и установите ее на мягкое основание.
Подготовка головки к установке
Привалочные поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте твердый пластиковый или деревянный скребок. При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Убедитесь, что нагар не попал в масляные и водяные каналы. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к деталям двигателя. При необходимости прочистите каналы.
Проверьте привалочные поверхности головки и блока цилиндров на наличие забоин, глубоких царапин и других повреждений. Небольшие дефекты можно удалить механической обработкой. При значительных дефектах детали подлежат замене.
Проверьте плоскостность привалочной поверхности головки блока цилиндров.
Очистите отверстия под болты в блоке цилиндров от грязи и масла. Заворачивание болта в заполненное маслом отверстие может вызвать разрыв блока из-за давления масла.
Установка головки блока цилиндров
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
При установке головки блока цилиндров необходимо заменить новыми все самоконтрящиеся гайки и болты, которые затягивали доворачиванием на определенный угол, а также уплотнительные кольца и прокладки.
Новую прокладку головки блока цилиндров извлекайте из упаковки непосредственно перед установкой.
Рис. 3.4.49. Маркировка прокладки крышки головки блока цилиндров отверстиями (1), номером (2) и кодом производства (3)
|
Если на двигатель установлены новые поршни, необходимо измерить выступание поршней из блока цилиндров и в соответствии с его величиной выбрать толщину новой прокладки головки блока цилиндров (рис. 3.4.49).
Установите прокладку на направляющие штифты, при этом надпись «oben» («верх») должна быть направлена к головке.
Если проводились работы на газораспределительном механизме, проверните вручную двигатель на два полных оборота, чтобы быть уверенным, что поршни не ударятся о клапаны.
Перед установкой головки блока цилиндров установите поршень первого цилиндра и распределительные валы в ВМТ в такте сжатия. Зафиксируйте коленчатый вал в этом положении, вывернув датчик момента впрыска топлива из блока цилиндров и вместо него ввернув установочный винт 3242 (см. рис. 3.4.23).
Выступание поршней, мм
|
Число отверстий
|
0,39-0,49
|
1
|
0,49-0,54
|
2
|
0,54-0,65
|
3
|
Рис. 3.4.50. Газораспределительный механизм:
1 – крышка подшипника распределительного вала впускных клапанов; 2 – накидная гайка, 15 Н·м; 3 – болт, 10 Н·м; 4 – накидная гайка, 15 Н·м; 5 – гайка, 10 Н·м; 6 – болт, 10 Н·м; 7 – крышка подшипника распределительного вала выпускных клапанов; 8 – распределительный вал впускных клапанов; 9 – распределительный вал выпускных клапанов; 10 – гидравлический толкатель; 11 – болт, 10 Н·м; 12 – вакуумный насос; 13 – упорное полукольцо; 14 – головка блока цилиндров; 15 – выпускной клапан; 16 – впускной клапан; 17 – уплотнительное кольцо; 18 – шкив распределительного вала; 19 – болт, 75 Н·м; 20 – маслоотражательный колпачок; 21 – клапанные пружины; 22 – опора клапанной пружины; 23 – сухари; 24 – гидравлический толкатель; 25 – опора рычага; 26 – рычаг
|
Вставьте болты крепления головки 14 (рис. 3.4.50) блока цилиндров и затяните их от руки, а затем протяните в четыре этапа в последовательности, обратной той, что показана на рис. 3.4.48:
1-й этап – 35 Н·м;
2-й этап – 60 Н·м;
3-й этап — довернуть на 90°;
4-й этап — довернуть еще на 90°.
Дополнительное подтягивание болтов головки блока цилиндров после прогрева двигателя или по истечении определенного времени не требуется.
Установите крышку головки блока цилиндров.
Установите зубчатый ремень.
Удалите воздух из топливной системы.
Подсоедините провод «массы» к аккумуляторной батарее.
Включите радиоприемник и введите в него код.
Поднимите стекла электрическими стеклоподъемниками вверх до упора. Затем нажмите на все переключатели стеклоподъемника еще раз, по меньшей мере на 1 с, в положение закрытия для активации блока управления стеклоподъемниками.
Установите время на часах.