4.4.4. Снятие и установка двигателя
Рекомендации по снятию двигателя
Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с данным разделом.
Если двигатель снимают для ремонта, необходимо выбрать место для проведения работ, обеспечить пространство для обслуживания и хранения запчастей. Ремонт рекомендуется проводить на станции техобслуживания или в гараже с ровным горизонтальным полом и чистым твердым покрытием.
Перед снятием очистите от загрязнений и вымойте двигатель и моторный отсек. При снятии используйте подъемный механизм достаточной грузоподъемности для безопасного подъема двигателя.
Если вы снимаете двигатель впервые, пригласите опытного специалиста. Некоторые работы следует выполнять с помощником.
Все зажимы и хомуты, которые при снятии двигателя будут повреждены или разрезаны, при сборке двигателя замените новыми.
Двигатель извлекается вперед отдельно от коробки передач.
Слитую охлаждающую жидкость необходимо собрать и утилизировать.
Перед отсоединением аккумуляторной батареи проверьте, есть ли у вас код включения радиоприемника.
Снятие
Выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
Выверните винты и снимите кожух двигателя (рис. 3.4.1).
Выверните винты и снимите две секции нижнего брызговика моторного отсека (рис. 3.4.2).
Снимите передний бампер.
Снимите воздушный патрубок 1 (рис. 3.4.3) и крышку воздушного фильтра 2.
Отсоедините воздушный патрубок от охладителя воздуха.
С левой передней стороны моторного отсека выверните болт крепления кронштейна, поддерживающего трубопровод системы кондиционирования.
Отсоедините воздушный патрубок охладителя воздуха от всасывающего трубопровода.
Установите переднюю поперечную панель в сервисное положение.
Выверните болт крепления вентилятора радиатора с вязкостной муфтой, удерживая от проворачивания ось вентилятора другим гаечным ключом (см. рис. 3.4.15).
Снимите кожух расширительного бачка.
Отсоедините электрический разъем электромагнитной муфты включения компрессора кондиционера, расположенный около расширительного бачка, и отведите его в сторону.
Снимите левый и правый кожухи зубчатого ремня.
Отсоедините электрический разъем датчика наддува воздуха и отведите его в сторону.
Выверните винты и снимите кожух поликлинового ремня (см. рис. 3.4.16).
Выверните болты (рис. 3.4.4) и снимите термозащитный экран над турбокомпрессором.
Выверните болты крепления приемной выхлопной трубы к турбокомпрессору (рис. 3.4.5).
Ослабьте хомуты и снимите переднюю выхлопную трубу с каталитическим нейтрализатором.
Отсоедините компенсатор реактивного момента от передней части двигателя.
Снимите заглушку с ролика натяжителя поликлинового ремня компрессора кондиционера.
Рис. 3.4.17. Расположение болта крепления ролика натяжителя поликлинового ремня компрессора кондиционера
|
Ослабьте болт крепления ролика и снимите ремень со шкивов (см. рис. 3.4.17).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Мелом, маркером или краской отметьте направление вращения поликлинового ремня. Если после установки ремень будет вращаться в другую сторону, это может привести к его разрушению.
|
Выверните болты крепления компрессора кондиционера и, не отсоединяя от него шланги, отведите компрессор в сторону и закрепите проволокой на передней подвеске. Не подвешивайте компрессор на шлангах!
Торцовым ключом поверните против часовой стрелки натяжитель основного поликлинового ремня, чтобы ослабить его натяжение. Зафиксируйте натяжитель в этом положении штифтом 1 (см. рис. 3.4.18) и снимите ремень.
Рис. 3.4.6. Расположение болтов крепления шкива поликлинового ремня ГУР и приспособление для удержания шкива от проворачивания
|
Удерживая шкив поликлинового ремня насоса ГУР специальным приспособлением, выверните болты крепления шкива (рис. 3.4.6).
Снимите кронштейн, расположенный под насосом гидроусилителя рулевого управления.
Выверните болты крепления насоса гидроусилителя рулевого управления к кронштейну и, не отсоединяя от него шланги, отведите насос в сторону.
Рис. 3.4.7. Места подсоединения воздушного шланга (1) и электрического разъема (2) к верхней секции воздушного фильтра
|
Отсоедините воздушный шланг 1 (рис. 3.4.7) от воздушного фильтра.
Отсоедините электрический разъем 2 и снимите верхнюю секцию воздушного фильтра с впускным патрубком.
Снимите генератор.
Отсоедините от стартера провода, выверните болты и снимите стартер.
Извлеките пружинный фиксатор 1 (рис. 3.4.8) и снимите датчик со шланга системы охлаждения.
Выверните сливную пробку 2 (рис. 3.4.8).
Рис. 3.4.9. Места крепления шланга (1) к масляному радиатору и расположение шлангов (2 и 3) системы охлаждения
|
С левой стороны двигателя отсоедините шланг 1 (рис. 3.4.9) от масляного радиатора.
Отсоедините шланги системы охлаждения 2 и 3 (рис. 3.4.9).
Ослабьте хомуты и отсоедините шланги от расширительного бачка.
Выверните винты, отсоедините датчик уровня охлаждающей жидкости и снимите расширительный бачок.
Отсоедините электрический разъем датчика подъема иглы и отведите его в сторону.
Отсоедините шланг с обратным клапаном от вакуумного насоса.
Отсоедините трубопроводы подачи и возврата топлива от топливного насоса и отведите их в сторону.
Отсоедините вакуумный шланг клапана регулировки давления и отведите его в сторону.
Ослабьте хомуты и отсоедините шланги системы охлаждения, идущие к отопителю.
Рис. 3.4.10. Расположение электрических разъемов: 1–3 – электрические разъемы; 4 – разъем топливного насоса; 5 – разъем датчика температуры охлаждающей жидкости
|
Отсоедините электрические разъемы 1–3 (рис. 3.4.10) и отведите их в сторону.
Отсоедините электрический разъем 4 (см. рис. 3.4.10) от топливного насоса и отведите его в сторону.
Отсоедините электрический разъем 5 от датчика температуры охлаждающей жидкости и отведите его в сторону.
Отсоедините электрические разъемы от свечей накаливания и отведите их в сторону.
Выверните гайки крепления левой и правой опоры двигателя А (рис. 3.4.11).
Отсоедините стойки поддержки капота от капота. Установите капот вертикально и закрепите его в этом положении.
Выверните верхние болты крепления коробки передач к двигателю, оставив один верхний болт на месте.
Подвесьте на таль грузоподъемное устройство 2024 и закрепите его захваты на двигателе.
Отвинтите оставшийся болт крепления коробки передач к двигателю.
Проверьте, чтобы все электрические провода, шланги, патрубки и трубопроводы были отсоединены от двигателя.
Соблюдая осторожность, приподнимите двигатель, затем отведите его от коробки передач и извлеките вверх из моторного отсека.
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Рис. 3.4.12. Расположение и нумерация болтов крепления механической коробки передач к двигателю: А — место установки центрирующей втулки
|
При установке двигателя необходимо заменить новыми все самоконтрящиеся гайки и болты (рис. 3.4.12), которые затягивали доворачиванием на определенный угол, а также уплотнительные кольца и прокладки.
Перед установкой двигателя закрепите по бокам моторного отсека электрические провода и шланги, чтобы не повредить их двигателем.
Поз.
|
Болт
|
Момент затяжки, Н-м
|
1
|
М12x80
|
65
|
2
|
М12x90
|
65
|
3
|
М10x50
|
45
|
4
|
М10x45
|
45
|
5
|
М10x135
|
65
|
6
|
М12х110
|
65
|
7
|
М12x67
|
65
|
При установке проверьте наличие центрирующих втулок А, определяющих взаимное расположение двигателя и коробки передач.
Очистите шлицы первичного вала. При повторном использовании ведомого диска сцепления удалите с него следы коррозии. Смажьте шлицы вала тонким слоем смазки G 000 100.
Проверьте состояние подшипника выключения сцепления и при необходимости замените его.
Используя оправку, отцентрируйте ведомый диск сцепления.
Проверьте состояние игольчатого подшипника в хвостовике коленчатого вала со стороны маховика. При необходимости замените подшипник.
Установите двигатель на место и, покачивая его из стороны в сторону, обеспечьте правильное расположение на опорах.
Перед заворачиванием болтов крепления компрессора кондиционера убедитесь, что центрирующие втулки компрессора находятся на месте.
Проверьте уровень жидкости в гидравлической системе усилителя рулевого управления.
Проверьте, чтобы элементы системы выпуска были правильно установлены на подвесках и не касались кузова при ее покачивании.
Залейте в систему охлаждения охлаждающую жидкость. В случае, если снималась головка блока цилиндров или заменялся блок цилиндров, повторное использование охлаждающей жидкости не допускается.
Установите компенсатор реактивного момента и привинтите его к двигателю и кузову, затянув болты моментом 45 Н·м.
Установите поликлиновой ремень компрессора кондиционера и отрегулируйте его натяжение.
Рис. 3.4.20. Регулировка натяжения поликлинового ремня компрессора кондиционера: 1 – болт крепления ролика натяжителя поликлинового ремня; 2 – поликлиновой ремень компрессора кондиционера; 3 – динамометрический ключ
|
Динамометрическим ключом с шестигранной головкой на 6 мм поверните ролик натяжителя поликлинового ремня компрессора кондиционера против часовой стрелки до момента 7 Н·м. Удерживая динамометрический ключ в этом положении, вторым ключом затяните болт 1 крепления ролика натяжителя поликлинового ремня моментом 25 Н·м (см. рис. 3.4.20).
Перед первым запуском двигателя необходимо прокачать топливную систему, так как в противном случае будет поврежден топливный насос.
Перед запуском двигателя проверьте наличие и уровень масла в двигателе.
Проверьте правильность подсоединения электрических разъемов.
Присоедините провод «массы» к аккумуляторной батарее.
Включите радиоприемник и введите в него код.
Поднимите стекла электрическими стеклоподъемниками вверх до упора. Затем нажмите все переключатели стеклоподъемника еще раз, по меньшей мере на 1 с, в положение закрытия для активации блока управления стеклоподъемниками.
Установите время на часах.