2.16. Снятие и разборка головки блока цилиндров

Головку блока цилиндров снимаем для замены прокладки, ремонта механизма привода клапанов и самой головки, а также при полной разборке двигателя.

Работу выполняем на смотровой канаве или подъемнике.

Если необходимо заменить прокладку или демонтировать шатунно-поршневую группу на автомобиле, то головку снимаем в сборе с выпускным коллектором, впускной трубой, топливным насосом и карбюратором, как показано ниже.

Сливаем охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости на автомобиле с двигателем УМПО-331»). Отсоединяем кронштейн крепления приемной трубы к коробке передач и, отвернув гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору, сдвигаем фланец приемной трубы со шпилек выпускного коллектора (см. «Снятие приемной трубы на автомобиле с двигателем УМПО-331» ).

Отсоединяем провод от датчика температуры охлаждающей жидкости (см. «Замена датчика температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов на автомобиле с двигателем УМПО-331»). Снимаем воздухонагнетатель (см. «Снятие воздухонагнетателя и вентилятора отопителя» ).

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Ослабляем хомут крепления верхнего (подводящего) шланга радиатора к патрубку головки блока цилиндров.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Снимаем шланг с патрубка.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Ослабляем хомут крепления байпасного шланга системы охлаждения к патрубку головки блока цилиндров.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Снимаем шланг с патрубка.

Отсоединяем от карбюратора тросы привода воздушной и дроссельных заслонок (см. «Снятие троса привода воздушной заслонки карбюратора», и «Снятие троса привода дроссельных заслонок карбюратора») и провода от микровыключателя ЭПХХ (см. «Снятие микровыключателя»). От штуцеров впускной трубы отсоединяем: трубку электропневмоклапана системы ЭПХХ, шланг вакуумного усилителя тормозов и шланг отвода охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения. Отсоединяем трубку подвода разрежения от штуцера вакуумного регулятора опережения зажигания (см. «Снятие распределителя зажигания» ).

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Ослабив хомут, отсоединяем гибкий топливный шланг от подводящей топливной трубки.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления провода «массы» к щитку передка.

Снимаем цепь со звездочки привода распределительного вала (см. «Снятие цепи привода распределительного вала» ).

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Головкой «на 19» отворачиваем десять гаек шпилек крепления головки блока цилиндров.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Снимаем головку блока цилиндров вместе с впускной трубой и выпускным коллектором.

При снятой головке блока цилиндров нельзя проворачивать коленчатый вал двигателя, так как гильзы цилиндров могут подняться со своих мест за счет трения поршневых колец. Это может привести к тому, что под упорный нижний торец гильзы попадут посторонние частицы, и рубашка охлаждения блока цилиндров разгерметизируется.

Снимаем прокладку головки блока цилиндров.

Для разборки головки блока снимаем впускную трубу (см. «Снятие впускной трубы»), выпускной коллектор (см. «Снятие выпускного коллектора») и топливный насос (см. «Снятие топливного насоса на автомобиле с двигателем УМПО-331» ). Расконтрив и отвернув на несколько оборотов регулировочные винты механизма привода клапанов,...

Снятие и разборка головки блока цилиндров

...снимаем наконечники стержней клапанов.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Выворачиваем регулировочные винты из коромысел.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Шлицевой отверткой отворачиваем два винта крепления упорного фланца распределительного вала...

Снятие и разборка головки блока цилиндров

...и снимаем упорный фланец.

Если снимать коромысла и их оси нет необходимости, распределительный вал можно извлечь из постелей головки блока цилиндров, проворачивая и сдвигая вал вперед.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Если при этом шейка или кулачок вала упирается в коромысло, сдвигаем коромысло по оси, преодолевая усилие поджимной пружины,...

Снятие и разборка головки блока цилиндров

...или, упираясь отверткой, сжимаем пружины клапана, приподнимая носок коромысла.

Если необходимо демонтировать коромысла и их оси, то помечаем коромысла и распорные втулки, чтобы при сборке установить их на свои места.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Оправкой из мягкого металла выбиваем оси коромысел из посадочных отверстий в головке блока цилиндров...

Снятие и разборка головки блока цилиндров

...и снимаем коромысла, поджимные пружины и распорные втулки.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

На осях коромысел впускных и выпускных клапанов нанесены метки ВП и ВЫП и стрелки, направленные к задней части головки блока цилиндров.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Оси коромысел, коромысла, поджимные пружины и распорные втулки.

Вынимаем распределительный вал из постелей головки блока цилиндров.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Для рассухаривания клапана подкладываем под него деревянную проставку.

Вставляем в крепежное отверстие головки блока цилиндров болт подходящего размера и навинчиваем на него гайку. Заводим за гайку зацепной рычаг рассухаривателя клапанов, а подпятник рассухари-вателя упираем в тарелку пружин клапана.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Нажимая на рычаг рассухарива-теля, сжимаем пружины клапана и извлекаем пинцетом сухари.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Снимаем тарелку, защитный колпак клапана, наружную и внутреннюю пружины.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Снимаем опорную шайбу пружин.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Снимаем резиновую уплотнительную шайбу тарелки пружин со стержня клапана.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Вынимаем клапан.

Аналогично демонтируем остальные клапаны.

Удаляем нагар и проверяем состояние и износ стержней клапанов и их направляющих втулок, рабочих фасок тарелок клапанов, их седел и клапанных пружин. Тарелки клапанов не должны иметь трещин, прогаров и деформации (коробления). Поврежденные и изношенные клапаны, сломанные и ослабленные пружины заменяем новыми. Изношенные и поврежденные седла клапанов и направляющие их стержней рекомендуется заменять на СТО.

Собираем и устанавливаем головку блока цилиндров в обратной последовательности. Перед установкой клапанов смазываем их стержни моторным маслом. Устанавливаем новые уплотнительные резиновые шайбы тарелок пружин клапанов. Рабочие поверхности распределительного вала, коромысел и их осей смазываем моторным маслом.

Очищаем приваленные плоскости головки и блока цилиндров от остатков старой прокладки, масла, нагара. Устанавливаем новую прокладку головки блока цилиндров. Гайки шпилек крепления головки блока цилиндров затягиваем предписанным моментом (см. «Приложения», ) в порядке, показанном на рис. 2.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Рис.2. Порядок затяжки гаек шпилек крепления головки блока цилиндров


 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2