3.4. Проверка уровней жидкостей, контроль утечек
Независимо от интервалов проверки по графику не допускайте, чтобы жидкости вытекали под автомобиль, такие утечки указывают на неисправность, которую следует устранять немедленно. |
Жидкости являются неотъемлемой составной частью систем смазки, охлаждения, тормозной системы, ГУР, и омывателя ветрового стекла. Ввиду постепенного расхода и загрязнения жидкостей в процессе нормальной эксплуатации автомобиля, их следует периодически заменять. Доливайте только соответствующие требованиям Спецификаций жидкости.
При любой проверке уровня жидкости автомобиль должен стоять на ровной поверхности. |
Двигательное масло
Визуальный контроль утечек
При замасленном двигателе и большом расходе масла проверьте следующие места на наличие утечек:
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
Проверка и корректировка уровня масла
Проверка уровня двигательного масла производится с помощью измерительного щупа, расположенного в передней части двигательного отсека (двигатели V6), либо встроенного в крышку маслозаливной горловины (4-цилиндровые двигатели) — см. иллюстрации Компоненты отсека 4-цилиндровых двигателей, подлежащие регулярному обслуживанию, Компоненты отсека бензинового двигателя V6, подлежащие регулярному обслуживанию и Компоненты отсека дизельного двигателя, подлежащие регулярному обслуживанию в начале Главы. Щуп проходит через металлическую трубку вниз, достигая дна поддона картера двигателя.
Измерение уровня двигательного масла следует производить через 2-5 мин после его выключения.
Если приступить к измерению уровня двигательного масла сразу после выключения двигателя, часть масла останется в верхней части двигателя и результаты измерения будут ошибочны. |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
Проверка уровня масла является важной профилактической процедурой и должна производиться как можно чаще, а также обязательно перед каждой длительной поездкой. Постоянное чрезмерное падение уровня масла указывает либо на наличие его утечек через повреждённые сальники или ослабшие соединения, либо на его выжигание (внутренние утечки через изношенные поршневые кольца или через направляющие втулки клапанов).
Кроме того, следует обращать внимание и на состояние самого масла. Если масло имеет молочный цвет или в его составе можно заметить капли воды, это указывает на возможное нарушение герметичности прокладки головки цилиндров или наличие трещины в головке или блоке цилиндров. В этом случае двигатель следует отремонтировать немедленно. Каждый раз при измерении уровня масла перед протиркой лезвия щупа проведите по нему большим и указательным пальцами руки. Если при этом будут обнаружены налипшие на щуп частицы грязи или металлические частицы, масло следует заменить (см. Раздел Замена двигательного масла и масляного фильтра).
Охлаждающая жидкость
Не допускайте попадания антифриза на кожу или на окрашенные поверхности автомобиля. Если это все же произошло, немедленно смойте антифриз обильным количеством воды. Антифриз крайне токсичен, поэтому не оставляйте его без присмотра в открытом контейнере или пролитым на пол; детей или животных может привлечь его сладкий запах и они могут выпить его. |
Не снимайте крышку заливной горловины расширительного бачка или крышку радиатора для проверки уровня охлаждающей жидкости (ОЖ) до полного остывания двигателя! |
Проверка уровня и состояния
Рассматриваемые автомобили оборудованы системой охлаждения компенсационного типа с избыточным давлением. Пластиковый расширительный бачок расположен в двигательном отсеке и соединен шлангом с радиатором.
Расширительный бачок системы охлаждения
По мере разогрева двигателя в процессе его работы расширяющаяся охлаждающая жидкость (ОЖ) заполняет бачок. При остывании двигателя ОЖ автоматически поступает обратно в систему охлаждения, что обеспечивает поддержание постоянного уровня ОЖ.
Проверку уровня ОЖ следует производить регулярно, как минимум, каждый месяц, а также перед каждой длительной поездкой. Уровень в резервуаре колеблется в зависимости от температуры двигателя. При холодном двигателе уровень ОЖ должен быть выше нижней (короткой) метки на резервуаре. По мере нагревания двигателя уровень должен приближаться к верхней (длинной) метке или немного превышать её. Если это не так, дайте двигателю остыть, затем снимите крышку с резервуара и откорректируйте уровень ОЖ.
Для заполнения системы охлаждения применяйте обязательно смесь из воды, антифриза и средства для защиты от коррозии алюминия в соответствии с требованиями Спецификаций.
Если возникает необходимость заполнения системы охлаждения в пути, то летом можно применять чистую воду. Антифриз можно долить позже, однако как можно быстрее. |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
Для проверки морозоустойчивости ОЖ используйте ареометр.
Тормозная жидкость
Тормозная жидкость при попадании в глаза и на окрашенные поверхности автомобиля может повредить их, поэтому будьте крайне осторожны при обращении с ней. Не пользуйтесь тормозной жидкостью, которая долгое время стояла открытой, или которой больше одного года. Тормозная жидкость имеет свойство поглощать влагу из воздуха, что может ухудшить её свойства и привести к опасной потере эффективности тормозной системы. Используйте только указанный в Спецификациях тип тормозной жидкости. Смешивание различных типов жидкостей может привести к отказу тормозной системы. |
Резервуар тормозной жидкости находится в левой части двигательного отсека, около его переборки (см. иллюстрации Компоненты отсека 4-цилиндровых двигателей, подлежащие регулярному обслуживанию, Компоненты отсека бензинового двигателя V6, подлежащие регулярному обслуживанию и Компоненты отсека дизельного двигателя, подлежащие регулярному обслуживанию в начале Главы), и разделён на две части, каждая для своего тормозного контура. Крышка резервуара имеет вентиляционное отверстие, которое не должно засоряться. Прозрачные стенки резервуара позволяют снаружи наблюдать за уровнем жидкости. Для контроля уровня тормозной жидкости имеется К/Л низкого уровня тормозной жидкости, расположенная на комбинации приборов (см. Главу Органы управления и приёмы эксплуатации). Тем не менее, рекомендуется регулярно проверять уровень жидкости.
Уровень жидкости при закрытой крышке должен находиться между отметками «MIN» и «MAX» на стенках резервуара. Следите за тем, чтобы уровень не опускался ниже отметки «MIN».
Резервуар тормозной жидкости и отметки MIN и MAX на нём
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
Жидкость гидроусилителя руля (ГУР)
Местоположение резервуара гидравлической системы усилителя рулевого управления (ГУР) указано на иллюстрациях Компоненты отсека 4-цилиндровых двигателей, подлежащие регулярному обслуживанию, Компоненты отсека бензинового двигателя V6, подлежащие регулярному обслуживанию и Компоненты отсека дизельного двигателя, подлежащие регулярному обслуживанию в начале Главы.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||||||
|
Возникновение потребности доливания жидкости ГУР указывает на утечки в системе. Проверьте систему ГУР в условиях СТО. |
Жидкость автоматической трансмиссии (ATF)
Правильность уровня ATF является одним из критических эксплуатационных параметров автомобилей, оборудованных АТ. Чрезмерное падение уровня ATF может привести к пробуксовке гидротрансформатора, тогда как чрезмерное количество жидкости ведёт к её вспениванию, образованию утечек и чревато выходом трансмиссии из строя.
Проверку уровня ATF следует производить при разогретой до нормальной рабочей температуры (80 град.) трансмиссии.
Не следует производить проверку уровня ATF сразу после эксплуатации автомобиля на высоких скоростях, в условиях городского цикла в жаркую погоду, либо после буксировки прицепа, - предварительно дайте жидкости остыть в течение около 30 минут. |
Проверка уровня ATF
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||||
|
Жидкость омывателя ветрового стекла, установка области омывания
|
В районах с умеренным климатом для омывания стёкол можно использовать обычную воду, но рекомендуется добавлять в неё средство для мытья стёкол. Резервуар следует заполнять не более чем на две трети, чтобы оставалось свободное пространство на случай расширения воды при замерзании. В районах с холодными климатическими условиями следует использовать специальный антифриз для омывания ветрового стекла, снижающий точку замерзания жидкости. Обычно он продаётся в концентрированном или готовом виде. Концентрированный антифриз смешивайте с водой в соответствии с инструкцией производителя, приведённой на упаковке.
|
Трансмиссионное масло РКПП
РКПП заправляется маслом на заводе и затем не требует обслуживания. Однако после ремонта РКПП, требующего её опорожнения, требуется заправить масло и проверить его уровень. Для спуска, заправки и проверки трансмиссионного масла РКПП предусмотрены 3 соответствующих отверстия, закрытых пробками.
Расположение пробок на РКПП
1 — Пробка заливного отверстия
|
|
Пробка сливного отверстия содержит магнит, собирающий металлические частицы, образующиеся при износе механизма РКПП. |
Уровень масла в РКПП должен доходить до нижнего среза контрольного отверстия.
При затягивании пробок РКПП смазывайте их резьбу фиксирующим герметиком.