3.9. Проверка тормозной системы
|
Пыль, образующаяся в результате износа накладок и скапливающаяся на компонентах тормозного механизма, может содержать опасный для здоровья асбест. Не выдувайте эту пыль с помощью сжатого воздуха и не вдыхайте её! Не используйте для удаления пыли растворители на основе бензина.
|
|
Кроме проверок через установленные интервалы времени состояние тормозных механизмов следует проводить каждый раз при снятии колёс или при появлении признаков неисправности в тормозной системе.
|
Признаки неполадок в тормозной системе
Дисковые тормозные механизмы имеют встроенные индикаторы износа фрикционных накладок, сигнализирующие о том, что износ накладок достиг критической величины. При этом накладки следует поменять немедленно, иначе тормозные диски будут повреждены и им потребуется дорогостоящий ремонт.
Любой из перечисленных ниже признаков может указывать на потенциальный дефект тормозной системы:
- При выжимании педали тормоза автомобиль “уводит” в одну сторону;
- Тормозные механизмы при торможении издают скребущие или визжащие звуки;
- Педаль тормоза имеет чрезмерный ход;
- Педаль тормоза пульсирует (это нормально только при работе системы ABS);
- Наблюдаются утечки тормозной жидкости (обычно заметные на внутренней стороне шины или колеса).
В случае обнаружения хотя бы одного из этих признаков немедленно осмотрите тормозную систему.
Тормозные линии и шланги
|
В тормозной системе в основном используются стальные тормозные трубки, за исключением гибких армированных шлангов у колёс. Регулярный осмотр всех этих линий очень важен.
|
|
- Припаркуйте автомобиль на ровной площадке.
- Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки, после чего снимите колёса.
- Проверьте все тормозные линии и шланги на наличие трещин и потёртостей в их наружном покрытии, утечек, вздутий и деформаций. Проверьте тормозные шланги в передней и задней частях автомобиля на наличие признаков размягчения, трещин, деформаций или износа в результате трения о другие детали. Проверьте все штуцерные соединения на наличие признаков утечек и удостоверьтесь в надёжности всего крепежа тормозных линий.
- Согните руками в одну и другую стороны тормозной шланг, чтобы выявить повреждения. Скручивать шланги не следует.
- Поверните рулевое колесо вправо и влево до упора. Удостоверьтесь, что шланги при этом не задевают за элементы конструкции автомобиля.
- При обнаружении утечек жидкости из тормозных линий или их повреждений утечки следует немедленно устранить. За более подробным описанием процедуры ремонта тормозной системы обратитесь к Главе Тормозная система.
|
|
Проверка толщины тормозных колодок и дисков
|
- Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки, после чего снимите соответствующее колесо.
|
- Проверьте толщину тормозных колодок и через отверстие в суппорте тормозного механизма.
|
- Пределом износа колодки считается толщина
5.0 мм, в этом случае колодку следует заменить (см. Главу Тормозная система).
|
Как правило, 1 мм износа фрикционной накладки тормозной колодки соответствует, как минимум, 1000 км пробега при неблагоприятных условиях эксплуатации. В обычных условиях накладки стираются намного медленнее.
|
- В случае сомнения в правильности измерения снимите тормозные колодки и измерьте их толщину штангенциркулем. Если степень износа уже достигнута, замените тормозные колодки. Заменять следует все 4 колодки колёс одной оси, даже в том случае, если износилась только одна колодка.
- Проверьте суппорты тормозного механизма на наличие утечек. При обнаружении утечек срочно отремонтируйте суппорт.
- Визуально проверьте тормозные диски с внутренней и внешней стороны на наличие борозд, ржавчины, трещин, при необходимости замените диски.
|
- Измерьте толщину тормозных дисков в нескольких местах с помощью микрометра или специального штангенциркуля. Можно также измерить толщину тормозного диска обычным штангенциркулем, подложив с каждой его стороны подкладку известной величины (например, две монеты), а затем вычтя из измеренного значения толщину подкладки.
|
- Сравните минимальный из полученных результатов с требованиями Спецификаций к Главе Тормозная система. Если достигнута граница износа, замените обязательно оба тормозных диска колёс на одной оси. Тормозной диск также следует заменить и при больших трещинах или глубоких бороздах.
- В заключение проверьте целостность индикаторов износа колодок и толщину башмаков стояночного тормоза. Замену башмаков рекомендуется производить, если через контрольное отверстие в диске видно 10 витков резьбы. Установите колёса и опустите автомобиль на землю.
|
|
Проверка и регулировка стояночного тормоза
Местоположение регулировочной гайки
|
- Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности и отпустите стояночный тормоз.
- Автомобиль должен сдвигаться вручную, действие тормозов не должно ощущаться.
- Взведите рычаг стояночного тормоза. Если колёса не блокируются после четырёх щелчков, отрегулируйте стояночный тормоз описанным ниже образом.
- Снимите колёса и с помощью отвёртки выкрутите регулятор так, чтобы тормозной диск был заблокирован. Затем затяните регулятор до начала проворачивания тормозного диска. Повторите процедуру на втором заднем колесе.
- Установите колёса.
- Проверьте запас хода рычага стояночного тормоза. Для этого вывесите задние колёса и потяните рычаг до первого щелчка.
- Затяните регулировочную гайку на рычаге стояночного тормоза, доступ к которой имеется через отверстие в центральной консоли до тех пор, пока тормоз не начнёт схватывать.
- Отпустите стояночный тормоз и взведите его опять. После 1
-
4 щелчков колёса должны блокироваться.
|
|