3.24. Проверка состояния батареи, уход за ней и зарядка
Обратитесь также к материалам Главы
Системы электрооборудования двигателя.
Аккумуляторная батарея находится в водосборном отсеке, между двигательным отсеком и ветровым стеклом.
Предусмотренный срок службы аккумуляторной батареи достигается только в том случае, если она всегда достаточно заряжена.
При пользовании автомобилем преимущественно на коротких расстояниях или при длительной стоянке, рекомендуем чаще проводить проверку степени заряженности аккумуляторной батареи.
Инструменты и материалы, необходимые при обслуживании аккумуляторной батареи
Проверка и уход
|
При работе с батареей следует предпринимать определённые меры безопасности. В банках батареи всегда присутствует в высшей степени огнеопасный водород, поэтому ни в коем случае не допускайте приближения к батарее с зажжённой сигаретой или другими видами открытого огня. Электролит батареи представляет собой раствор серной кислоты, которая при попадании в глаза или на открытые участки тела вызывает серьезные травмы. Кроме того, кислота разъедает одежду и краски. При отключении батареи всегда первым отсоединяйте кабель массы, и подсоединяйте его в последнюю очередь!
|
|
Коррозия клемм батареи обычно проявляется в виде легкого, рыхлого порошка
|
|
Отсоединение провода от клеммы батареи с помощью ключа - иногда, в тех случаях, когда коррозия разрушила гайку, для этой процедуры требуется специальные плоскогубцы (всегда первым отсоединяйте и последним подсоединяйте провод массы!)
|
|
Независимо от типа приспособления для зачистки результатом всегда должна быть чистая, блестящая поверхность клеммы
|
|
При зачистке наконечников проводов необходимо удалить все следы коррозии (внутренняя часть наконечника имеет конусность, повторяющую форму клеммы батареи, поэтому не снимайте слишком много материала)
|
|
- Уход за батареей является очень важной процедурой, позволяющей избежать остановок в пути из-за её разрядки. Для выполнения процедуры обслуживания требуется соответствующий инструмент.
- Перед началом процедуры обслуживания всегда сначала выключите двигатель и отключите все электроприборы, затем отсоедините кабель массы от батареи.
|
Если радиоприёмник Вашего автомобиля оборудован системой защиты от воровства, удостоверьтесь, что Вы набрали правильный код перед отсоединением батареи.
|
- Обычно автомобили оборудованы батареями, не требующими особого ухода. Можно снимать крышки банок и доливать дистиллированную воду. Последние модели могут быть оснащены батареями, вообще не требующими ухода, которые полностью запечатаны.
|
- Сдвиньте крышку над аккумуляторной батареей вправо (стрелка 1) и снимите её вверх (стрелка 2).
|
|
|
Аккумуляторная батарея с индикатором (серийный вариант)
|
Проверьте уровень электролита, при необходимости, долейте дистиллированную воду.
|
По индикатору (стрелка) можно определить уровень электролита и степень заряженности аккумуляторной батареи. Осветите индикатор карманным фонариком. При этом возможно появление трёх различных цветов:
-
зелёный
– батарея заряжена в достаточной степени;
-
чёрный
– батарея не заряжена или сильно разряжена;
-
безцветный или жёлтый
– низкий уровень электролита, необходимо доливать дистиллированную воду.
|
Вследствие наличия воздушных пузырьков под индикатором цвет может оказаться неверным. Поэтому при проверке постучите слегка каким-либо предметом по корпусу батареи.
|
|
Если батарея имеет возраст более 5 лет и индикатор не имеет цвета, батарею необходимо заменить на новую.
|
|
Внутрь аккумуляторной батареи светите только карманным фонариком. Ни в коем случае для этого не применяйте открытый огонь (зажигалку, спичку). Опасность взрыва! Следите за тем, чтобы вблизи открытого корпуса аккумуляторной батареи не оказалась горящая сигарета.
|
Заполнение аккумуляторной батареи дистиллированной водой
|
- Выключите зажигание.
- Снимите пленку над пробкой.
|
|
- Отверните пробку батареи.
СТО применяют для заполнения батареи специальную бутылку VAS 5045, конструкция заливного патрубка которой препятствует переполнению секций батареи и разливанию электролита. При достижении максимального уровня поступление дистиллированной воды в секцию батареи автоматически прекращается.
|
|
- Если указанной специальной бутылки в наличии нет, залейте воду до внутренней отметки (пластмассовая перемычка) (1) или до внешней метки MAX.
|
|
- Вверните пробку батареи.
|
|
|
|
Ни в коем случае не вливайте слишком много дистиллированной воды, т.к. в противном случае из батареи начнет выливаться электролит, который повреждает прилегающие части.
|
Аккумуляторная батарея без индикатора
Проверьте уровень электролита, при необходимости, долейте дистиллированную воду.
|
Проверьте визуально уровень электролита по прозрачному корпусу батареи. Выверните пробку батареи только в том случае, когда уровень электролита в какой-либо секции опустился ниже отметки MIN.
|
|
Если определить уровень электролита невозможно, выверните пробку и посмотрите в секцию. Не светите в батарею открытым огнем. Опасность взрыва! Применяйте для этого карманный фонарик.
|
Заполнение батареи дистиллированной водой
|
- Выключите зажигание.
|
- Заполните каждую секцию батареи отдельно дистиллированной водой. До отметки MAX или до внутренней метки (пластмассовая перемычка) (1).
|
|
- Вверните пробку и затяните её.
|
|
|
Ни в коем случае не заливайте слишком много дистиллированной воды. При слишком высоком уровне электролита его необходимо отсосать.
|
Проверка надежности клемм аккумуляторной батареи
|
Если батарея закреплена слабо или клеммы не затянуты, то следствие этого могут быть преждевременный выход из строя самой батареи вследствие её тряски, обгорание кабеля или нарушения в работе электрооборудования. Так как при не присоединенной батареи стираются данные электронных блоков памяти, например, радиоприёмника ознакомьтесь с указаниями по снятию и установке батареи в Разделе Замена аккумуляторной батареи.
|
|
- Подвигайте в разные стороны клеммы (1) и (2) аккумуляторной батареи и проверьте надежность их крепления. При необходимости, подтяните гайки крепления. Момент затяжки:
6Нм.
|
|
- Если батарея закреплена слабо, закрепите хомут (3) болтом крепления (4) моментом
12Нм.
- При обнаружении следов коррозии (обычно представляющей собой рыхлый налет белого цвета) отсоедините провода от клемм, зачистите их специальной щёткой и снова подсоедините. Появление коррозии можно свести к минимуму путем установки специально обработанных шайб, которые имеются в продаже в магазинах автозапчастей, или путем нанесения на клеммы и хомуты проводов слоя бескислотного вазелина или подходящей смазки после их соединения.
- Удостоверьтесь, что поддон батареи находится в удовлетворительном состоянии, а болт крепежного хомута надёжно затянут. Если батарея снималась с поддона, проследите, чтобы во время установки на нём не лежали детали или другие посторонние предметы. При зажимании крепежного хомута не затягивайте его болт слишком туго.
- Следы коррозии с поддона, корпуса батареи и окружающих поверхностей могут быть удалены с помощью водного раствора пищевой соды. Нанесите смесь небольшой щёткой, дайте ей постоять и затем смойте обильным количеством чистой воды.
- Металлические поверхности автомобиля, подвергшиеся коррозии, следует покрывать грунтовкой на цинковой основе и затем окрашивать.
- Дополнительную информацию о батарее и о запуске двигателя от внешнего источника можно найти в Главе Системы электрооборудования двигателя и во Введении.
|
|
Зарядка
|
Производители рекомендуют снимать батарею с автомобиля для её зарядки, т.к. газ, выделяющийся во время этой процедуры, может повредить окрашенные поверхности или интерьер автомобиля, в зависимости от расположения батареи. Быстрая зарядка с подсоединёнными проводами батареи может привести к повреждениям электрической системы автомобиля.
|
|
- Снимите все крышки с банок батареи (если они имеются) и закройте отверстия чистой ветошью, чтобы предотвратить расплескивание электролита. Отсоедините кабель массы батареи и подсоедините провода зарядного устройства к её клеммам (положительный к положительному, отрицательный к отрицательному), затем включите зарядное устройство в сеть. Если оно имеет переключатель, удостоверьтесь, что он установлен в положение <12 вольт>.
|
Если радиоприёмник Вашего автомобиля оборудован системой защиты от воровства, удостоверьтесь, что Вы набрали правильный код перед отсоединением батареи.
|
- Если Вы пользуетесь зарядным устройством с током более двух ампер, регулярно проверяйте батарею во время зарядки, чтобы удостовериться, что она не перегрелась. Используя медленное зарядное устройство, Вы можете спокойно оставить батарею заряжаться на всю ночь после регулярной проверки в течение первых двух часов. При зарядке батарей, не требующих ухода, могут потребоваться определённые меры предосторожности (например, применение очень низкоамперного зарядного устройства). На такой батарее может быть предупредительный шильдик, но если его нет обратитесь за консультацией в представительское отделение изготовителя или к электрику автомастерской.
- Если банки батареи имеют съёмные крышки, каждый час в течение последних нескольких часов зарядного цикла проверяйте плотность электролита с помощью ареометра. Недорогие ареометры имеются в продаже в магазинах автозапчастей - при их применении следуйте прилагаемым инструкциям. Батарею можно считать заряженной, если в течение двух часов показатели плотности её электролита не изменяются, а сам электролит в банках свободно пузырится. Плотность электролита в отдельных банках должна быть почти одинаковой. Если этот не так, значит, одна или несколько банок батареи вышли из строя и их следует заменить.
- Более полную информацию о батарее и о запуске двигателя от вспомогательного источника можно найти в Главе Системы электрооборудования двигателя и во Введении.
|
|