4.2.15. Осмотр коренных подшипников и подшипников нижней головки шатуна
Двигатели В202 / В234 до 1993 г. вып.
Тонкий |
Толстый |
|
Номинальный | красный | синий |
1-й ремонт | желтый | зеленый |
2-ой ремонт | белый | коричневый |
Двигатели В204 и В234 с 1994 г. вып.
|
Цвет |
Тончайший |
красный |
Номинальный |
желтый (размер, применяемый
только для запасных частей) |
1-й ремонт |
синий |
Типичные повреждения подшипников
Повреждение подшипников обычно происходит в результате недостатка смазки, наличия грязи или посторонних частиц в подшипнике, перегрузки двигателя или чрезмерной коррозии. Причина появления неисправности подшипника должна быть обязательно исправлена (если это возможно) перед тем, как приступить к сборке двигателя, во избежание повторения проблемы.
При осмотре вкладышей подшипников извлеките из блока цилиндров / картера крышки коренных подшипников, шатуны и крышки подшипников нижних головок шатунов. Разложите их на чистой поверхности в таком же порядке, в каком они были установлены в двигателе. Это поможет Вам сравнить состояние подшипников с состоянием соответствующих шеек коленвала. При осмотре не прикасайтесь к поверхностям вкладышей подшипников пальцами, так как вкладыши являются чрезвычайно нежными и легко могут быть повреждены.
Грязь и другие посторонние частицы могут попадать в двигатель различными путями. Они могут остаться там при сборке двигателя или через систему вентиляции картера. Грязь и частицы могут попасть в масло и затем в подшипники. Часто присутствует металлическая стружка, появившаяся при механической обработке двигателя или при обычном износе двигателя. После после восстановления двигателя в его компонентах остается абразив, в особенности, если детали не были тщательно прочищены одним из рекомендованных методов. Независимо от способа попадания, посторонние частицы чаще всего оказываются попавшими или внедрившимися в мягкую поверхность подшипников и легко опознаваемы. Крупные частицы не внедряются в подшипники, а оставляют на поверхности подшипников и шеек глубокие царапины или выщерблены. Единственным и лучшим способом избежания такого рода повреждений подшипников является тщательная очистка всех деталей и содержание их в абсолютно чистых местах во время процедуры капитального ремонта и сборки двигателя. Кроме того, рекомендуется частое и регулярное проведения процедуры смены двигательного масла и масляного фильтра.
Недостаточная смазка (или прекращение смазывания) может явиться результатом нескольких взаимосвязанных причин. Чрезмерный перегрев (который разжижает масло), перегрузка (в результате которой масло просачивается сквозь поверхности подшипников) и утечки масла (из-за чрезмерных зазоров в подшипниках, износа масляного насоса или высоких оборотов двигателя) - все эти причины могут привести к прекращению или недостатку смазывания. Также причиной прекращения смазывания подшипников может явиться блокировка масляных каналов, которая обычно происходит в результате несовпадения масляных отверстий вкладышей подшипников - в результате недостатка смазывания подшипники выходят из строя. При недостаточном смазывании материал подшипника обычно вытирается и вытесняется из стальной обоймы подшипника. Иногда температура может повышаться до точки, когда стальные обоймы принимают из-за перегрева голубой цвет.
На продолжительность срока службы подшипников оказывает влияние манера вождения. Частое и полное открывание заслонки, езда на малых скоростях приводит к чрезвычайно высоким нагрузкам на подшипники, сопровождаемым вытеснением масляной пленки. Такие нагрузки приводят к изгибанию подшипников и появлению тонких трещин в их поверхности (утомление материала). В результате материал подшипников ослабевает в различных точках и вырывается из стальной обоймы подшипника.
Частая езда на короткие дистанции приводят к образованию коррозии подшипников. Недостаточный прогрев двигателя приводит к образованию конденсата и вызывающих коррозию газов. Эти продукты скапливаются в двигательном масле, формируя осадок и кислоты. При попадании масла в подшипники кислота вызывает коррозию материала подшипника.
Также к появлению неисправности подшипников ведет неправильная установка их при сборке двигателя. Слишком тугая установка подшипников приводит к образованию недостаточного радиального зазора и следовательно к масляному голоданию подшипников при работе двигателя. Грязь и посторонние частицы, попавшие под заднюю стенку вкладыша подшипника, приводит к образованию пролысин на подшипниках и в итоге приводит к разрушению подшипников.
Во время сборки не прикасайтесь к поверхности вкладыша подшипника руками; имеется риск повреждения очень нежных поверхностей вкладышей или попадания на поверхности вкладышей частиц грязи или других отложений.
Как упоминалось в начале данного раздела, вкладыши подшипников должны заменяться при капитальном ремонте двигателя. Не соблюдение данной рекомендации является ложной экономией. Для выбора вкладышей подшипника см. Раздел Установка на место коленвала и измерение радиального зазора коренных подшипников.