4.2.19. Установка на место сборок поршней с шатунами и измерение зазора в подшипнике нижней головки шатуна
Выбор вкладышей подшипников нижней головки шатуна
Вкладыши подшипников нижней головки шатуна подлежат классификации в зависимости
от их толщины (обратитесь к Разделу
Осмотр коренных подшипников
и подшипников нижней головки шатуна).
Обратите внимание, что при 2-ом ремонте возможна установка вкладышей различной
толщины для обеспечения требуемой величины зазора в подшипнике. Начинайте процедуру
с установки двух наиболее тонких вкладышей, затем, если зазор оказался слишком
велик, установите 1 толстый и 1 тонкий вкладыш и вновь проверьте зазор. В случае,
если зазор опять слишком велик, установите 2 толстых вкладыша.
Измерение зазора
в подшипниках нижних головок шатунов
Зазор может быть измерен двумя способами.
Первый метод предполагает установку крышек подшипников нижних головок шатунов
на соответствующие шатуны перед установкой поршней в блок цилиндров, при этом
вкладыши подшипников должны быть установлены на свои места. После затягивания
крепежных гаек крышек подшипников требуемым усилием, с помощью внутреннего микрометра
или штангенциркуля измеряется внутренний диаметр каждой подшипниковой сборки.
После измерения диаметра каждой соответствующей шейки коленвала, из первого значения
вычитается второе и результатом будет величина зазора в подшипнике нижней головки
шатуна.
Второй, более точный метод, предполагает использование пластичного измерителя
(обратитесь к Разделу
Установка на место коленвала и измерение
радиального зазора коренных подшипников)
после
установки поршней в блок цилиндров. Нижеследующее описывает последний метод одновременно
с установкой поршней в блок цилиндров.
|
1. Установите блок цилиндров либо на бок,
либо на конец, обращенный к маховику / приводному диску.
2. Разложите сборки поршней и шатунов по порядку с соответствующими
подшипниковыми вкладышами, крышками шатунов и гайками.
3. Очистите спинки вкладышей подшипников и постели подшипников, как
в шатуне, так и в крышке шатуна. В случае, если устанавливаются новые
вкладыши, удостоверьтесь, что с них удалены все следы защитной смазки
с помощью керосина или другого растворителя.
4. Установите вкладыши подшипников на свои места, удостоверившись,
что ушки каждого вкладыша вошли в углубления в шатунах и крышках подшипников.
Старайтесь не прикасаться пальцами к рабочим поверхностям вкладышей.
Если для проверки устанавливаются старые вкладыши, Следите за тем,
чтобы они были установлены на свои прежние места.
5. Смажьте зеркала цилиндров, поршни и поршневые кольца чистым двигательным
маслом, Затем разложите по их позициям сборки поршней с шатунами.
Не смазывайте на этой стадии вкладыши подшипников.
|
6. Начинайте со сборки № 1. Удостоверьтесь,
что с поршневыми кольцами проделаны все процедуры, описанные в Разделе
Установка на место поршневых колец
, затем установите кольца на свои места с помощью инструмента для
сжатия поршневых колец.
|
|
7. Вставьте сборку поршня с шатуном в верхнюю часть 1-го
цилиндра. Удостоверьтесь, что зарубка или стрелка на днище поршня
указывает вперед по двигателю в сторону распределительной цепи.
|
|
8. Деревянным бруском или ручкой молотка упритесь в днище
поршня, слегка постукивая, вставьте сборку в цилиндр до тех пор, пока
днище поршня не окажется заподлицо с верхней кромкой цилиндра. Следите
за тем, чтобы не оцарапать зеркало цилиндра болтами крышки нижней
головки шатуна.
|
|
9. Первый кривошип в данный момент должен
находиться в нижней точке своего хода; наденьте шатун на шейку, постукивая
ручкой молотка по верхней части поршня.
10. Уложите пластичную нить измерителя на шейку коленвала.
|
11. Установите на место крышку нижней головки шатуна,
следя за тем, чтобы метки, сделанные на крышке оказались должным образом
расположены. Затяните гайки крышки нижней головки шатуна с требуемым
усилием. Следите за тем, чтобы не нарушить нить измерителя и не провернуть
коленвал в процессе затягивания гаек.
|
|
12. Разберите сборку, затем с помощью шкалы,
напечатанной на упаковке измерителя, определите величину зазора в
подшипнике нижней головки шатуна.
13. Если зазор значительно отличается от приведенного в Спецификациях
значения, могут оказаться установленными вкладыши подшипников неправильного
размера
(или имеет место чрезмерный износ старых вкладышей в случае, если
они устанавливаются повторно). При необходимости, подберите вкладыши
требуемого размера в соответствии с §1. Предварительно удостоверьтесь,
что между вкладышем, крышкой подшипника или шатуном не попала грязь
или масло в процессе измерения. В случае, если раздавленная пластичная
нить измерителя с одной стороны шире, чем с другой, имеется конусность
шейки коленвала.
14. Протолкните сборку поршня с шатуном 1-го цилиндра в верхнюю часть
цилиндра и затем установите сборку поршня с шатуном 4-го цилиндра,
повторите процедуру измерения зазора в подшипнике. После установки
поршней 1-го и 4-го цилиндра в верхнюю часть цилиндров, установите
на свои места поршни 2-го и 3-го цилиндров и повторите процедуру измерения
зазора в подшипниках нижних головок их шатунов.
15. В заключение тщательно удалите с шеек коленвала и с вкладышей
подшипников следы пластичного измерителя. Воспользуйтесь для этого
ногтем, или пластиковым, или деревянным скребком, которые не могут
повредить поверхности подшипников.
|
|
Окончательная установка на место поршней с шатунами
|
1. Установите кривошип 1-го цилиндра в нижнюю часть
его хода. Слегка смажьте шейку коленвала и оба вкладыша подшипника.
Стараясь не задеть зеркало цилиндра, застучите сборку поршня с шатуном
вниз по цилиндру на кривошип коленвала. Установите крышку подшипника
нижней головки шатуна, затяните крепежные гайки от руки. Следите за
тем, чтобы установочные ушки вкладышей подшипников были направлены
друг к другу.
2. Затяните крепежные гайки крышки подшипника нижней головки шатуна
равномерно в прогрессирующем порядке с требуемым усилием.
3. Проверните коленвал. Удостоверьтесь в том, что он вращается свободно;
в случае установки новых компонентов при вращении коленвала может
наблюдаться некоторое сопротивление, однако не должно быть признаков
заклинивания или рывков в отдельных точках при вращении.
4. Установите оставшиеся 3 сборки поршней с шатунами на их кривошипы
тем же способом.
5. Установите на место заборник масляного насоса / фильтр, поддон
картера и головку цилиндров (см. Часть
Ремонт двигателя
без извлечения его из автомобиля данной Главы).
|
|