4.3.10. Чистка и проверка состояния головки цилиндров
Тщательная очистка головки цилиндров и компонентов клапанного механизма
с последующей детальной проверкой их состояния помогут определить приблизительный
объем предстоящих восстановительных работ.
|
Сильные перегревы двигателя могут привести к деформации головки
цилиндров и нарушению плоскостности ее сопрягаемых поверхностей.
|
ЧИСТКА
|
1. Соскоблите с сопрягаемых поверхностей головки цилиндров, впускного
трубопровода и выпускного коллектора все следы материала старой
прокладки и герметика, - постарайтесь не повредить поверхности.
Существенно облегчит работу применение специального размягчителя,
которым следует предварительно пропитать налипшие отложения, - спрашивайте
в магазинах автомобильных аксессуаров.
2. Удалите со стенок водяных каналов все следы накипи.
3. Жесткой проволочной щеткой тщательно прочистите все доступные
полости и отверстия. При сильном загрязнении каналов прочистку головки
следует поручить специалистам.
4. “Прогоните” подходящим по размеру метчиком каждое из болтовых
отверстий, удалив из резьбы продукты коррозии, следы старого герметика
и восстановив поврежденные витки. При наличии доступа к источнику
сжатого воздуха, продуйте отверстия, удалив из них стружку и мелкий
мусор.
|
При использовании сжатого воздуха не забывайте
надевать защитные очки!
|
5. При помощи растворителя и латунной проволочной щетки очистите
камеры сгорания от нагара.
6. Промойте головку растворителем и тщательно просушите ее. Использование
сжатого воздуха позволит существенно сократить срок сушки и даст
гарантию качества прочистки плохо доступных полостей и отверстий.
|
Различного рода составы для удаления следов нагара,
существенно облегчающие выполнение процедуры чистки, можно
приобрести во многих магазинах автомобильных аксессуаров.
Помните, что такого рода средства обычно являются химически
агрессивными и должны применяться с соблюдением соответствующих
мер предосторожности, - строго придерживайтесь инструкций
изготовителей, обычно приведенных на этикетке тары.
|
7. На двигателях SOHC промойте растворителем сборки коромысел с
осями. Тщательно просушите компоненты с применением сжатого воздуха
и сложите их в организованном порядке. Промойте растворителем и
просушите толкатели клапанов.
|
Использование сжатого воздуха существенно облегчит
выполнение процедуры (не забудьте надеть защитные очки).
|
8. Промойте в растворителе и тщательно просушите клапанные пружины,
их тарелки и сухари разрезных замков. Постарайтесь не перепутать
компоненты.
9. Соскоблите основную массу сформировавшихся на поверхностях клапанов
отложений, затем проволочной насадкой к электродрели окончательно
зачистите поверхности стержней и тарелок клапанов - следите, чтобы
клапаны не оказались перепутаны.
|
|
Проверка состояния
|
Прежде чем принимать решение о необходимости проведения механической
обработки головки цилиндров, тщательно изучите ее состояние. Ознакомившись
с изложенным в настоящем подразделе материалом, составьте список нуждающихся
в особом внимании компонентов.
|
Головка цилиндров
|
1. Внимательно проверьте головку цилиндров на наличие следов утечек
охлаждающей жидкости, трещин и прочих повреждений. Треснутая головка
подлежит замене в обязательном порядке. В случае отсутствия уверенности
в определении состояния головки, следует отправить ее для проверки
в мастерскую автосервиса. Если ремонт не представляется возможным,
замените дефектную головку.
|
2. При помощи измерителя плоскостности и щупа
лезвийного типа проверьте сопрягаемую поверхность головки
на наличие признаков деформации. Если неплоскостность превышает
допустимое по нормативам значение (см. Спецификации), головку
необходимо отправить в проточку в механическую мастерскую.
|
Одним и з рабочих параметров головок цилиндров
является их минимальная допустимая высота, которая не
должна быть принижена в процессе механической обработки.
|
|
3. Проверьте состояние седел клапанов в каждой из камер сгорания.
В случае выявления каверн, трещин, следов прогара, головку следует
подвергнуть особому восстановительному ремонту, выполнение которого
лежит вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя
и должно быть поручено специалистам автосервиса.
|
4. При помощи специального нутромера замерьте
внутренний диаметр направляющей втулки клапана. После извлечения
измерителя из втулки производится обмер его микрометром. Измерьте
также наружный диаметр стержня клапана. С целью определения
величины зазора посадки клапана во втулке вычтите из результата
первого измерения результат второго. Сравните полученные данные
с требованиями Спецификаций. Изношенные втулки подлежат замене.
|
при пользовании нутромером введите его до
середины длины втулки, затем подвигайте вверх-вниз.
Неравномерность сопротивления перемещению измерителя
свидетельствует о наличии конусности втулки. При отсутствии
уверенности при определении состояния компонентов не
стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.
|
|
|
|
Клапаны
|
|
1. Внимательно проверьте рабочие поверхности
клапанов на наличие признаков неравномерного износа, деформаций,
трещин, каверн и следов прогара. Оцените степень срабатывания
стержней клапанов. Проверьте, нет ли трещин в шейках стержней.
Путем вращения проверьте клапаны на изгиб. Удостоверьтесь
в отсутствии каверн и признаков чрезмерного износа торцов.
Выявление любого из перечисленных дефектов требует доставки
клапанов для восстановительного ремонта в мастерскую автосервиса.
1 — Торцы (хвостовики) стержней
2 — Канавки под установку сухарей разрезных замков тарелок
3 — Стержни
4 — Рабочие фаски
5 — Выпускной клапан
6 — Цилиндрическая часть тарелки (поясок)
7 — Впускной клапан
|
|
2. Измерьте ширину цилиндрической части (пояска)
тарелки каждого из клапанов. Если ширина пояска оказывается
меньше оговоренного в Спецификациях значения, замените клапан.
|
|
|
Компоненты клапанов
|
|
1. Оцените степень износа торцевых частей каждой
из клапанных пружин, проверьте пружины на наличие каверн.
Измерьте свободную длину клапанных пружин, сравните результаты
измерений с требованиями Спецификаций. Если пружина оказывается
короче нижнего допустимого предела, она является просевшей
и подлежит замене. Проверьте также на соответствие нормативным
требованиям развиваемые пружинами усилия (выполнение данной
работы лучше поручить специалистам мастерской автосервиса).
При отсутствии уверенности в определении состояния пружин
правильнее будет их заменить.
|
|
2. Устанавливая каждую из пружин вертикально
на плоской поверхности, проверьте строгость их торцовки. Пружины
с нарушением торцовки, как и просевшие (см. выше), подлежат
замене.
|
3. Проверьте тарелки пружин и сухари их разрезных замков на наличие
трещин и признаков износа. Все находящиеся в сомнительном состоянии
детали следует заменить новыми во избежание развития дефектов в
будущем.
|
|
Распределительные валы, толкатели клапанов и сборки коромысел с
осями
|
1. Описание процедур проверки состояния перечисленных компонентов
приведено в Разделе
Проверка состояния распределительных валов, толкателей клапанов и подшипников. Оценка состояния подшипниковых шеек распределительных
валов должна быть произведена до того, как головка будет отправлена
мастерскую для проведения обслуживания клапанов. Наличие на шейках
царапин, задиров и прочих механических дефектов головка подлежит
замене вне зависимости от состояния компонентов клапанного механизма.
При обслуживании двигателя SOHC следует также проверить состояние
коромысел привода клапанов с осями.
2. Замените все выявленные дефектные компоненты.
3. При значительной степени износа компонентов клапанов, что вполне
вероятно для нуждающегося в капитальном ремонте двигателя, соберите
клапанные сборки, установите их на свои штатные места в головку
(см. Раздел
Сборка головки цилиндров) и переходите к выполнению процедур обслуживания
клапанов (см. Раздел
Обслуживание клапанов).
|
|