3.1.2.1.2. Проверка и регулировка зазора клапанов
Зазор клапанов следует регулировать только в случае обнаружения неправильной
регулировки, замены или притирки клапанов, замены толкателей или распределительного
вала.
Проверка
МОДЕЛИ 1905 см3 И 1998 см3 C 16 КЛАПАНАМИ
Модели 1905 см
3 и 1998 см
3 с 16 клапанами имеют автоматическую
регулировку зазоров клапанов.
ОСТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
Зазор клапанов проверяется щупом между кулачком и толкателем.
Перед проверкой зазора двигатель при открытом капоте должен остывать по крайней
мере 2 часа.
Пример вычисления толщины регулировочной пластинки клапана
I – впускной клапан,
E – выпускной клапан,
1 – измеренный зазор,
2 – различие между 1 и 3, |
3 – необходимый зазор,
4 – толщина установленной пластинки,
5 – толщины новой пластинки |
Расположение клапанов
|
ADM – впускные клапаны,
ECH – выпускные клапаны,
1 – маслопровод смазки подшипников распределительного вала |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снять крышку головки блока
цилиндров. |
2. Нарисовать схему двигателя на
бумаге. Показать положение каждого клапана вместе с указанным клапанным
зазором. Выше каждого клапана нарисовать две линии для записи (1)
действительного зазора и (2) величины требуемой регулировки. |
|
3. Повернуть коленчатый вал
до полного закрытия впускного клапана цилиндра №1 (со стороны маховика),
т.е. кулачок распределительного вала должен быть направлен вверх.
Щупом измерить зазор между кулачком и толкателем и записать его на
линии 1. |
4. Повторить измерение для остальных
семи клапанов, поворачивая коленчатый вал по мере необходимости так,
чтобы рассматриваемый кулачок всегда был направлен вверх. |
5. Вычислить разницу между каждым
измеренным зазором и необходимым зазором и записать его на линии 2. |
6. Если измеренный зазор не соответствует
необходимому, необходимо произвести регулировку. |
|
Рабочий зазор клапанов (холодный двигатель):
– впускной клапан: 0,20 мм;
– выпускной клапан: 0,40 мм;
– допуск: ±0,05 мм.
Один из методов последовательности проверки зазора клапанов
Довести до полного открытия выпускной клапан цилиндра
№
|
Отрегулировать зазор следующих клапанов
|
1
|
впускной 3 цил., выпускной 4 цил.
|
2
|
впускной 4 цил., выпускной 2 цил.
|
3
|
впускной 2 цил., выпускной 1 цил.
|
4
|
впускной 1 цил., выпускной 3 цил.
|
Регулировка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Проверить зазор клапанов в
соответствии с вышеописанным методом и записать измеренные величины
зазоров. |
2. Снять приводной ремень распределительного
вала. |
3. Снять маслопровод смазки подшипников
распределительного вала, распределитель, болт крепления подшипника
№1 и фланец распределительного вала. |
4. Вставить стальной специальный
стержень диаметром 10 мм (длиной 70 мм) в шкив распределительного
вала и отвинтить болт крепления этого шкива. |
5. Отвинтить болт под скобой крепления
трубопровода охлаждающей жидкости (жидкость из системы охлаждения
сливать не следует) и извлечь листовой кожух. |
6. По порядку отвинтить гайки крепления
крышек подшипников распределительного вала. |
7. Отделить крышку №1 (около распределителя)
от ее бокового уплотнения и снять остальные крышки (крышки №2 и 4
обозначены). |
8. Извлечь распределительный вал
с правой стороны. |
|
9. Извлечь толкатели и установить
их в ряд по порядку (толкатель показан стрелкой). |
10. Снять регулировочные пластинки
и измерить их толщину. |
11. Определить необходимую толщину
регулировочных пластинок:
– если измеренная величина зазора
слишком мала, то следует установить пластинку меньшей толщины, на
величину, записанную на линии 2;
– если измеренная величина зазора
слишком большая, то следует установить пластинку большей толщины,
на величину, записанную на линии 2. |
12. Провести на рисунке еще три
линии ниже каждого клапана. |
13. На линии (4) нанести измеренную
толщину пластинок, которые были сняты с двигателя, затем добавить
или вычесть разницу с линией (2), чтобы получить необходимую толщину
пластинок, и записать на линии (5).
Предупреждение
После замены
одной из деталей системы газораспределения или после притирки клапанов
следует установить 8 регулировочных пластинок толщиной, по крайней
мере, 2,15 мм.
|
14. Установить толкатели с пластинками
необходимой толщины. |
15. Установить распределительный
вал и крышки подшипников. Следует соблюдать порядок установки. Затянуть
крышки подшипников моментом 15 Нм. |
16. Провернуть распределительный
вал при помощи болта шкива и проверить зазор клапанов. В случае обнаружения
неправильного зазора регулировку необходимо повторить. |
17. Проверить, находится ли коленчатый
вал в положении установки системы газораспределения. |
18. Заменить боковое уплотнение
крышки подшипника №1, смазать герметизирующей пастой две поверхности
уплотнения и нижнее соединение. |
19. Установить фланец крепления
распределительного вала. |
20. Установить новое уплотнение
распределительного вала со стороны привода (приспособление 7.0153
Е вместе с болтом и прокладкой шкива). |
21. Установить листовой кожух без
затягивания крепежных элементов. |
22. Отцентрировать кожух при помощи
стержня диаметром 10 мм. |
23. Установить шкив распределительного
вала и вставить в соответствующее место стержень установки системы
газораспределения. |
24. Затянуть болт крепления шкива
моментом 80 Нм. |
25. Ввинтить болты крепления кожуха. |
26. Установить канал смазки подшипников
распределительного вала, распределитель, крышку головки блока цилиндров
и подсоединить провода. |
27. Установить приводной ремень
распределительного вала. |
28. Отрегулировать угол опережения
зажигания. |
|